О КОМПАНИИ | НАША МИССИЯ | УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
Два научно обоснованных практических пути повышения эффективности
Повышение эффективности предприятия
Мотивация персонала
Развитие организационной структуры
Разработка организационной документации
Семинары и тренинги
Наши статьи
Термины и определения

       

Удаленные консультации по управленческому консалтингу

Удаленная разработка организационной документации

Наши консалтинговые проекты

Коммерческое предложение по разработке эффективной организационной документации

Коммерческое предложение по повышению эффективности деятельности предприятия

Коммерческое предложение по созданию эффективной системы мотивации

Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг

Наши семинары и тренинги


Наши публикации разных лет

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №9 2020 Построение эффективного предприятия»

Менеджмент сегодня №3 2017 «Целеполагание и стратегическое управление развитием организации»

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы»

Стратегический менеджмент №4 2014 «Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация»

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 «Цель предприятия и стратегия ее достижения»

Креативная экономика №9 2010 «Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия»

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99

С января 2021 года цены на наши услуги снижены на 40% с одновременным повышением качества наших услуг, базирующемся на эффективной единой прозрачной методике.

Два единственных метода повышения эффективности
Скачать статью (ВИНИТИ РАН 12.01.2021, № 53, 71 с.)
Читать статью

04.05.2012

Система регламентов организации

Вопрос создания системы регламентов организации не ставится произвольно, по чьему либо желанию или указанию. Он дан в объективных обстоятельствах. Ицхак Адизес в своей книге «Управление жизненным циклом корпорации» отмечал следующие стадии жизненного цикла организации и их особенности:
  • Ухаживание – формирование и проработка идеи бизнеса,веры в успех, преданности идее. Идее продукта, который должен иметь рынок.
  • Младенчество – начало сбыта, отсутствие формальной системы управления (не позволяющей передавать полномочия), прибыль мала, все держится на энтузиазме, авторитарное руководство.
  • Давай-давай – рост сбыта без маркетинговых проработок. Примитивная система учета, нет данных о реальной себестоимости каждого вида продукции. Отсутствие организационных схем – норм и. Необходим переход к профессиональному менеджменту.
  • Юность – основные проблемы: делегирование полномочий, смена руководства (профессиональный менеджмент), смена целей (вместо «чем больше, тем лучше» - «чем лучше, тем больше»).
  • Ранний расцвет – формализованный процесс управления, организационная интеграция. Организация имеет свою миссию, видение, ценности, этим стимулирует работников к активным действиям, к реализации миссии и видения на практике. Официальные регламенты деятельности.
Таким образом, регламентация деятельности начинает осуществляться на стадии юности, когда продукт организации выведен на рынок и определена миссия и цель организации, и завершается на стадии раннего расцвета. Регламентировать можно только деятельность, направленную на достижение четко поставленной цели.

При этом, «При управлении развитием сложных целенаправленных систем, как правило, устанавливается иерархия целей, причем достижение более конкретных из них (подцелей) служит средством реализации более общих» (2003, Лопатников, «Экономико-математический словарь») и «Целеполагание — это первичная фаза управления, выработки и принятия решений, заключающаяся в постановке генеральной цели и совокупности целей (дерева целей) в соответствии с сущностью и характером решаемых проблем, назначением (миссией.) системы, стратегическими установками» (2006, «Современный экономический словарь»).

Иерархия целей организации:
  •  Цель организации определяет стратегию организации (миссию, видение, иерархию целей – иерархию показателей, иерархию программ (планов, проектов) достижения поставленных целей - бизнес-процессов, иерархию показателей хода исполнения программ).
  • Цель на любом уровне иерархии определяет ответственного за достижение поставленной цели – соответствующее структурное подразделение организации.
  • Цель на любом уровне иерархии определяет стратегию соответствующего структурного подразделения (миссию, видение, нижележащую иерархию целей – нижележащую иерархию показателей, нижележащую иерархию программ достижения поставленных целей - бизнес-процессов, иерархию показателей хода исполнения программ).
Таким образом, мы получаем неразрывно связанные иерархии: целей-показателей, миссий, частных стратегических целей-показателей, программ (бизнес-процессов), показателей хода исполнения программ.
 
Иерархическая система регламентов, базирующаяся на иерархии целей, включает саму иерархическую организационную схему и на каждом уровне иерархии и для каждого структурного подразделения (и организации в целом) включает следующие основные регламенты:
  • Конкретная измеримая цель, она же основной регламент структурного подразделения.
  • Миссия (предназначение) структурного подразделения, регламентирует предназначение подразделения – его потребителя и продукт.
  • Частные стратегические цели структурного подразделения. Они же частные регламенты структурного подразделения.
  • Регламенты программы и проектов (бизнес-процессов) структурного подразделения (владельцем которого является структурное подразделение) по достижению частных стратегических целей, регламентирующие процессы достижения частных целей.
  • Показатели хода реализации Программ (входят в регламенты соответствующих Программ), регламентируют промежуточные этапы Программ.
  • Положение о структурном подразделении (на нижнем уровне – должностная инструкция), в которое и входят цель, миссия, частные стратегические цели, полномочия и ответственность.
Программы отражают повторяющуюся текущую деятельность по достижению постоянной цели, распределенной во времени. Проекты отображают разовую неповторяющуюся деятельность по достижению разовой цели.

