Удаленные консультации по управленческому консалтингу
Консалтинговое сопровождение проектов заказчика
Разработка эффективной организационной документации
Наши консалтинговые проекты
Коммерческое предложение по повышению эффективности деятельности предприятия
Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг
Наши семинары и тренинги
Наши публикации разных лет
Менеджмент сегодня №3 2021 Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности
Международный журнал Проблемы теории и практики управления №2, №4, №9, 2020 Построение эффективного предприятия
Менеджмент сегодня №3 2017 Целеполагание и стратегическое управление развитием организации
Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов
Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы
Стратегический менеджмент №4 2014 Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация
Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 Цель предприятия и стратегия ее достижения
Креативная экономика №9 2010 Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия
Основные публикации
|
|
Составляющие эффективной деятельности предприятия28.07.2010 Эффективность деятельности предприятия
А.М. Жемчугов, к.т.н. М.К. Жемчугов
Журнал "Российское предпринимательство"*,
июль 2010 г. Вып.2.
Любой собственник стремится повысить эффективность деятельности предприятия. Как решить эту задачу? С чего начать? Каков план действий?
Можно заняться оптимизацией бизнес-процессов, оптимизацией организационной структуры предприятия, вводить бюджетирование, и т.д., и т.п., так?
Однако еще в древности Платон с замечательной ясностью установил неделимость целого на его отдельные части [1], а Аристотель установил, что целое больше простой суммы своих частей [2]. Крупный русский философ С.Л.Франк (1887-1950) утверждал, что «изучая целое только в его частях, мы не познаем его, даже изучив все его части, ибо целое есть не простая сумма частей, а их единство, т.е. система отношений между частями» [3].Во всеобщей организационной науке Богданова организованный комплекс определяется на основе принципа несводимости целого к сумме всех его частей, при этом, чем больше отличие целого от суммы самих частей, тем более это целое организованно [4].
Таким образом, только если предприятие организовано очень слабо, можно еще получить некоторый эффект от фрагментарной оптимизации, эффект, далекий от потенциальных возможностей.
По-хорошему же, необходимо познать сущность целого, и, исходя из этого, выстраивать связи между различными элементами.
Решение задачи повышения эффективности деятельности необходимо начинать с решения вопроса о сущности целого: сущности предприятия, сущности бизнеса. Причем, это вопрос далеко не академический, каждый конкретный бизнес имеет свою собственную сущность, не поняв которую невозможно надеяться на хороший результат.
К сожалению лишь некоторые руководители и собственники понимают эту проблему. Многие ставят задачу так: «Мы хотим внедрить систему планирования ресурсов предприятия (ERP)», или «Систему управления взаимоотношениями с клиентами (CRM)», и т.д. Но, обращая внимание только на одну часть, невозможно серьезно улучшить работу целого, наоборот можно даже расстроить уже сложившуюся организованную систему.
Да и как понять полезность достигнутого повышения эффективности какой-либо отдельной части предприятия? Ну, повысили эффективность деятельности такого-то участка в два раза, хорошо это или плохо? Если хорошо, то, что это дает предприятию, бизнесу? И мы снова возвращаемся к вопросу о сущности предприятия, сущности бизнеса. Не познав сущности целого, невозможно даже понять, к чему же приводят те или иные изменения в частях.
Следовательно, перед собственником предприятия встает всего один основной и первоочередный вопрос: в чем заключается сущность его бизнеса. Как ее определить, измерить, оценить…
Ни для кого не секрет, что цель любого бизнеса - финансовый результат. Но достигнутый предприятием финансовый результат дает довольно мало информации о самом бизнесе, он ничего не говорит о том, что будет завтра, в следующем квартале, в следующем году. Сущность бизнеса не только в получении сиюминутного результата, а в стабильном и увеличивающемся финансовом результате предприятия в долгосрочной перспективе.
Какое предприятие можно назвать эффективным:
- Достигнутый финансовый результат должен быть выше уровня, достигнутого конкурентами.
- Прогнозируемый (расчетный) рост финансового результата в ближайшей перспективе должен быть выше уровня, достигнутого конкурентами на текущий момент (или прогнозируемого в ближайшей перспективе).
