О КОМПАНИИ | НАША МИССИЯ | УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
      Два единственных пути повышения эффективности предприятия
Разработка организационной документации
Повышение эффективности предприятия
Мотивация персонала
Развитие организационной структуры
Семинары и тренинги
Наши статьи
 
Термины и определения

       

Удаленные консультации по управленческому консалтингу

Удаленная разработка организационной документации

Наши консалтинговые проекты

Коммерческое предложение по разработке эффективной организационной документации

Коммерческое предложение по повышению эффективности деятельности предприятия

Коммерческое предложение по созданию эффективной системы мотивации

Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг

Наши семинары и тренинги


Наши публикации разных лет

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №9 2020 Построение эффективного предприятия»

Менеджмент сегодня №3 2017 «Целеполагание и стратегическое управление развитием организации»

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы»

Стратегический менеджмент №4 2014 «Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация»

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 «Цель предприятия и стратегия ее достижения»

Креативная экономика №9 2010 «Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия»

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
29.10.2011

Базовая эталонная модель открытой организационной структуры управления

Журнал "Проблемы экономики и менеджмента" №3 2011г.
 
 
В общем виде взаимодействие структурных подразделений можно представить как систему коммуникации нескольких иерархических систем (структурных подразделений верхнего уровня иерархии) между собой и попробовать структурировать систему и минимизировать число связей, так как системы с большим числом запутанных связей в практике не работают. В результате можно получить следующие требования к такой идеализированной организационной структуре.
  1. Все действующие связи между элементами каждого уровня иерархии должны быть формализованы отдельными протоколами.
  2. Любой элемент может взаимодействовать: с элементами своего уровня, только с одним элементом уровнем на единицу выше, и с элементами ниже своего уровня. Взаимодействия с элементами своего уровня называются горизонтальными (взаимодействия, координации), а с уровнями на единицу выше или ниже — вертикальными (линейными).
  3. Любой протокол взаимодействия может определять только взаимодействие между элементами своего уровня иерархии и не может определять взаимодействие с элементами других уровней иерархии.
  4. Протокол взаимодействия на каждом уровне иерархии должен быть единым.
  5. Отсутствие формального взаимодействия на каком либо уровне иерархии, определено в том случае, если протокол взаимодействия этого уровня отсутствует.
Если эти требования выполняется, то система управления становится открытой для расширения и, в некотором роде, подобна базовой эталонной модели взаимодействия открытых систем (модель ВОС, ЭМВОС, англ. Open Systems Interconnection Basic Reference Model) [4]. Такой организационной структуре управления можно по аналогии дать наименование «Базовая эталонная модель открытой организационной структуры управления (эталонная модель открытой ОСУ)». Ее схема приведена на рисунке 3.
  
Рисунок 3. Базовая эталонная модель открытой организационной структуры управления
 
Но, как и в случае модели ВОС, перечисленные требования является только эталонными, и практические системы не могут полностью соответствовать им.
 
Чисто линейные и дивизиональные структуры не имеют формального взаимодействия на всех уровнях иерархии, поэтому такие системы открыты – можно подключать к ним любые новые структурные подразделения. Матричная и сетевая структуры имеют формализованные регламенты взаимодействия, поэтому они также открыты – можно подключать новые проекты и новые производства в матричных структурах, новые магазины, рестораны и т.д. в сетевых структурах. Но в общем случае, в отличие от модели ВОС, структуры управления не могут расширяться без создания новых протоколов взаимодействия старых и новых структур. Т.е. организационная структура является не полностью открытой, но, при максимальном учете указанных требований, является максимально открытой для расширения и модернизации. Что же касается рис. 1 и рис. 2, то видно, что добавление каждой новой структурной единицы приведет к необходимости налаживания целой совокупности новых связей.
 
Схема рис.3 имеет только по одной горизонтальной связи, единой для всех подразделений каждого уровня (имеющей единый протокол). В реальных структурах, после нормализации и минимизации горизонтальных связей, схема рис.3 должна быть изображена так, чтобы были видны все горизонтальные связи, имеющие собственные протоколы, и иметь ссылки на эти протоколы. На рисунке 3 изображены горизонтальные связи между службами верхнего уровня иерархии предприятия.
 
