О компании | Миссия компании | Наши услуги | Цены | Проекты | Контакты
Целеполагание и стратегическое управление социально-экономическим развитием организации
Управленческий консалтинг. Услуги
Статьи
 
Термины и определения

       

Удаленные консультации по управленческому консалтингу

Удаленная разработка организационной документации

Наши консалтинговые проекты

Коммерческое предложение по разработке эффективной организационной документации

Коммерческое предложение по повышению эффективности деятельности предприятия

Коммерческое предложение по созданию эффективной системы мотивации

Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг

Наши семинары и тренинги


Некоторые наши публикации

Менеджмент сегодня №3 2017 г. «Целеполагание и стратегическое управление развитием организации»

Системная инженерия №5 2017 г. «Мотивация, KPI и культура организации»

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 г. Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы»

Стратегический менеджмент №4 2014г. «Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация»

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения»

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
06.06.2014

Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы

 
В трактате Клаузевица стратегия и тактика характеризуются в различных ситуациях, но общие определения этих двух понятий отсутствуют. Возможно потому, что общее определение стратегии можно дать только совместно с тактикой, так как без нее стратегия не имеет смысла. 

Стратегия в военном деле предполагает, что ее верхний уровень охватывает всю кампанию, месяцы и годы ее проведения, а самый нижний (тактический) – одну операцию, буквально несколько дней, а то и часов. При этом «стратегия использует результат (боя) так, как то представляется возможным в соответствии с целью войны» [1, с. 214]. После получения результатов каждого отдельного боя стратегия в случае необходимости корректирует намеченный ход военных действий и развивает их далее − намечает дальнейшие бои, разрабатывает следующие отдельные операции. И так до окончания всей войны. 

Аналогично обстоит дело и в управлении предприятием.

Стратегия в менеджменте – взаимоувязанная обеспеченная ресурсами программа действий по достижению поставленной отдаленной цели на разных уровнях иерархии с разными временными горизонтами, с постоянным продвижением краткосрочных планов нижних уровней и коррекцией долгосрочных планов верхних уровней в зависимости от условий и хода достижения фактических результатов на нижних уровнях.
В военной области «первоначальные политические намерения подвергаются в течение войны значительным изменениям и, в конце концов, могут сделаться совершенно иными именно потому, что они определяются достигнутыми успехами (боев) и их вероятными последствиями» [1, с. 63].

Аналогично, в любой организации, если заданные частные результаты не достигаются, стратегические цели и программы деятельности организации пересматриваются.

Однако поставить социально-экономическую цель предприятия не достаточно. Надо иметь видение того продукта, который позволит достичь эту цель, видение самого предприятия (его структуры, средств производства и т.д.), способного одновременно с выпуском текущей продукции создавать и выпускать новые продукты. Причем необходимо видение и на ближнюю, и на дальнюю перспективу [3].

Только имея такое видение, можно ставить структурным подразделениям предприятия частные цели: 
  • выпуск продукции;
  • создание новой продукции; 
  • развитие и продвижение предприятия. 
 
 
Стратегии предприятия имеют несколько уровней (см. таблицу).

УРОВНИ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ

1. Стратегия общего целеполагания 
Социально-экономические цели на ближнюю и дальнюю перспективу.
2. Общая стратегия 
Социально-экономические цели по направлениям деятельности. 
Баланс производства, исследований, развития и других возможных направлений.
3. Предметная стратегия (определение предметов деятельности)
3.1. Производство
Номенклатура и объемы производства. 
3.2. Новые продукты 
Номенклатура и потребительские свойства. 
3.3. Развитие 
Номенклатура по новым средствам и методам развития.
4. Техническая стратегия (определение каждого предмета деятельности)
4.1. Производство
Взаимоувязанные планы по каждому продукту.
4.2. Новые продукты 
Производственная документация по каждому продукту 
4.3. Развитие
Организационная документация.
Средства производства.
5. Производство и реализация (внедрение) каждого предмета деятельности − тактика
5.1. Производство 
Производство. Реализация каждого продукта.
5.2. Новые продукты Постановка документации на учет. Опытное производство. Испытания каждого продукта  5.3. Развитие 
Постановка документации на учет. Ввод в эксплуатацию. Внедрение. 

Источник: составлено авторами.

На первом уровне стратегии предприятия принимаются решения по результатам деятельности и прогнозам, поступающим с нижних уровней. Все остальные уровни предусматривают, во-первых, передачу прогнозов, результатов на верхний уровень и, во-вторых, принятие решений по прогнозам, результатам с нижних уровней. Каждый верхний уровень передает на нижний требуемые социально-экономические результаты в заданной «мере», каждый нижний передает на верхний соответствующие прогнозы и результаты в заданной «мере». 

В приведенной таблице первые два уровня – это уровни постановки целей предприятия; третий уровень – аналог «ведения войны в целом»; четвертый уровень – аналог «ведения крупномасштабных операций», пятый уровень – тактика. Отметим, что любой из отмеченных уровней может иметь и внутреннюю иерархическую структуру. 

На нижнем стратегическом (четвертом) и верхнем тактическом (пятом) уровнях этой структуры нет четкого разделения на стратегию и тактику. 