- Предприятие выделяет достаточные ресурсы на поддержку и развитие своей деятельности, правильно их использует.
Если убрать любой из приведенных показателей, то предприятие не может быть названо эффективным, они все являются необходимыми.
- Если предприятие достигло финансового результата ниже, чем у конкурентов, оно еще не эффективное, но может таким стать в перспективе (п.п. 2, 3).
- Если расчетный рост финансового показателя ниже, чем у конкурентов, то предприятие вскоре может потерять свои конкурентные преимущества.
- Если предприятие не выделяет достаточных ресурсов на поддержку и развитие, или неправильно их использует, то велики риски, что оно не достигнет прогнозируемых показателей, и, со временем, потеряет свою эффективность.
На наш взгляд, эти условия тогда являются также и достаточными.
*Журнал входит в перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий ВАК Росии.
__________________ Версия для печати
Отзывы, комментарии и вопросы по статье: "Составляющие эффективной деятельности предприятия"Стр. << 1 2 3
19.09.2016 17:55 Тамара
Сущность эффективной деятельности предприятия
| 19.09.2016 19:01 Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.
Сущность эффективной деятельности предприятия заключается в том, что необходимо обеспечивать и эффективность предприятия, и эффективность персонала, необходим паритет.
| 20.09.2016 11:35 Тамара
А как понять паритет эффективности предприятия и персонала?
| 20.09.2016 13:27 Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.
Извините, ответил очень кратко. Эффективность предприятия – это отношение достигнутого результатов к понесенным затратам. Эффективность человека – это также отношение его достигнутых личных результатов к его личным затратам. Паритет достигается тогда, когда результат, достигнутый и использованием ресурсов предприятия, и усилиями всего персонала, разделяется на прибыль предприятия (результат предприятия) и на средства оплаты труда персонала (результат персонала) в согласованной пропорции.
| 09.01.2017 1:36 Андрей
Какие первоочередные факторы влияют на деятельность предприятия?
| 09.01.2017 10:36 Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.
В первую очередь для эффективной деятельности важны следующие факторы:
- оплата труда и мотивация;
- планирование и бюджетирование;
- управленческий учет.
И эти факторы должны быть взаимноувязаны в единой системе.
| 03.05.2018 14:33 Ната
Принципы взаимодействия между структурными подразделениями?
| 03.05.2018 17:52 Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.
Взаимодействие структурных подразделений наиболее эффективно осуществляется при использовании процессного и проектного подходов и сетевого планирования. При обоих подходах мы получаем всех поставщиков структурного подразделения и все, что они поставляют на входы подразделения, всех потребителей и всю продукцию на выходах подразделения для этих потребителей. Сетевой план покажет что и когда получает подразделение, что и когда должно поставлять.
| 28.01.2019 16:40 Валентина
В чем измеряется величина эффективности?
| 28.01.2019 18:24 Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.
Эффективность предприятия может измеряться по отношению к тем целям, которые собственник ставит перед предприятием. Это может быть прибыль, капитализация, место в своей рыночной нише, и т.д. Если говорить о сравнении предприятий, то наиболее распространен показатель выработки на человека в год по чистому продукту равный сумме прибыли и средств оплаты труда. Значение этого показателя зависит и от рыночной ниши. В среднем можно сказать, что если выработка на человека более 4-х млн. руб. на человека - предприятие эффективно. Если в пределах 2-4 - возможно есть резервы повышения эффективности. Если менее 2-х - необходимы меры по повышению эффективности.
Однако необходимо отметить, что эти показатели имеют значение только на больших интервалах времени - они не отражают технологическую и институциональную среду предприятия. Ведь можно достигать нужных результатов за счет работы предприятия "на износ". В этом случае до поры до времени будет видимость эффективной деятельности, но затем неминуемый спад, возможно даже лавинообразный.
| Стр. << 1 2 3
Мы будем рады ответить на Ваши вопросы по статье "Составляющие эффективной деятельности предприятия", рассмотреть Ваши замечания и отзывы. Отвечает главный специалист Жемчугов Михаил, к.т.н.
|
|