О  КОМПАНИИ | НАША  МИССИЯ | НАШИ  УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
Целеполагание и стратегическое управление социально-экономическим развитием организации
Управленческий консалтинг. Услуги
Статьи
 
Термины и определения

       

Коммерческое предложение консалтинговых услуг

Консалтинговый проект повышения эффективности деятельности предприятия

Эффективная система мотивации персонала

Наш договор консалтинга

Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг

Бесплатный экспресс-анализ деятельности предприятия

Семинары и тренинги "Развитие организации"

Коммерческое предложение по разработке организационной документации

Методика развития организации ВПМ

Парадигма предприятия СТОО


Некоторые наши публикации

Менеджмент сегодня №3 2017 г. «Целеполагание и стратегическое управление развитием организации»

Системная инженерия №5 2017 г. «Мотивация, KPI и культура организации»

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 г. Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы»

Стратегический менеджмент №4 2014г. «Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация»

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения»

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
19.08.2014

Цель как основа стратегии. Этапы

Журнал "Проблемы экономики и менеджмента" №8 2014 г.
А.М. Жемчугов, М.К. Жемчугов

Введение

Стратегия, в самом общем виде, – это программа достижения поставленной цели: проекты и планы, их этапы, промежуточные цели, сроки, ресурсы... При этом, какова будет поставленная цель, такова будет и конкретная стратегия ее достижения, примерно таков будет и получаемый результат, ведь цель – это и есть предвидимый результат [1]. И результат зависит в первую очередь от самой поставленной цели. Если цель занижена, занижен будет и результат. Если цель завышена, то можно вообще не получить никакого результата. И одно из основных требований к цели – это то, что она должна быть достижима [1]. Но постановка оптимальной цели – максимальной, но достижимой, как показывает практика, это самый сложный вопрос современного менеджмента.
 
Этапы постановки цели

Общая цель большинства предприятий – это социально-экономическая цель – то, чего предприятие хочет добиться в обществе, какой экономический эффект хочет получить, и в какой сфере деятельности. И сфера деятельности – это первый до постановки цели возникающий вопрос, вопрос (1) миссии предприятия, его предназначения в обществе, общественный смысл его существования в обществе. И от того, какую миссию изберет предприятие, во многом зависят и его достижимые социальные и экономические цели.

Второй вопрос, предшествующий постановке цели – это (2) политики предприятия: нормы (в том числе и этические), правила, принципы его деятельности. От них зависят и поставленные цели, и стратегия. Если, например, мы примем политику привлечения сторонних средств, то у нас будут одни цели и стратегия, если же использования только своих внутренних резервов - другие.

Определившись с миссией и политиками, мы можем в принципе поставить цель предприятия, но адекватно это можно сделать только исходя из знания и прогнозирования внутренней и внешней среды (и при этом учесть, что мы можем управлять и внутренней, и внешней средой). И здесь возникает много проблем.

Можно твердо сказать: без цели нет и стратегии. Однако, как сказал Белинский еще 200 лет назад, без интереса нет цели, а без цели нет деятельности [2]. Это же далее показали и психологи, и социологи. А без деятельности, не будет и результата. Это вопрос (3) мотивации на достижение поставленной цели, на получение заданного конечного результата. И это очень важный вопрос: от применяемой системы мотивации достижимый результат меняется не на проценты, а в разы, что показал еще Фредерик Тейлор 100 лет назад [3]. Соответственно от принятой системы мотивации зависит и цель, которую мы можем поставить предприятию. И вопрос мотивации требуется рассмотреть, опять же, до постановки цели, и если система мотивации не направляет и не мобилизует коллектив на постановку и достижение максимальных целей, необходимо предусмотреть в разрабатываемой стратегии соответствующие проекты по изменению внутренней среды в данной части. Аналогично и с другими вопросами, влияющими внутренней среды на конечные результаты предприятия: организация деятельности (мотивация – это только часть организации), техническая оснащенность, и т.д. При этом исследования показывают, что «Главная проблема России — неорганизованность. Я не преувеличиваю, именно она приносит 80% потерь» [4], и она занижает их эффективность до 3-4-х раз, и это основной фактор не дающий нам достичь уровня эффективности ведущих экономик мира [5].

Таким образом до постановки цели необходимо внимательно рассмотреть и все другие вопросы (4) внутренней среды, определить максимально достижимые цели, которые предприятие в силах достичь. Здесь имеется один чрезвычайно важный факт: если коллектив мотивирован на достижение высоких целей, то он сам будет определять и устанавливать именно максимально-достижимые цели, определять пути достижения этих целей (самоорганизация). Если же нет, то коллектив будет ставить и обосновывать минимальные цели, и бороться с этим административными методами практически бесполезно.