Рисунок 3. Протоколы взаимодействия служб верхнего уровня иерархии предприятия.
 
Максимальное число протоколов в этой схеме составляет всего шесть:
   1. Протокол взаимодействия службы безопасности со всеми другими службами.
   2. Протокол взаимодействия финансовой службы со всеми другими службами.
   3. Протокол взаимодействия секретариата со всеми другими службами.
   4. Взаимный протокол финансовой службы и коммерческой службы.
   5. Взаимный протокол финансовой службы и технической службы.
   6. Взаимный протокол коммерческой службы и технической службы.
 
В зависимости от делегированных службам полномочий, взаимосвязи могут быть решающими - без участия руководителя верхнего уровня, рекомендательными (тогда они обозначаются пунктиром), или неформальными (тогда они просто не изображаются и протоколами не регламентируются).
На нижних уровнях иерархии аналогично осуществляются взаимодействие между подчиненными структурными подразделениями равных уровней иерархии. Протоколы взаимодействия структурных подразделений, а также протоколы взаимодействия между структурными подразделениями одного уровня иерархии могут быть получены аналогично.
 
Данная схема является открытой. К ней можно просто подключить (дорисовать) новую структурную единицу того же уровня иерархии и продлить на нее горизонтальные связи, и все. А если эта структурная единица имеет свое особенное взаимодействие с другими структурными единицами, разработать этот дополнительный протокол.
 
Документировать протоколы лучше отдельно от «Положений о подразделениях», в последних делать только ссылки на используемые протоколы. В противном случае, при изменении какого либо протокола, придется корректировать и все Положения, в которые включено описание этого протокола.

Список литературы:
[1] Управление персоналом: Учебник для вузов/ Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. - 423 с.
[2] Бармаков Борис. Эволюция оргструктур. Журнал «Управление компанией» № 5, 2006 г.
[3] Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. Система стратегического управления. Журнал «Проблемы экономики и менеджмента» №3, 2011 г.
[4] ГОСТ Р ИСО 7498-2-99 - Государственный стандарт Российской Федерации «Информационная технология. Взаимосвязь открытых систем. Базовая эталонная модель».
__________________
Версия для печати

Отзывы, комментарии и вопросы по статье:
"Базовая эталонная модель открытой организационной структуры управления "

08.12.2013 16:41  Андрей

Неформальная структура организации что это?

08.12.2013 20:28  Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.

Формальная организационная структура – это структура подчиненности и взаимосвязей структурных подразделений и формальное закрепление сотрудников за структурными подразделениями, которое определяется трудовыми договорами с сотрудниками или приказами (распоряжениями) по предприятию в соответствии со штатным расписанием. Переводы сотрудников между подразделениями также оформляются приказами.

Неформальная организационная структура – это сложившиеяся естественные неформальные группы. Ее структура развивается в результате социального взаимодействия.
Неформальные группы могут быть и внутри одного структурного подразделения, и охватывать несколько подразделений, даже отдельных руководителей, которые здесь уже могут быть и не лидерами неформальных групп. Деятельность таких групп в основном является экспрессивной – направленной внутрь группы, на развитие эмоциональных связей, удовлетворение эмоциональных и других потребностей ее членов. Неформальные группы могут продолжать функционировать и во внерабочее время.


28.11.2016 11:28  Олена

Как подсчитать число уровней иерархии в организационной структуре компании?

28.11.2016 13:56  Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.

Число уровней иерархии в организационной структуре компании равно числу руководителей над рядовым сотрудником, от его непосредственного руководителя - до генерального директора.

03.03.2017 14:44  Влада

Может ли быть двойное наименование структурных подразделений?

03.03.2017 15:38  Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.

