Бесплатный анализ бизнеса предприятия
Анализ деятельности предприятия
Разработка организационной документации
Разработка и создание вертикали власти предприятия и системы стратегического управления
Корпоративные семинары и семинары-тренинги
Наши публикации разных лет
Менеджмент сегодня №3 2021 Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности
Международный журнал Проблемы теории и практики управления №2, №4, №9, 2020 Построение эффективного предприятия
Менеджмент сегодня №3 2017 Целеполагание и стратегическое управление развитием организации
Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов
Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы
Стратегический менеджмент №4 2014 Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация
Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 Цель предприятия и стратегия ее достижения
Креативная экономика №9 2010 Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия
Основные публикации
|
|
Плоская организационная структура – современная эффективная структура управления
Статья 2021 года "Построение и анализ организационной структуры предприятия"
Плоская организационная структура – это не тип организационной структуры как таковой, а, скорее особенность любой организационной структуры заключающаяся в расширенном диапазоне управления руководителей. «Плоской» может быть и линейная организационная структура, и дивизиональная, и матричная, и сетевая, и любая другая.
В начале прошлого века основатели менеджмента полагали, что диапазон управления должен составлять 4-5 подчиненных. Современная парадигма управления, как отмечал Пригожин, расширяет этот диапазон в два и более раза: 7-11 на верхних уровнях управления и до 30 на уровне рядовых сотрудников. Это связано и с суровой необходимостью - при малом диапазоне управления большое число уровней иерархии, что существенно снижает возможности предприятия своевременно влиять на изменение внешней и внутренней ситуации, и с развитием менеджмента:
-
Созданием и внедрением современных информационных систем, позволяющих снизить нагрузку руководителей.
-
С развитием организационной культуры коллектива направляющей коллектив на достижение целей организации – координация деятельности и самоуправление, что позволяет широко применять делегирование и децентрализацию управления.
-
С формированием требуемого организационного порядка – формальных положений и регламентов деятельности направленных на достижение целей предприятия и реально принятых в организации, что резко снижает число обращений к руководителям за разъяснениями и указаниями.
В этой связи стоит особо отметить опыт Джека Уэлча, руководившего компанией General Electric с 1981 г. по 2001 г. Он повел настоящую борьбу с бюрократией и иерархией, много раз он провозглашал лозунг: «Бороться с бюрократией, уничтожить иерархию», и ему удалось снизить число уровней иерархии с 29 до 6 (!), при этом он сократил численность компании с 440000 до 313000 человек и повысил ее прибыль с 1,65 млрд долларов до 7,3 млрд долларов!
Девиз Уэлча: «Мы во всем полагаемся на наших людей – даем им полномочия, ресурсы и не мешаем работать». Джеку Уэлчу удалось создать свою собственную культуру, которая обеспечила победу GE над многими крупными концернам. Он говорил: «Цель менеджмента заключается в создании гармонии. Создания цели, которая объединяет людей и дает возможность различным командам и подразделениям забыть о различиях и работать на единую цель».
Из сказанного видно, что невозможно просто взять и сократить число руководителей среднего звена, и искусственно, вдвое и более, расширить диапазон их управления – это приведет только к полной дезорганизации деятельности предприятия. Необходимо начать с мотивации коллектива на цели предприятия, с создания формальных основ эффективной деятельности, с формирования требуемой организационной культуры (Пригожин назвал ее «корпоративной культурой») с формирования требуемого организационного порядка. Тогда резко снизится загрузка руководителей, появится возможность расширения диапазона управления, снижения числа уровней иерархии, существенного повышения эффективности деятельности предприятия.
Статья 2021 года "Построение и анализ организационной структуры предприятия"
__________________ Версия для печати
|
|