Например, разработка нового конкретного изделия – проект. Создание и ввод в эксплуатацию нового производства – проект. Выпуск и реализация нового продукта в запланированных объемах – программа. Основная ошибка многих организаций заключается в том, что они регламентируют деятельность по выполнению программ и планов создания и продвижения продукции, но не регламентируют деятельность по проведению проектов развития организации (разработка и выпуск новой продукции, создание новых производственных мощностей, и т.д.), при этом проекты развития создаются по остаточному принципу и реализуются с существенным опозданием, а то и вовсе не реализуются.

Поскольку все регламенты опираются на иерархическую систему целей организации, то и все вопросы полноты и непротиворечивости регламентов упираются в вопросы полноты и непротиворечивости иерархии целей. Если иерархия целей организации построена правильно и адекватна достижению поставленной перед организацией цели, и разработанные регламенты соответствуют поставленным целям, то и система регламентов будут построена правильно и будет вести организацию к достижению поставленной цели.

Иерархия целей организации является основой регламентов и всей ее деятельности. Соответственно и разработка системы регламентов организации должна начинаться с разработки иерархии целей организации, иными словами, система регламентов входит в систему стратегического управления как неразрывная ее часть, определяющую всю практическую деятельность по достижении поставленной цели.
__________________
Версия для печати

Отзывы, комментарии и вопросы по статье:
"Система регламентов организации"

15.07.2013 19:59  Абрам Пасториус

Могут ли по вашему регламенты быть написаны сотрудниками предприятия самостоятельно или нужна помощь внешнего консультанта7


15.07.2013 23:26  Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.

Регламенты могут быть написаны сотрудниками предприятия, и часто так и делается. Но далеко не всегда сотрудники имеют для этого необходимые компетенции. Так можно написать регламенты деятельности, которая в основном формализована, например, регламент приема или увольнения сотрудника. Регламенты же производственной деятельности, мотивации, учета, и т.д. индивидуальны для каждого предприятия и вытекают из стратегии предприятия. И эти регламенты должны и начинаться с разработки стратегии. И здесь, для того, чтобы регламенты работали и повышали эффективность предприятия, помощь квалифицированного внешнего консультанта имеющего и практический опыт в данном направлении, просто необходима.


05.09.2013 17:44  Илья

Разработке положений о подразделении должно предшествовать разработка бизнес-процессов?

05.09.2013 19:48  Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.

Деятельность подразделений определяется теми бизнес-процессами, которые они ведут, и объемами самих работ по бизнес-процессам. Соответственно положения о подразделениях необходимо разрабатывать, зная и бизнес-процессы, и перспективные планы работ. Серьезные изменения, как бизнес-процессов, так и планов, могут привести к необходимости корректировки положений о подразделениях, и даже к структурным изменениям.




Мы будем рады ответить на Ваши вопросы по статье "Система регламентов организации", рассмотреть Ваши замечания и отзывы. Отвечает главный специалист Жемчугов Михаил, к.т.н.
Имя
Текст

Последние новости

07.06.2020
Консалтинговые услуги по организации деятельности АНО КПФ «Русь милосердная»
22.11.2019
Разработка системы мотивации и организационной документации компании «Торговый Дом «ЭСКО»
02.04.2019
Создание системы ключевых положений деятельности компании "МАСЛ ФЕКТОРИ"


Наши новые статьи

12.02.2021 Корпоративный семинар «Два единственных пути повышения эффективности деятельности предприятия»
Корпоративный семинар «Два единственных пути повышения эффективности деятельности предприятия — практическая методика и предвидимые результаты» ... далее

19.01.2021 Производительные силы предприятия и его эффективность. Два единственных пути повышения и их практическая реализация Деп. ВИНИТИ РАН 12.01.2021, № 3 - В2021, 71 с.
В связи с большим отставанием эффективности наших предприятий от предприятий развитых стран и все более обостряющейся международной конкуренцией, проблема ... далее

26.10.2020 Социальные отношения и производительные силы: ретроспектива, состояние и перспективы ВИНИТИ РАН, 2020, № 44, 141 с.
В статье показана полная неадекватность управления по различным показателям эффективности. Показан единственно правильный путь повышения эффективности за счет ... далее


  

ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС»)
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Адрес: 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, с. 7, оф. 29
Тел. 8 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru





© ООО «КОРПСИС», 2006-2021