Структурные подразделения могут именоваться кодом (цифровым обозначением), например, «Отдел 110», словесным наименованием, например, «Отдел качества» или смешанным, например, «Отдел качества 110».
Коды показывают место подразделения в иерархии предприятия, например, «Сектор 325» относится к отделу 320 отделения 300. В крупных предприятиях могут применяться и более сложные коды, например, «Сектор 03.02.05». Коды и наименования могут иметь также и должности руководителей и сотрудников подразделений.

Коды и наименования должны соответствовать штатному расписанию. Наименования структурных подразделений и должностей могут присваиваться предприятием произвольно. Однако в случае вредных производств, должностей с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, которые дают право на пенсию по возрасту на льготных условиях, лучше придерживаться соответствующих классификаторов.

18.10.2020 17:40  Виталий

Какое практическое значение эталонная модель взаимодействия открытых систем (ЭМВОС) может иметь с точки зрения взаимодействия предприятий и их структурных подразделений?

18.10.2020 20:29  Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.

Эталонная модель взаимодействия открытых систем уникальна тем, что она может взаимодействовать с другими системами на любом уровне и не зависимо от этого уровня. В социальных же системах, «система полностью конкретизирована лишь на уровне своих элементов» [Луман Н. Социальные системы. Очерк общей теории. СПб.: Наука, 2007. - С. 383]. Например, мы можем договориться с руководителем предприятия, а далее на уровне топ-менеджеров понять, что договоренность вряд ли может быть достигнута. А на уровне рядовых работников понять, что с этой компанией вообще невозможно иметь никаких дел.
Как отмечал Макс Вебер социальные организации могут иметь три основные формы: социальная общность (единый субъект деятельности), к которой относятся домохозяйства, в частности семья и первобытное племя; единство интересов , например, кооперативы; и противоположность интересов - большинство современных капиталистических предприятий. Соответственно из за противоположности интересов последние и не могут являться едиными субъектами деятельности.
Однако возможны и такие организации капиталистического предприятия, при котором оно будет представлять и единство интересов, и социальную общность. Пример - предприятия Японии с "семейной" организацией деятельности.



Мы будем рады ответить на Ваши вопросы по статье "Базовая эталонная модель открытой организационной структуры управления ", рассмотреть Ваши замечания и отзывы. Отвечает главный специалист Жемчугов Михаил, к.т.н.
Имя
Текст

С января 2021 года цены на наши услуги снижены на 40% с одновременным повышением качества наших услуг, базирующемся на эффективной единой прозрачной методике.

Наши статьи 2021 года (ВИНИТИ РАН)
Развитие предприятия. Система консалтинговых проектов организации и повышения эффективности предприятия
Июнь Скачать статью (45)                 Читать статью
Производительные силы человека и повышение эффективности
Май Скачать статью (221)                 Читать статью
Эффективность предприятия. Концептуальные основы, практика
Май Скачать статью (179)                 Читать статью

Последние новости

05.04.2021
Завершены работы по консалтинговому проекту повышения эффективности с компанией "РЕМСТРОЙСЕТЬ"
07.06.2020
Консалтинговые услуги по организации деятельности АНО КПФ «Русь милосердная»


Наши новые статьи

14.07.2021 Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности Журнал "Менеджмент сегодня" № 3 2021
В стате описаны механизмы деятельности и пути повышения эффективности предприятия при четырех практических типах его организации: административной, ... далее

21.06.2021 Развитие предприятия. Система консалтинговых проектов организации и повышения эффективности предприятия Деп. в ВИНИТИ РАН 21.06.2021, № 41 - В 2021, 77 с.
Менеджмент как наука существует для того, чтобы обеспечивать создание новых более эффективных предприятий, повышать эффективность существующих. Практически — ... далее

09.06.2021 Теоретические основы эффективного управления предприятием
В статье рассмотрены теоретические основы управления предприятием. Управления, обеспечивающего максимальную эффективность деятельности предприятия. ... далее


  

ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС»)
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Адрес: 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, с. 7, оф. 29
Тел. 8 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru





© ООО «КОРПСИС», 2006-2021