Эффективность предприятия и система поддержки принятия управленческих решений (DSS)
Если мы едем, плывем, летим на автомобиле, катере, самолете к своей цели, то мы не можем обойтись без информации о том где мы находимся сейчас и направлении нашего движения, а также дополнительной информации, которая необходима для наиболее успешного достижения цели: внешней - скорость, высота, погода, и т.д., и внутренней - запас горючего, состояние нашего транспортного средства, наше собственное состояние, и т.д. По ходу движения нам надо постоянно принимать различные управленческие решения: Двигаться через грозовой фронт, или обойти его, с какой скоростью двигаться, нужно ли сделать остановку для заправки топливом или для отдыха, и т.д.
Аналогично и в бизнесе. Для обеспечения эффективности предприятия нам необходимо знать:
- Свою цель и стратегию ее достижения.
- Текущую внешнюю и внутреннюю среду.
- Точку, в которой мы сейчас находимся.
- Текущий курс и показатели дальнейшего движения к поставленной цели.
Основная цель в бизнесе, это финансовый результат, например, - получение высокой прибыли, выгодная продажа компании, и т.д. Стратегия достижения цели, - например, расширение предприятия за счет заемных средств и временного снижения получаемой прибыли для того, что бы в дальнейшем приумножить прибыль. Цель и стратегия (п.1.) - это прерогатива собственника. Он решает «куда и на чем на чем надо ехать».
Ну а текущий курс и показатели дальнейшего движения к поставленной цели (п.4.), это прерогатива руководителя предприятия (правда руководитель и собственник может быть одно лицо, что очень характерно для России), который должен принимать соответствующие решения.
И эти решения невозможно принимать не зная внешней и внутренней среды и точки, в которой находишься (п.п. 2-3). Знать, это иметь конкретную информацию, конкретные измеримые показатели и их значения.
Всю эту информацию должна предоставлять руководителю система поддержки принятия управленческих решений (Decision Support Systems - DSS).
Вроде бы все просто. Поставил DSS, которая показывает все показатели внутренней и внешней среды, текущее положение, и руководитель (зная цель и стратегию) может принимать решение о текущем курсе и показателях дальнейшего движения к поставленной цели. Но нет. Если мы поставим задачу в таком общем виде, то нам придется давать руководителю сотни и тысячи показателей, и ни один руководитель просто будет не в состоянии в них разобраться. Руководитель должен постоянно иметь 2-3 основных показателя для того, чтобы «держать руку на пульсе», и если в них будут отклонения, то ему надо давать порядка 25 показателей, для анализа возникшей ситуации и принятия адекватного решения.
И эти 25 показателей будут строго индивидуальны для каждого предприятия. Так что основная задача не в том, что бы использовать DSS, а в том, чтобы определить ключевые показатели эффективности предприятия и их оптимальные значения. И это нетривиальная, а даже очень сложная задача, фактически надо осознать суть своего бизнеса и формализовать ее в виде очень ограниченного набора измеримых показателей, с их метриками и оптимальными значениями. А когда эти показатели определены, их просто надо ввести в систему. Что введешь в систему, так и поедешь. А если взять какую либо стороннюю систему, так и поедешь в сторону.
Таким образом, задачу создание системы поддержки принятия управленческих решений для повышения эффективности вашего предприятия необходимо начинать с цели и стратегии вашего предприятия, от которых перейти к системе ключевых показателей эффективности вашего конкретного предприятия. Т.е. необходимо начать с установки задач и целей, что и предлагается в ряде современных концепций управления предприятием: «Tableau de Bord» (Бортовое табло –1932 г.), Management by Objectives (MBO - Управления по целям 1954 г.) , Balanced Scorecard (BSC - Система сбалансированных показателей/Сбалансированная система показателей - ССП - 1992 г.) и их многочисленных модификациях. Подчеркнем, что это именно концепции, а не конкретные методики. Практически каждое предприятие, разрабатывая и внедряя одну из этих концепций, создает на ее основе свою собственную систему управления по целям. Свой
подход к системе сбалансированных показателей, основанный на дополнительном использовании системы управления по инновационным проектам, создала и наша компания.