Бесплатный анализ бизнеса предприятия
Анализ деятельности предприятия
Разработка организационной документации
Разработка и создание вертикали власти предприятия и системы стратегического управления
Корпоративные семинары и семинары-тренинги
Наши публикации разных лет
Менеджмент сегодня №3 2021 Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности
Международный журнал Проблемы теории и практики управления №2, №4, №9, 2020 Построение эффективного предприятия
Менеджмент сегодня №3 2017 Целеполагание и стратегическое управление развитием организации
Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов
Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы
Стратегический менеджмент №4 2014 Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация
Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 Цель предприятия и стратегия ее достижения
Креативная экономика №9 2010 Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия
Основные публикации
|
|
Система стратегического управления Разработка стратегии
Введение
В настоящее время уже никто не возражает, что самая эффективная система управления - это система стратегического управления. Однако в экономике она начала формироваться буквально 50 лет назад с пионерской работы Альфреда Чандлера [1], и по вопросу, что такое стратегическое управление, есть расхождения. В частности, все системы управления по целям (доминирующие в настоящее время) можно отнести к системам стратегического управления лишь в первом приближении. Этот подход, фактически приравнивающий стратегию предприятия к стратегии управления полетом самолета, очень ограничен с точки зрения экономической стратегии. Экономическая стратегия, это, в первую очередь, установка цели и определение путей достижения поставленной цели, а уже только потом – стратегия управления движением к поставленной цели. Руководитель предприятия выступает не как пилот, а как руководитель авиакомпании.
Разработка стратегии
Разработка стратегии должна идти от конечной цели, по следующим шагам: цель >> миссия >> видение >> частные стратегические цели >> программы деятельности. При этом стратегия определяет и структуру [1,2], в основном это видение и программы деятельности предприятия. При этом каждый шаг должен осуществляется по своей частной стратегии [3], включающей следующие компоненты: цель, политики, программы [4], ну и результат. Все эти шаги приведены в таблице 1.
Таблица 1. Шаги формирования стратегии предприятия.
Цель |
Политики |
Программы работ, необходимые для получения результата |
Результат |
Формулирование цели предприятия |
Политики определения цели деятельности |
Программа действий по определению цели |
Цель предприятия |
Создание миссии |
Политики определения сфер деятельности |
Программа действий по определению миссии |
Миссия, соответствующая цели предприятия |
Создание видения |
Политики по всем аспектам |
Программа действий по созданию видения |
Видение, обеспечивающее исполнение миссии |
Установление частных стратегических целей |
Политики по всем целям |
Программа действий по разработке частных целей |
Частные стратегические цели, достижение которых обеспечивает реализацию видения |
Разработка проектов и программ деятельности предприятия |
Политики по реализации каждого аспекта видения |
Программа действий по реализации видения |
Проекты и программы, обеспечивающее исполнение предприятием своей миссии, реализацию видения и обеспечивающее достижение цели предприятия |
Разработка организационной структуры предприятия |
Политики по организационной структуре |
Программа действий по разработке структуры |
Организационная структура предприятия наиболее соответствующая принятой стратегии |
Разработка показателей предприятия |
Политики по показателям |
Программа действий по определению показателей |
Показатели эффективности предприятия, показывающие как происходит движение к поставленной цели, в правильном ли направлении мы движемся. |
Одна из задач стратегического менеджмента - это: «Оценка результатов и корректировка стратегического видения, глобальных целей, стратегии, и ее реализации с учетом приобретенного опыта, изменившихся условий, появления новых идей и возможностей». А «изменение стратегии, постепенное или стремительное, адаптивное (в ответ на новые условия) или активное (при появлении новых возможностей во внешней или внутренней среде) это норма, даже необходимость. Поэтому создание стратегии – это непрерывный процесс, а не единовременное действие» [5]. Руководитель и управляющие предприятия не занимаются, время от времени, разработкой стратегии, а ведут стратегическое управление предприятием.
__________________ Версия для печати
|
|