О КОМПАНИИ | НАША МИССИЯ | УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
      Финансовые гарантии качества и результата в наших договорах
Гайд по организации и управлению предприятием 2022
Разработка организационной документации
Повышение эффективности предприятия
Мотивация персонала
Развитие организационной структуры
Семинары и тренинги
Наши статьи
 
Термины и определения

       

Удаленные консультации по управленческому консалтингу

Консалтинговое сопровождение проектов заказчика

Разработка эффективной организационной документации

Наши консалтинговые проекты

Коммерческое предложение по повышению эффективности деятельности предприятия

Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг

Наши семинары и тренинги


Наши публикации разных лет

Менеджмент сегодня №3 2021 Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №2, №4, №9, 2020 Построение эффективного предприятия

Менеджмент сегодня №3 2017 Целеполагание и стратегическое управление развитием организации

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы

Стратегический менеджмент №4 2014 Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 Цель предприятия и стратегия ее достижения

Креативная экономика №9 2010 Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
Итог наших исследований исследований 2006-2022 годов
(185)Гайд по организации и управлению предприятием

Стратегический менеджмент и современная парадигма управления

11.06.2011
МЕНЕДЖМЕНТ (английское management - управление, заведование, организация), управление производством; совокупность знаний, принципов, средств и форм управления производством в условиях рыночной экономики [1].
 
Т.е. менеджмент присутствует в любом предприятии и любой организации. Однако формы менеджмента (управления), и собственно и парадигма менеджмента,  могут кардинально отличаться.

Еще Аристотель говорил:  «Благо везде и повсюду зависит от соблюдения двух условий:
  1. Правильного выбора конечных целей.
  2. Отыскания соответствующих средств, ведущих к конечной цели» [2].
Собственно говоря, у любого предприятия и организации есть свои цели, и весь вопрос только в том, какие цели положены в основу управления, и как обеспечивается достижение этих целей.
 
Как определить, является ли управление на конкретном предприятии стратегическим менеджментом. Ответ заключается в том, сформулирована ли конечная цель предприятия, разработана ли стратегия достижения поставленной цели и осуществляется ли стратегическое управление на практике.

Особо отметим, что речь идет о конечной цели предприятия в целом. Ведь существует и множество частных целей, по которым может разрабатываться стратегия. Но это будет не стратегия предприятия, а стратегия достижения этих частных целей.
 
Стратегический менеджмент предприятия должен исходить именно из конечной цели предприятия и обеспечивать достижение этой цели на практике. Если этого нет, если имеются только отдельные частные цели, то мы будем иметь только частные ограниченные случаи стратегического управления.

К сожалению, известные современные концепции стратегического менеджмента как раз и характеризуются тем, что управление идет по частным целям. Будь то концепция управления по целям (MBO) Питера Друкера или концепция системы сбалансированных показателей (BSC) Каплана и Нортона. Да и все производные концепции. И эффективность такой стратегии полностью определяется тем, насколько принятый набор целей соответствует конечной цели предприятия.
 
Концепция управления по целям (MBO)

Питер Друкер писал [3]: «Оживленные дискуссии, которые ведутся сегодня о целях менеджмента на предприятии, в основном сводятся к поиску одной единственной правильной цели. Однако этот поиск не только может оказаться бесполезным, как поиски философского камня, но и причинить вред или направить усилия менеджмента по ложному пути.
 
Управлять бизнесом – значит находить оптимальное равновесие между его разнообразными потребностями и целями Какими же должны быть эти цели, и как их формулировать? На этот вопрос есть только один ответ: цели нужны в каждой сфере бизнеса, эффективность функционирования и результаты работы которой напрямую и коренным образом влияют на его выживание и процветание. Эти сферы, на которые влияет любое управленческое решение и которые поэтому должны учитываться при принятии каждого управленческого решения. Существует восемь ключевых сфер предприятия, для которых необходимо устанавливать цели:
  • рыночное положение;
  • инновации;
  • производительность;
  • материальные и финансовые ресурсы;
  • прибыльность;
  • работа и обучение менеджеров;
  • работа рядового персонала и отношения с ним;
  • ответственность перед обществом».
Одной из многочисленных трактовок MBO можно считать использование широко известного принципа SMART, в соответствии с которым цели должны быть:
  • Specific - специфичные для организации/подразделения/сотрудника;
  • Measurable - измеримые;
  • Achievable - достижимые, реалистичные;
  • Result-oriented - ориентированные на результат;
  • Time-based - определенные во времени.
Концепция сбалансированной системы показателей (BSC)

По замыслу Каплана и Нортона Scorecard содержит текстовую, графическую и числовую часть.

Первая включает формулировки миссии (mission), видения (vision), стратегических целей (strategic objectives), мероприятий (initiatives), обеспечивающих достижение стратегических целей, названия метрик (measures) – индикаторов для измерения степени достижения стратегических целей.

Графическая часть Scorecard представляет собой схематичное представление стратегии в виде дерева стратегических целей-подцелей.

Числовая часть Scorecard содержит значения ключевых показателей (метрик) – текущих и целевых. В качестве базового варианта BSC предлагает использовать 4 группы индикаторов (перспектив):
  • финансы (financial perspective);
  • клиенты (customer perspective);
  • бизнес-процесс (internal perspective);
  • обучение и рост.
Каплани Нортон писали: «Итак, имея краткое описание направлений самого высокого уровня - миссии, видения и стратегии, - мы можем приступать к разработке стратегической карты, которая сделает понятными и близкими каждому сотруднику организации стратегические цели и задачи, а также пути их достижения и решения» [4].

