Дивизиональные (дивизионные) организационные структуры управления предприятия
В
линейной организационной структуре рост числа уровней иерархии ведет к соответствующему увеличению времени подготовки, принятия, и реализации управляющих решений, экономическая эффективность предприятия с ростом размера предприятия начнет уменьшаться.
Один из очевидных выходов – это переход к
дивизиональной организационной структуре - не просто делегирование полномочий на нижележащий уровень, когда "запрещено все, что не разрешено", а децентрализация, когда "разрешено все, что не запрещено". При этом дивизионы (от фр. division — деление, разделение) получают самые широкие полномочия. Им запрещен только очень ограниченный круг решений, например, устанавливать экономические цели своего дивизиона. Но им разрешено определять номенклатуру и объемы выпускаемой продукции, разрешено определять новые разработки, и т.д. - разрешено все, что явно не запрещено.
Чтобы снизить нагрузку на руководителя, Урвик предлагал делегировать часть его полномочий помощникам. Максимально возможное делегирование особенно необходимо для высших менеджеров. А децентрализация - это и есть самое широкое делегирование полномочий. Управление будет еще более эффективным, полагали Гьюлик и Урвик, если высшие менеджеры помимо всего прочего станут неукоснительно придерживаться «принципа соответствия». Этот принцип гласит, что на всех уровнях управления власть и ответственность должны совпадать и быть равными. Если власть велика, а ответственности никакой, то это дорога к произволу, а если на менеджера возлагают слишком большую ответственность, но не дают ему никакой власти, его действия окажутся безрезультатными. Поэтому ответственность лиц, наделенных значительной властью, является абсолютной только в известных границах, обозначенных статусом и полномочиями данной должности. И в рамках своих полномочий руководитель несет всю полноту личной ответственности за действия подчиненных ему людей (Кравченко История менеджмента).
В принципе, линейная и дивизиональная структуры отличаются только тем, что в линейной может осуществляться только ограниченное делегируемых полномочий, а в дивизиональной - децентрализация.
Схема 1. Дивизиональная (дивизионная) организационная структура управления предприятием
Однако, в этом случае снижается управляемость предприятия, дивизионы замыкаются на свои внутренние потребности, но повышение экономической эффективности предприятия достигается за счет повышения качества принимаемых решений и сокращения времени на их принятие.
В этом случае большую часть решений принимает руководитель дивизиона, руководитель предприятия оставляет за собой только принятие основных стратегических решений. Это и повышает время принятия решений (уменьшается число уровней принятия решений) и повышается качество принимаемых решений (руководитель дивизиона более глубоко разбирается в текущих вопросах дивизиона, чем руководитель предприятия). Экономическая эффективность предприятия повышается.
При этом вид организационной структуры дивизионального предприятия может быть различным. Например, руководитель предприятия может иметь свой штаб, или свои функциональные подразделения. Сами дивизионы могут, например, иметь штабную или матричную организационную структуру. Дивизион, в этом смысле, может рассматриваться как предприятие в предприятии.
Структуризация по дивизионам, как правило, производится по одному из критериев:
-
по выпускаемой продукции (изделиям или услугам) - мультидивизионная организация;
-
по ориентации на определенные группы потребителей - потребительская специализация;
-
по обслуживаемым территориям - региональная специализация;
-
по нескольким рынкам или крупным группам потребителей - рыночная структура управления;
-
по видам продукции и регионами, в которых ее продают - глобальная продуктовая структура
-
по регионам и видам продукции - глобальная региональная структура.
Основная область применения дивизиональных организационных структур - средние и большие предприятия, особенно эффективна дивизиональная структура в крупных компаниях с диверсификацией продукции, а также в территориально разделенных компаниях.
С точки зрения повышения эффективности предприятия дивизиональная организационная структура обеспечивает, по сравнению с линейной, снижение уровней иерархии в управлении на один уровень. Однако
Джеку Уэлчу, руководившего компанией General Electric с 1981 г. по 2001 г.удалось снизить число уровней иерархии с 29 до 6 (!), при этом сократил численность с 440000 до 313000 человек и повысив прибыль с 1,65 млрд долларов 7,3 млрд долларов! Так что основной путь повышения эффективности предприятия в условиях динамичной среды - это, в первую очередь, снижение числа уровней иерархии и переход к
плоским организационным структурам.
Впервые дивизиональная структура была использована в практике управления компанией General Motors (GMC) Альфредом Слоуном, первые дивизионы появились в 1928 – 1929 г. Однако широкое развитие дивизиональные организационные структуры начали получать только начиная с 60-х годов прошлого века, когда началась острая конкуренция за потребителя и высокая адаптивность компаний к изменениям конкурентной среды стала жизненно необходимой.
Примеры предприятий с дивизиональной организационной структурой управления