Второй, третий и четвертый стратегические уровни во многом определяют организационную структуру предприятия. 

ВВЕДЕНИЕ << СОДЕРЖАНИЕ >> СТРАТЕГИЯ И СТРУКТУРА

__________________
Версия для печати

Отзывы, комментарии и вопросы по статье:
"Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы"Стр. <<   1 2

09.11.2016 17:10  Валентин

В чем заключается стратегия компании?

09.11.2016 18:33  Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.

Любая стратегия заключается в достижении поставленной цели. Без цели стратегии не может и быть.
Разработка стратегии в менеджменте включает:
  • Разработку взаимоувязанной системы стратегических целей, обеспечивающих достижение поставленной цели предприятия.
  • Определение политик (норм и принципов) достижения поставленных целей.
  • Разработку программ мероприятий по достижению поставленных целей, не выходящих за рамки принятых политик.


15.01.2017 19:40  Вика

Что такое частные стратегии?

16.01.2017 0:39  Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.

Стратегия предприятия в целом включает декомпозицию цели предприятия на систему частных целей (как правило задаваемых структурным подразделениям), достижение которых, в совокупности, и обеспечивает достижение цели предприятия.
А частные стратегии обеспечивают достижение этих частных целей.

01.03.2018 14:21  Валерия

Что такое иррациональность в организации?

01.03.2018 16:26  Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.

Под иррациональностью в менеджменте понимают цели и деятельность, противоречащую целям организации. В первую очередь – это деятельность, при которой руководители и сотрудники достигают свои личные цели за счет организации и с ущербом для организации.
К сожалению такую деятельность невозможно ликвидировать никакими приказами и санкциями. Как показали Оливер Харт и Бенгт Хольстрём, получившие Нобелевскую премию 2016 года по экономике "за их вклад в развитие теории контрактов", существенное снижение иррациональности можно достичь только правильным заключением контрактов с руководителями и сотрудниками, контрактов, обеспечивающих баланс интересов сторон контракта.

29.04.2020 17:41  Надежда

Какую роль играет видение в стратегическом управлении?

29.04.2020 20:14  Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.

Уоррен Беннис и Барт Нэймус писали: «Для того чтобы выбрать направление, руководитель должен в первую очередь выработать мысленный образ возможного и желательного будущего положения организации. Этот образ, который мы называем видением, может быть расплывчатым, как сон, или четким, как цель или задача. Главное, что предвидение есть представление о реалистичном, надежном, привлекательном будущем для организации, таком ее состоянии, которое во многих важных отношениях лучше нынешнего. Видение — это манящая цель... Помните также, что предвидение всегда относится к будущему, к состоянию, не имеющему места в настоящем и не существовавшему никогда прежде. Предвидя, руководитель наводит мост — крайне важный — между настоящим и будущим организации. Сосредоточившись на видении будущего, лидер оперирует эмоциональными и духовными ресурсами организации, ее ценностями, обязательствами, устремлениями» [Генри Минцберг. Стратегическое сафари. Экскурсия по дебрям менеджмента].
Можно сказать, что этот "мост между настоящим и будущим организации" - это и есть стратегия предприятия - выявленные на основании видения стратегические цели, политики и программы их достижения. А стратегическое управление - это реализация разработанных программ реализации видения, с возможными коррекциями, связанными с неопределенностью развития будущей ситуации при разработке стратегии.

Стр. <<   1 2


Мы будем рады ответить на Ваши вопросы по статье "Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы", рассмотреть Ваши замечания и отзывы. Отвечает главный специалист Жемчугов Михаил, к.т.н.
Имя
Текст


В связи с тяжелой ситуацией в стране, цены наших консалтинговых услуг с марта 2020 г. снижены на 40%. Введено удаленное проведение (Skype, Zoom, WhatsApp, Viber): консультаций; семинаров и тренингов; разработки организационной документации; консалтинговых проектов и, с октября, бесплатные консультации и бесплатные семинары.

Последние новости

07.06.2020
Консалтинговые услуги по организации деятельности АНО КПФ «Русь милосердная»
22.11.2019
Разработка системы мотивации и организационной документации компании «Торговый Дом «ЭСКО»
02.04.2019
Создание системы ключевых положений деятельности компании "МАСЛ ФЕКТОРИ"


Наши новые статьи

26.10.2020 Социальные отношения и производительные силы: ретроспектива, состояние и перспективы ВИНИТИ РАН, 2020, № 44, 141 с.
В статье показана полная неадекватность управления по различным показателям эффективности. Показан единственно правильный путь повышения эффективности за счет ... далее

31.08.2020 Построение эффективного предприятия Международный журнал "Проблемы теории и практики управления" 2020, №9
Предлагаемая статья является завершающей статьей одноименной серии 3-х статей "Построение эффективного предприятия". В статье показано, что предприятие ... далее

01.06.2020 Эффективность предприятия как эффективность входящих в него малых рабочих и организационных групп Международный журнал "Проблемы теории и практики управления" 2020, №6
В первой нашей статье «Рыночное предприятие: возникновение, организация и институты, эффективность» было показано что предприятие – это связная иерархическая ... далее


  

ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС»)
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Адрес: 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, с. 7, оф. 29
Тел. 8 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru





© ООО «КОРПСИС», 2006-2020