Как построить эффективную организацию в России: стратегия и структура
Введение
Анализ работ по разработке и внедрению систем сбалансированных показателей и систем стратегического управления показывает, что их невозможно просто взять и перенести на российские организации, без учета их специфики. Для того, что бы усилия по разработке и внедрению не пропали даром (а тем более не принесли убытков) необходимо проанализировать поведение организации при предполагаемых нововведениях на модели, а уж потом заниматься практическими работами. Иными словами необходимо предварительно построить адекватную модель организации, проверить на ней все аспекты ее функционирования, ее потенциальную эффективность.
Впервые такая модель была предложена Стаффордом Биром [1], но практического ее использования, кроме прерванного эксперимента в Чили, не было, и она довольно сложная для понимания и проведения самого моделирования. Более простая модель организации будет рассмотрена в настоящей статье.
Однако, для успешной работы модели необходимы еще и модель самого общества, в котором функционирует организация, и модель человека, который и обеспечивает функционирование любой организации.
В принципе можно указать еще две модели организации, фактически разработанные Файолем и Вебером еще в самом начале XX века.
1. Модель организации, структура, стратегия
1.1. Теория администрации Файоля
Согласно А. Файолю [2], все операции, какие только встречаются на предприятиях, можно разбить и сгруппировать по шести следующим функциям:
- Технические операции (производство, выделка и обработка).
- Коммерческие операции (покупка, продажа и обмен).
- Финансовые операции (привлечение средств и распоряжение ими).
- Страховые операции (страхование и охрана имущества и лиц).
- Учетные операции (бухгалтерия, калькуляция, учет, статистика и т.п.).
- Административные операции (предвидение, организация, распорядительство, координирование и контроль).
При этом Файолем были разработаны принципы построения организации: единство руководства, централизация, иерархия, разделение труда, подчинения частных интересов общим, единение персонала, постоянство состава персонала, инициативы. Однако он писал: «почти никогда не приходится применять один и тот же принцип в тождественных условиях: надо учитывать различные и меняющиеся обстоятельства, различие и смену людей и много других переменных элементов» [2]. Он дал, фактически и описание модели организации, и указал, что модель, - это только методическая основа для создания организационной структуры конкретной организации в конкретных условиях.
Модель Файоля позволяет формализовать структурные подразделения верхнего уровня организации, а затем, исходя из соблюдения «диапазона контроля», их собственную иерархию.