Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы
В трактате Клаузевица стратегия и тактика характеризуются в различных ситуациях, но общие определения этих двух понятий отсутствуют. Возможно потому, что общее определение стратегии можно дать только совместно с тактикой, так как без нее стратегия не имеет смысла.
Стратегия в военном деле предполагает, что ее верхний уровень охватывает всю кампанию, месяцы и годы ее проведения, а самый нижний (тактический) – одну операцию, буквально несколько дней, а то и часов. При этом «стратегия использует результат (боя) так, как то представляется возможным в соответствии с целью войны» [1, с. 214]. После получения результатов каждого отдельного боя стратегия в случае необходимости корректирует намеченный ход военных действий и развивает их далее − намечает дальнейшие бои, разрабатывает следующие отдельные операции. И так до окончания всей войны.
Аналогично обстоит дело и в управлении предприятием.
Стратегия в менеджменте – взаимоувязанная обеспеченная ресурсами программа действий по достижению поставленной отдаленной цели на разных уровнях иерархии с разными временными горизонтами, с постоянным продвижением краткосрочных планов нижних уровней и коррекцией долгосрочных планов верхних уровней в зависимости от условий и хода достижения фактических результатов на нижних уровнях.
В военной области «первоначальные политические намерения подвергаются в течение войны значительным изменениям и, в конце концов, могут сделаться совершенно иными именно потому, что они определяются достигнутыми успехами (боев) и их вероятными последствиями» [1, с. 63].
Аналогично, в любой организации, если заданные частные результаты не достигаются, стратегические цели и программы деятельности организации пересматриваются.
Однако поставить социально-экономическую цель предприятия не достаточно. Надо иметь видение того продукта, который позволит достичь эту цель, видение самого предприятия (его структуры, средств производства и т.д.), способного одновременно с выпуском текущей продукции создавать и выпускать новые продукты. Причем необходимо видение и на ближнюю, и на дальнюю перспективу [3].
Только имея такое видение, можно ставить структурным подразделениям предприятия частные цели:
- выпуск продукции;
- создание новой продукции;
- развитие и продвижение предприятия.
Стратегии предприятия имеют несколько уровней (см. таблицу).
УРОВНИ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1. Стратегия общего целеполагания
Социально-экономические цели на ближнюю и дальнюю перспективу. |
2. Общая стратегия
Социально-экономические цели по направлениям деятельности.
Баланс производства, исследований, развития и других возможных направлений. |
3. Предметная стратегия (определение предметов деятельности) |
3.1. Производство
Номенклатура и объемы производства. |
3.2. Новые продукты
Номенклатура и потребительские свойства. |
3.3. Развитие
Номенклатура по новым средствам и методам развития. |
4. Техническая стратегия (определение каждого предмета деятельности) |
4.1. Производство
Взаимоувязанные планы по каждому продукту. |
4.2. Новые продукты
Производственная документация по каждому продукту |
4.3. Развитие
Организационная документация.
Средства производства. |
5. Производство и реализация (внедрение) каждого предмета деятельности − тактика |
5.1. Производство
Производство. Реализация каждого продукта. |
5.2. Новые продукты Постановка документации на учет. Опытное производство. Испытания каждого продукта |
5.3. Развитие
Постановка документации на учет. Ввод в эксплуатацию. Внедрение. |
Источник: составлено авторами.
На первом уровне стратегии предприятия принимаются решения по результатам деятельности и прогнозам, поступающим с нижних уровней. Все остальные уровни предусматривают, во-первых, передачу прогнозов, результатов на верхний уровень и, во-вторых, принятие решений по прогнозам, результатам с нижних уровней. Каждый верхний уровень передает на нижний требуемые социально-экономические результаты в заданной «мере», каждый нижний передает на верхний соответствующие прогнозы и результаты в заданной «мере».
В приведенной таблице первые два уровня – это уровни постановки целей предприятия; третий уровень – аналог «ведения войны в целом»; четвертый уровень – аналог «ведения крупномасштабных операций», пятый уровень – тактика. Отметим, что любой из отмеченных уровней может иметь и внутреннюю иерархическую структуру.
На нижнем стратегическом (четвертом) и верхнем тактическом (пятом) уровнях этой структуры нет четкого разделения на стратегию и тактику.
Второй, третий и четвертый стратегические уровни во многом определяют организационную структуру предприятия.