Реально достижимые цели зависят и от (5) внешней среды, которая потребляет продукцию предприятия, и дает соответствующий экономический результат, и конечно от самой (6) продукции предприятия – если продукция не будет удовлетворять потребности потребителя, никто ее приобретать не будет, не будет и экономического эффекта у предприятия, не будет и социального. И ставить цель предприятия можно только с учетом внешней среды, при необходимости закладывая в стратегию проекты ее изменения в требуемом направлении.

Кроме того, анализ конкурентов и аналогов позволяет выявить их политики, организацию, результаты деятельности, и сравнить с собственными. И это может внешне поставить определенные рамки для цели предприятия – нижнюю границу – на грани конкурентоспособности, и верхнюю – на уровне несколько выше максимальных результатов по своей отрасли.

Рассмотрев продукцию, проанализировав внутреннюю и внешнюю среду, поняв какими они должны быть (с учетом принятых политик) для обеспечения максимальной эффективности, мы получаем, фактически общее (7) видение нашего предприятия в конкурентной среде. Видение предприятия, позволяющего ставить и достигать максимально-достижимые, в рамках принятых политик, цели, достигать максимальной эффективности и конкурентоспособности.

Только после рассмотрения комплекса всех отмеченные вопросов можно адекватно поставить максимально-достижимую (8) цель предприятия, а далее приступить к разработке стратегии ее достижения – определению ряда действий, которые должны привести к достижению этой цели [6,7].

Очень кратко рассмотрим эти восемь отмеченных вопросов.


__________________
Версия для печати

Отзывы, комментарии и вопросы по статье:
"Цель как основа стратегии"



15.12.2014 13:28  Аркадий

Что первично миссия или цель?

15.12.2014 17:48  Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.

В зависимости от того, из каких предпосылок собственник строит предприятие, первичными может быть как цель, так и миссия.

Если собственник ставит своей целью экономический результат предприятия, и исходя из этой цели выбирает рыночную нишу, в которой можно добиться максимальных результатов, то для него первична цель. А выбрав рыночную нишу он формулирует свою миссию (а зачастую и не формулирует).

Если же собственник выходит с идеей нового продукта предназначенного для более полного удовлетворения потребностей потребителей, то для него первична его предназначение, его миссия в обществе. Далее ему надо поставить экономические цели, иначе его предприятие просто не выдержит конкуренции.

13.06.2015 14:11  Марина

Какие цели может ставить перед собой организация

13.06.2015 17:55  Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.

Ставить перед собой цели могут только естественные организации (первобытные общины, семья, клубы по интересам, другие социальные ассоциации, партии и т.д.). Цель естественных организаций, как и самого человека, выживание, развитие и превосходство.

В искусственных же организациях, к которым относятся все коммерческие организации, цели перед организацией ставит собственник. Это такие цели как, например, прибыль (извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности коммерческих организаций определено статьей 50 ГК РФ), лидерство в своей отрасли, известность и авторитет в обществе.

В коллективе компании могут организовываться неформальные естественные социальные организации (формальные – профсоюзы), которые так же могут ставить цели, например, улучшение условий труда, повышение зарплаты, повышение квалификации. Однако большинство таких целей могут быть реализованы только с поддержкой собственника.

19.04.2016 12:23  ВВП

Единицы измерения стратегических целей организации?

19.04.2016 15:09  Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.

Есть общая цель организации, для коммерческих организаций – эта цель обычно имеет финансовую единицу измерения. Соответственно, будет лучше если и все производные стратегические цели (декомпозиция) будут также иметь финансовые единицы измерения, тогда можно будет легко оценивать вклад каждой стратегической цели в результат предприятия (цель – это предвидимый результат) и оценить суммарный результат по всем стратегическим целям.

28.11.2016 17:32  Василий

Отличие стратегических целей от целей в области качества?

28.11.2016 19:46  Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.

Стратегические цели - это система взаимозависимых частных целей, достижение которых в комплексе обеспечивает достижение социально-экономических целей предприятия. И в эту систему практически всегда входят и цели в области качества, ведь без их достижения практически невозможно достигнуть цели предприятия. Так что цели в области качества - это частные стратегические цели.

14.04.2017 0:29  Кристина

В чем различие миссии и цели?

14.04.2017 10:05  Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.