Однако, не смотря на это, что BSC пытается декларировать неразрывную цепь от миссии предприятия до стратегических целей и программ их достижения, стратегические цели все же оказываются оторванными от миссии и видения предприятия. Никакого механизма превращения миссии и видения в стратегические цели концепция не дает. Фактически, BSC это выбор показателей, имеющих иерархические причинно-следственные связи с финансовыми показателями предприятия.

Поэтому ни управление по целям, ни сбалансированная система показателей не смогли стать универсальной методикой, отвечающей всем требованиям современного менеджмента - не смогли даже в первом приближении стать парадигмой менеджмента.
______________________________________
[1] Современная энциклопедия. 2000.
[2] Меском М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента.
[3] Питер Друкер. Практика менеджмента.
[4] "Strategy Maps: Converting Intangible Assets into Tangible Outcomes" - "Стратегические карты. Трансформация нематериальных активов в материальные результаты".

__________________
Версия для печати

Отзывы, комментарии и вопросы по статье:
"Стратегический менеджмент и современная парадигма управления"

17.10.2013 10:13  Илья К,

А что Вы можете сказать о ситуационном менеджменте и инновационном менеджменте?

17.10.2013 13:03  Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.

Стратегический менеджмент – это поставленная цель и разработанные пути ее достижения. Понятно, что цель может ставиться только с учетом сложившейся ситуации и ее развития, более того, стратегическое управлении основано на постоянном отслеживании движения к поставленной цели с учетом изменяющегося состояния внутренней и внешней среды (ситуации) и непременной коррекции движения при отклонениях. Более того, при существенных отклонениях возможен и пересмотр поставленных целей. Так что стратегический менеджмент всегда включает в себя и ситуационный менеджмент.

Если же попробовать представить чисто ситуационное управление, то предприятие будет подобно флюгеру, поворачивающемуся на каждое дуновение ветра, без какого либо главного стратегического направления движения.

Что касается инновационного менеджмента, то инновации – это не самоцель (что сейчас часто провозглашается), а средство достижения поставленных стратегических целей. Будут инновации способствовать достижению поставленных целей, будет их развитие и внедрение. К сожалению, инновации сейчас не нужны не бюрократии - выделяемые на это средства (а они выделяются у нас в разы меньше, чем даже в развивающихся странах) просто растворяются. А бизнес, при нынешних условиях, может ставить, в основном, только близкие цели, и ему не до инноваций. Вот и пытаются пропагандировать инновационный менеджмент.

17.12.2013 11:16   Алекс

Что такое политика в менеджменте?

17.12.2013 15:57  Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.

Политики являются важнейшей составляющей стратегии: «Стратегия должна содержать в себе три важнейшие составляющие: (1) основные цепи деятельности; (2) наиболее существенные элементы политики, направляющие или ограничивающие поле деятельности; и (3) программы основных действий, направленных на достижение поставленных целей и не выходящих за пределы избранной политики» (Джеймс Куинн, 1980, Стратегия перемен).

Поставленная цель может быть достигнута самыми разными путями, и число путей ничем не ограничено. Например, если мы ставим цель получения максимальной прибыли и у нас нет никаких политик, то наиболее выгодно торговать наркотиками или оружием, не платить налоги, и т.д.
 
Любое предприятие имеет свои политики: рыночную политику - работать в определенной рыночной нише, налоговую политику – уходить или нет от налогов, уходить – то как, финансовую политику, и т.д. Когда политики определены, тогда (и только тогда) можно строить программы достижения поставленных целей.
 
Довольно часто «политики» называют «стратегиями»: финансовая стратегия, кадровая стратегия, конкурентная стратегия, и т.д. На самом деле термин «стратегия» применим тогда, когда речь идет о программах достижения поставленных целей, а не тогда, когда речь идет об ограничениях или выбранных направлениях деятельности, нормах, принципах, – это политики.

21.04.2016 15:30  Таисья

Единство целей в стратегическом менеджменте

21.04.2016 20:15  Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.

Единство целей должно быть всегда и везде, и в стратегическом менеджменте (руководители верхних уровней иерархии) и в тактическом (операционном) менеджменте (нижние уровни иерархии).



Мы будем рады ответить на Ваши вопросы по статье "Стратегический менеджмент и современная парадигма управления", рассмотреть Ваши замечания и отзывы. Отвечает главный специалист Жемчугов Михаил, к.т.н.
Имя
Текст

Последние новости

05.04.2021
Завершены работы по консалтинговому проекту повышения эффективности с компанией "РЕМСТРОЙСЕТЬ"
07.06.2020
Консалтинговые услуги по организации деятельности АНО КПФ «Русь милосердная»


Наши новые статьи

04.03.2022 Консалтинговое сопровождение проектов организации и управления предприятия заказчика
В статье рассмотрены пять видов основных услуг организационного и управленческого консалтинга. Показан наиболее эффективный интегральный вид, объединяющий ... далее

14.02.2022 Гайд по организации и управлению предприятием Деп. в ВИНИТИ 14.02.2022, № 1 -В 2022. 239 с.
"Гайд по организации и управлению предприятием" является итогом нашей 16-летней консалтинговой практики, а также сопоставительного анализа трудов классиков и ... далее

28.01.2022 Институты, механизмы и сущность предприятия как детерминанты его эффективности и развития Журнал "Менеджмент сегодня" 2002. № 1. С. 24-38
В статье анализируются сущность предприятия, институты и механизмы его деятельности, детерминанты и практические методики повышения его эффективности. Авторы ... далее

  

ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС»)
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Адрес: 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, с. 7, оф. 29
Тел. 8 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru





© ООО «КОРПСИС», 2006-2022