Цель как основа стратегии. Этапы
Журнал "Проблемы экономики и менеджмента" №8 2014 г.
А.М. Жемчугов, М.К. Жемчугов
Введение
Стратегия, в самом общем виде, – это программа достижения поставленной цели: проекты и планы, их этапы, промежуточные цели, сроки, ресурсы... При этом, какова будет поставленная цель, такова будет и конкретная стратегия ее достижения, примерно таков будет и получаемый результат, ведь цель – это и есть предвидимый результат [1]. И результат зависит в первую очередь от самой поставленной цели. Если цель занижена, занижен будет и результат. Если цель завышена, то можно вообще не получить никакого результата. И одно из основных требований к цели – это то, что она должна быть достижима [1]. Но постановка оптимальной цели – максимальной, но достижимой, как показывает практика, это самый сложный вопрос современного менеджмента.
Общая цель большинства предприятий – это социально-экономическая цель – то, чего предприятие хочет добиться в обществе, какой экономический эффект хочет получить, и в какой сфере деятельности. И сфера деятельности – это первый до постановки цели возникающий вопрос, вопрос (1) миссии предприятия, его предназначения в обществе, общественный смысл его существования в обществе. И от того, какую миссию изберет предприятие, во многом зависят и его достижимые социальные и экономические цели.
Второй вопрос, предшествующий постановке цели – это (2) политики предприятия: нормы (в том числе и этические), правила, принципы его деятельности. От них зависят и поставленные цели, и стратегия. Если, например, мы примем политику привлечения сторонних средств, то у нас будут одни цели и стратегия, если же использования только своих внутренних резервов - другие.
Определившись с миссией и политиками, мы можем в принципе поставить цель предприятия, но адекватно это можно сделать только исходя из знания и прогнозирования внутренней и внешней среды (и при этом учесть, что мы можем управлять и внутренней, и внешней средой). И здесь возникает много проблем.
Можно твердо сказать: без цели нет и стратегии. Однако, как сказал Белинский еще 200 лет назад, без интереса нет цели, а без цели нет деятельности [2]. Это же далее показали и психологи, и социологи. А без деятельности, не будет и результата. Это вопрос (3) мотивации на достижение поставленной цели, на получение заданного конечного результата. И это очень важный вопрос: от применяемой системы мотивации достижимый результат меняется не на проценты, а в разы, что показал еще Фредерик Тейлор 100 лет назад [3]. Соответственно от принятой системы мотивации зависит и цель, которую мы можем поставить предприятию. И вопрос мотивации требуется рассмотреть, опять же, до постановки цели, и если система мотивации не направляет и не мобилизует коллектив на постановку и достижение максимальных целей, необходимо предусмотреть в разрабатываемой стратегии соответствующие проекты по изменению внутренней среды в данной части. Аналогично и с другими вопросами, влияющими внутренней среды на конечные результаты предприятия: организация деятельности (мотивация – это только часть организации), техническая оснащенность, и т.д. При этом исследования показывают, что «Главная проблема России — неорганизованность. Я не преувеличиваю, именно она приносит 80% потерь» [4], и она занижает их эффективность до 3-4-х раз, и это основной фактор не дающий нам достичь уровня эффективности ведущих экономик мира [5].
Таким образом до постановки цели необходимо внимательно рассмотреть и все другие вопросы (4) внутренней среды, определить максимально достижимые цели, которые предприятие в силах достичь. Здесь имеется один чрезвычайно важный факт: если коллектив мотивирован на достижение высоких целей, то он сам будет определять и устанавливать именно максимально-достижимые цели, определять пути достижения этих целей (самоорганизация). Если же нет, то коллектив будет ставить и обосновывать минимальные цели, и бороться с этим административными методами практически бесполезно.
Реально достижимые цели зависят и от (5) внешней среды, которая потребляет продукцию предприятия, и дает соответствующий экономический результат, и конечно от самой (6) продукции предприятия – если продукция не будет удовлетворять потребности потребителя, никто ее приобретать не будет, не будет и экономического эффекта у предприятия, не будет и социального. И ставить цель предприятия можно только с учетом внешней среды, при необходимости закладывая в стратегию проекты ее изменения в требуемом направлении.
Кроме того, анализ конкурентов и аналогов позволяет выявить их политики, организацию, результаты деятельности, и сравнить с собственными. И это может внешне поставить определенные рамки для цели предприятия – нижнюю границу – на грани конкурентоспособности, и верхнюю – на уровне несколько выше максимальных результатов по своей отрасли.
Рассмотрев продукцию, проанализировав внутреннюю и внешнюю среду, поняв какими они должны быть (с учетом принятых политик) для обеспечения максимальной эффективности, мы получаем, фактически общее (7) видение нашего предприятия в конкурентной среде. Видение предприятия, позволяющего ставить и достигать максимально-достижимые, в рамках принятых политик, цели, достигать максимальной эффективности и конкурентоспособности.
Только после рассмотрения комплекса всех отмеченные вопросов можно адекватно поставить максимально-достижимую (8) цель предприятия, а далее приступить к разработке стратегии ее достижения – определению ряда действий, которые должны привести к достижению этой цели [6,7].
Очень кратко рассмотрим эти восемь отмеченных вопросов.