Миссия - это предназначение предприятия обществе - удовлетворение им потребностей всех заинтересованных сторон: потребителей, коллектива предприятия, самого собственника, поставщиков, и т.д. И предприятие, если оно хочет успешно развиваться, должно удовлетворять эти потребности.
Миссия - это тоже цель, только цель, не имеющая конкретного значения и соответственно никогда не достижимая - она развивается вместе с развитием предприятия (фиктивная цель по определению Альфреда Адлера).

Цели же, исходя из которых строится стратегия предприятия и конкретные планы, должно иметь конкретную величину, и стратегия и планы предприятия зависят от этой величины. Так. например цель "максимальной прибыли" ничего не может сказать о стратегии и планах предприятия по достижению этой цели. Цель повышения прибыли на 5% в год позволит нам построить стратегию и планы, которые будут включать соответствующее сокращение издержек и совершенствование, например, продвижение продукции. Цель же увеличения грибы ли на 50%, даст совершенно другую стратегию - стратегию проведения определенных серьезных изменений в предприятии. И цель "максимальной прибыли" - это только фиктивная цель - часть миссии по удовлетворению потребностей собственника.



Мы будем рады ответить на Ваши вопросы по статье "Цель как основа стратегии", рассмотреть Ваши замечения и отзывы. Введите Ваше имя и текст.
Имя
Текст


Наши консалтинговые услуги:
В связи с завершением отработки нашей методологии консалтинговых работ время проведения работ, а соответственно и цены, понижены, качество - повышено.

Последние новости

02.04.2019
Заключен Договор с компанией "МАСЛ ФЕКТОРИ"
03.08.2017
Заключен договор с холдингом «Рублевский» на проведение консалтингового проекта
20.07.2017
Проведен корпоративный семинар по новой теме «Новая парадигма предприятия. Практическое повышение эффективности»



Последние вопросы, ответы, комментарии по разделу "Управление"

Какие все же существуют варианты декомпозиции главной цели организации?


01.09.2019 21:40   Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.   Статья: Дерево целей. Иерархия. Декомпозиция целей организации.

Можно сказать, что с институциональной точки зрения существуют три варианта декомпозиции главной цели организации: директивный, демократический и консолидированный. При директивном декомпозиция осуществляется директивно сверху без учета мнений подчиненных. При демократическом – директивно, сверху, но с учетом мнения подчиненных. При консолидированном – декомпозиция осуществляется консолидировано при равноправном участии руководителя и подчиненных.
С технической точки зрения вариантов не существует – нет логически обоснованного пути декомпозиции главной цели организации: главные цели организации – это неразложимые (недекомпозируемые) цели [Nickerson J., Zenger, T. A knowledge-based theory of the firm – the problem-solving perspective, 2004; Hsieh C., Nickerson J., Zenger T. Opportunity discovery, problem solving and a theory of the entrepreneurial firm, 2007].



Наши новые статьи

14.03.2019 Эффективная организация деятельности предприятия. Историко-институциональный подход Деп. в ВИНИТИ РАН 27.02.2019, № 11-В2019. 111 с.
Целью статьи является определение путей повышения эффективности деятельности предприятия. Исследование базируется на изучении различных форм организации деятельности начиная с первобытных общин, трех видов экономических ... далее

21.01.2019 Основные проблемы корпоративного управления и их разрешение Деп. в ВИНИТИ РАН 17.01.2019, № 1-В2019, 40 с.
Одна из первых проблем корпоративного управления была показана еще Адамом Смитом – это проблема того, что капитал собственника не находится под его непосредственным контролем и в его распоряжении. Далее был выявлен и ... далее

01.12.2018 Решение проблемы мотивации персонала Журнал "Мотивация и управление персоналом" №3 2018 г.
Проблема мотивации персонала до настоящего времени так и не решена, несмотря на большое число исследований в данной сфере. Это можно осуществить только на базе современных трудов ученых в области теорий транзакционных ... далее

21.11.2018 Проблема мотивации персонала: практическое решение Журнал "Мотивация и управление персоналом" №4 2018 г.
В статье описано коллективное целеполагание с определением эффективных средств достижения целей и предоставлением персоналу прав собственности на результаты деятельности предприятия, что обеспечивает внутреннюю ... далее

09.08.2018 Основные положения парадигмы собственника эффективного предприятия Международный журнал "Проблемы теории и практики управления" № 6, 2018
Показано, что социально-экономические результаты предприятия являются следствием созданной в нем институциональной и организационной среды. По мнению авторов, управление предприятием со стороны собственника в основном ... далее


  

ООО «Корпоративные системы управления- КОРПСИС»
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Адрес: 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, с. 7, оф. 29
Тел. 8 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru





© 2006—2019 CopSys.ru