О КОМПАНИИ | НАША МИССИЯ | УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
      Финансовые гарантии качества и результата в наших договорах
Гайд по организации и управлению предприятием 2022
Разработка организационной документации
Повышение эффективности предприятия
Мотивация персонала
Развитие организационной структуры
Семинары и тренинги
Наши статьи
Статьи 2019-2022 в формате PDF

       

Удаленные консультации по управленческому консалтингу

Консалтинговое сопровождение проектов заказчика

Разработка эффективной организационной документации

Наши консалтинговые проекты

Коммерческое предложение по повышению эффективности деятельности предприятия

Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг

Наши семинары и тренинги


Наши публикации разных лет

Менеджмент сегодня №3 2021 Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №2, №4, №9, 2020 Построение эффективного предприятия

Менеджмент сегодня №3 2017 Целеполагание и стратегическое управление развитием организации

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы

Стратегический менеджмент №4 2014 Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 Цель предприятия и стратегия ее достижения

Креативная экономика №9 2010 Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
Итог наших исследований исследований 2006-2022 годов
(51)Основная проблема организации и управления предприятием и ее разрешение
(126)Институты, механизмы и сущность предприятия как детерминанты его эффективности и развития
(311)Гайд по организации и управлению предприятием

Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы

 
В трактате Клаузевица стратегия и тактика характеризуются в различных ситуациях, но общие определения этих двух понятий отсутствуют. Возможно потому, что общее определение стратегии можно дать только совместно с тактикой, так как без нее стратегия не имеет смысла. 

Стратегия в военном деле предполагает, что ее верхний уровень охватывает всю кампанию, месяцы и годы ее проведения, а самый нижний (тактический) – одну операцию, буквально несколько дней, а то и часов. При этом «стратегия использует результат (боя) так, как то представляется возможным в соответствии с целью войны» [1, с. 214]. После получения результатов каждого отдельного боя стратегия в случае необходимости корректирует намеченный ход военных действий и развивает их далее − намечает дальнейшие бои, разрабатывает следующие отдельные операции. И так до окончания всей войны. 

Аналогично обстоит дело и в управлении предприятием.

Стратегия в менеджменте – взаимоувязанная обеспеченная ресурсами программа действий по достижению поставленной отдаленной цели на разных уровнях иерархии с разными временными горизонтами, с постоянным продвижением краткосрочных планов нижних уровней и коррекцией долгосрочных планов верхних уровней в зависимости от условий и хода достижения фактических результатов на нижних уровнях.
В военной области «первоначальные политические намерения подвергаются в течение войны значительным изменениям и, в конце концов, могут сделаться совершенно иными именно потому, что они определяются достигнутыми успехами (боев) и их вероятными последствиями» [1, с. 63].

Аналогично, в любой организации, если заданные частные результаты не достигаются, стратегические цели и программы деятельности организации пересматриваются.

Однако поставить социально-экономическую цель предприятия не достаточно. Надо иметь видение того продукта, который позволит достичь эту цель, видение самого предприятия (его структуры, средств производства и т.д.), способного одновременно с выпуском текущей продукции создавать и выпускать новые продукты. Причем необходимо видение и на ближнюю, и на дальнюю перспективу [3].

Только имея такое видение, можно ставить структурным подразделениям предприятия частные цели: 
  • выпуск продукции;
  • создание новой продукции; 
  • развитие и продвижение предприятия. 
 
 
Стратегии предприятия имеют несколько уровней (см. таблицу).

УРОВНИ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ

1. Стратегия общего целеполагания 
Социально-экономические цели на ближнюю и дальнюю перспективу.
2. Общая стратегия 
Социально-экономические цели по направлениям деятельности. 
Баланс производства, исследований, развития и других возможных направлений.
3. Предметная стратегия (определение предметов деятельности)
3.1. Производство
Номенклатура и объемы производства. 
3.2. Новые продукты 
Номенклатура и потребительские свойства. 
3.3. Развитие 
Номенклатура по новым средствам и методам развития.
4. Техническая стратегия (определение каждого предмета деятельности)
4.1. Производство
Взаимоувязанные планы по каждому продукту.
4.2. Новые продукты 
Производственная документация по каждому продукту 
4.3. Развитие
Организационная документация.
Средства производства.
5. Производство и реализация (внедрение) каждого предмета деятельности − тактика
5.1. Производство 
Производство. Реализация каждого продукта.
5.2. Новые продукты Постановка документации на учет. Опытное производство. Испытания каждого продукта  5.3. Развитие 
Постановка документации на учет. Ввод в эксплуатацию. Внедрение. 

