Как построить эффективную организацию в России: стратегия и структура 3.3.
3.3. Разработка организационной структуры нижних уровней иерархии
Разработка структуры нижних уровней иерархии ведется аналогично разработке верхнего уровня. Различие только в том, что для небольших организаций структурные подразделения строятся в основном по выполняемым функциям (процессам), и на нижних уровнях у них отсутствуют комплексные, обеспечивающие и управленческие подразделения.
3.4. Разработка регламентов
Организационная структура – это не только сформированные подразделения, это и их документированная стратегия, полномочия, ответственность, регламенты (включая регламенты мотивации), взаимосвязи в процессе совместного достижения поставленной цели организации. Необходимость формализации значительной части целей, задач и отношений показана еще Вебером.
Отметим сразу, что полная регламентация деятельности организации не только невозможна, но и недопустима, поскольку невозможно регламентировать процессы принятия решений в условиях неполной информации. Регламентируются только основные моменты, отклонения от которых могут привести к нежелательным последствиям.
3.5. Организационная схема
Обычно организационная схема представляет собой графически изображенную иерархическую схему - структурные подразделения и вертикальные управляющие связи (субординацию). Горизонтальные управляющие связи указывают на организационной схеме в основном тогда, когда они достаточно простые и наглядные, например в матричных и сетевых структурах.
Все же связи присутствуют в регламентах взаимодействия и могут отображаться на отдельных, для каждого уровня иерархии, схемах.
3.6. Положения о подразделениях
При процессном подходе процессы и функции рассматриваются совместно (однако, по-разному разными авторами).
Имеют ли функции при стратегическом подходе существенную роль.
Бизнес-процесс при стратегическом подходе имеет цель (требуемый результат), ресурсы для достижения результата (подвергаемые и не подвергаемые изменению) и управление (регламенты, политики и другие управляющие воздействия). Что касается функций, то бизнес-процесс должен обеспечивать выполнение всех функций (действий, задач), необходимых для достижения поставленной цели.
Поэтому возникает вопрос, нужно ли перечисление функций структурного подразделения при структурном подходе? Иногда это перечисление содержит десятки позиций, но, при этом, перечислить все функции подразделения все равно невозможно.
При нашем подходе перечисления функций в положении о структурных подразделениях не требуется. Достаточно сформулированной цели и стратегии подразделения и одной приведенной выше фразы: «Структурное подразделение должно обеспечивать выполнение всех функций (действий, задач), необходимых для достижения поставленной цели». При этом, конечно должны быть заданы полномочия и ресурсы подразделения, взаимодействие с другими подразделениями.
3.7. Регламенты взаимодействия
Любая деятельность, любая взаимная деятельность подразделений – это бизнес-процесс. Регламент бизнес-процесса фиксирует зоны полномочий и ответственности в процессе и определяет способы взаимодействия подразделений. Например, при прохождении проекта, выпуске приказа, заключении и исполнении договора, и т.д.
Одной из основных ошибок регламентации процессов является их излишняя детализация, что затрудняет изменения и делает регламенты процесса тяжелыми для восприятия.
Регламент бизнес-процесса должен включать:
- инициирующее событие,
- вход процесса,
- результат выполнения процесса (выход),
· показатели процесса, - временные ограничения,
- ответственного за процесс (владельца процесса),
- ответственного за контроль выполнения требований регламента процесса,
- составные части бизнес-процесса (раскрытые в общем бизнес-процессе или выполненные в виде отдельных регламентов нижнего уровня.
В минимальном варианте регламент бизнес-процесса фиксирует взаимодействие подразделений между собой, определяя сроки, входы и результаты на выходе подразделений. Далее формализуются остальные составляющие регламента. В случае же крупных и/или ответственных бизнес-процессов создаются регламенты процедур бизнес-процесса.
Разработке регламента бизнес-процесса предшествует анализ существующего бизнес-процесса. После того, как процессы формализованы и описаны, можно увидеть направления, по которым они могут быть улучшены. Здесь необходимо провести анализ стратегических целей и показателей организации, связанных с данным бизнес-процессом, и оптимизацию бизнес-процесса.
3.8. Должностные инструкции
Должностная инструкция - обезличенный организационно-правовой документ, регламентирующий производственные полномочия и обязанности должностного лица организации, что способствует более полному использованию профессионального и творческого потенциала кадровых ресурсов, рациональной организации и повышению производительности труда. Должностные инструкции дополняют нормативно-правовую базу трудовой деятельности и обеспечивают большую объективность при приеме новых работников, аттестации работников, их поощрении или наказании.
Должностная инструкция являются обязательным документом для государственных организаций, а в коммерческих предприятиях необходимость и формы ведения должностных инструкций определяет само предприятие, его руководитель. Однако без правильных и грамотно составленных должностных инструкций просто невозможно эффективное управление персоналом, причем, вне зависимости от размеров организации.
Комплект должностных инструкций является декомпозицией целей, миссии и стратегии подразделения на его работников, устанавливает их цели, определяет их место в организации, направляет их деятельность.
3.9. Организационные регламенты
К этим регламентам относятся, например, регламент внутреннего распорядка, регламент мотивации, и другие регламенты, фиксирующие различные организационные моменты.