Развитие организации. 1. 1. Система стратегического управления
Игорь Ансофф отмечал, что система стратегического управления представляет собой систематическую методику раннего выявления неожиданных изменений как внутри, так и вне организации, и быстрого реагирования на них. И, в отличие от систем стратегического планирования, она действует в реальном масштабе времени [2].
Основой любой стратегии и любого целенаправленного развития является понятие цели. Не имея поставленной цели невозможно даже отличить возможность от угрозы: то, что является возможностью достижения одной цели, может являться угрозой достижения другой. Но: «Цели (или задачи) определяют, какие результаты и когда должны быть достигнуты, однако практически ничего не говорят о том, как именно будут получены планируемые результаты. Перед любой организацией стоит множество разнообразных целей, упорядоченных в определенную иерархию. Главные цели, т.е. те, которые оказывают воздействие на направление развития и жизнеспособность структуры в целом, - называют стратегическими целями» [3].
Основная проблема состоит в том, что, как правило, конечная цель организации практически всегда никак не делится на составные части, например, нет никакой методики построения дерева целей для получения организацией, например, заданной прибыли. Просто провести декомпозицию прибыли, как цели, невозможно, да и однозначно ответить на вопрос, какое дерево целей соответствует заданной прибыли, как цели, тоже невозможно. Дерево стратегических целей организации зависит и от поставленной конечной цели, и от внешней и внутренней ситуации, и даже от конкретных людей, разрабатывающих дерево целей.
Соответственно основная задача создания стратегии заключается в том, чтобы на базе конечной цели, миссии, видения организации, разработать иерархию ее стратегических целей, а далее программы достижения этих стратегических целей. Видение организации, дерево ее целей и программы деятельности полностью определят и организационную структуру. В завершение разработать систему показателей, на основании которых можно будет делать выводы о правильности выбранной стратегии, об успешности хода ее реализации в изменяющихся внешних и внутренних условиях, выявлять возникающие проблемы и кризисы.