Источник: составлено авторами.

На первом уровне стратегии предприятия принимаются решения по результатам деятельности и прогнозам, поступающим с нижних уровней. Все остальные уровни предусматривают, во-первых, передачу прогнозов, результатов на верхний уровень и, во-вторых, принятие решений по прогнозам, результатам с нижних уровней. Каждый верхний уровень передает на нижний требуемые социально-экономические результаты в заданной «мере», каждый нижний передает на верхний соответствующие прогнозы и результаты в заданной «мере». 

В приведенной таблице первые два уровня – это уровни постановки целей предприятия; третий уровень – аналог «ведения войны в целом»; четвертый уровень – аналог «ведения крупномасштабных операций», пятый уровень – тактика. Отметим, что любой из отмеченных уровней может иметь и внутреннюю иерархическую структуру. 

На нижнем стратегическом (четвертом) и верхнем тактическом (пятом) уровнях этой структуры нет четкого разделения на стратегию и тактику. 

Второй, третий и четвертый стратегические уровни во многом определяют организационную структуру предприятия. 

ВВЕДЕНИЕ << СОДЕРЖАНИЕ >> СТРАТЕГИЯ И СТРУКТУРА

__________________
Версия для печати

Отзывы, комментарии и вопросы по статье:
"Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы"Стр. <<   1 2 3

09.10.2021 14:22  Валентин

Стратегические цели организации и концептуальные подходы к их достижению?

09.10.2021 15:51  Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.

Стратегические цели любой организации - это не цели производства продукции, а цели продвижения на своем рынке, цели захвата других рынков, цели необходимых изменений для успешного продвижения. Что же касается концептуального подхода, то самое главное - это не подход к достижению цели, а подход к постановке цели. Так можно поставить незначительные цели и достичь их без существенных усилий. Можно поставить высокие цели и привести организацию к краху. А если говорить о концептуальных подходах к целеполаганию - это директивное целеполагание, демократическое - директивное, но с предварительным выяснением предложений участников, и коллегиальное - без решающего голоса руководителя. В последнем случае участники максимально заинтересованы в достижении цели, подход к достижению цели - это самоорганизация по достижению общей цели. При директивном целеполагании в достижении цели заинтересован руководитель, ставящий цель, а некоторые участники могут быть даже противниками достижения этой цели. Здесь концептуальный подход совершенно другой - принуждение к достижению цели. И эти два принципиально разных концептуальных подхода были отмечены еще Фредериком Бастиа в 1850 году.

Стр. <<   1 2 3


Мы будем рады ответить на Ваши вопросы по статье "Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы", рассмотреть Ваши замечания и отзывы. Отвечает главный специалист Жемчугов Михаил, к.т.н.
Имя
Текст


Наши новые статьи

05.07.2022 Основная проблема организации и управления предприятием и ее разрешение Деп. ВИНИТИ РАН 04.07.2022. No 30-В2022. 17 с.
В статье рассмотрена основная проблема организации и управления предприятием и практические пути ее разрешения ... далее

19.05.2022 Институты, механизмы и сущность предприятия как детерминанты его эффективности и развития Журнал "Менеджмент сегодня" 2022. № 1. С. 24-38
В статье анализируются сущность предприятия, институты и механизмы его деятельности, детерминанты и практические методики повышения его эффективности. Авторы ... далее

04.03.2022 Консалтинговое сопровождение проектов организации и управления предприятия заказчика
В статье рассмотрены пять видов основных услуг организационного и управленческого консалтинга. Показан наиболее эффективный интегральный вид, объединяющий ... далее

  

ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС»)
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Адрес: 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, с. 7, оф. 29
Тел. 8 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru





© ООО «КОРПСИС», 2006-2022