О компании | Миссия компании | Наши услуги | Цены | Проекты | Контакты
Целеполагание и стратегическое управление социально-экономическим развитием организации
Управленческий консалтинг. Услуги
Статьи
Термины и определения

       

Удаленные консультации по управленческому консалтингу

Удаленная разработка организационной документации

Наши консалтинговые проекты

Коммерческое предложение по разработке эффективной организационной документации

Коммерческое предложение по повышению эффективности деятельности предприятия

Коммерческое предложение по созданию эффективной системы мотивации

Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг

Наши семинары и тренинги


Некоторые наши публикации

Менеджмент сегодня №3 2017 г. «Целеполагание и стратегическое управление развитием организации»

Системная инженерия №5 2017 г. «Мотивация, KPI и культура организации»

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 г. Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы»

Стратегический менеджмент №4 2014г. «Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация»

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения»

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
В связи с тяжелой ситуацией в стране, цены наших консалтинговых услуг с марта 2020 г. снижены на 40%. Введено удаленное проведение (Skype, Zoom, WhatsApp, Viber): консультаций; семинаров и тренингов; разработки организационной документации; консалтинговых проектов и, с октября, бесплатные консультации и бесплатные семинары.


04.05.2012

Система регламентов организации

Вопрос создания системы регламентов организации не ставится произвольно, по чьему либо желанию или указанию. Он дан в объективных обстоятельствах. Ицхак Адизес в своей книге «Управление жизненным циклом корпорации» отмечал следующие стадии жизненного цикла организации и их особенности:
  • Ухаживание – формирование и проработка идеи бизнеса,веры в успех, преданности идее. Идее продукта, который должен иметь рынок.
  • Младенчество – начало сбыта, отсутствие формальной системы управления (не позволяющей передавать полномочия), прибыль мала, все держится на энтузиазме, авторитарное руководство.
  • Давай-давай – рост сбыта без маркетинговых проработок. Примитивная система учета, нет данных о реальной себестоимости каждого вида продукции. Отсутствие организационных схем – норм и. Необходим переход к профессиональному менеджменту.
  • Юность – основные проблемы: делегирование полномочий, смена руководства (профессиональный менеджмент), смена целей (вместо «чем больше, тем лучше» - «чем лучше, тем больше»).
  • Ранний расцвет – формализованный процесс управления, организационная интеграция. Организация имеет свою миссию, видение, ценности, этим стимулирует работников к активным действиям, к реализации миссии и видения на практике. Официальные регламенты деятельности.
Таким образом, регламентация деятельности начинает осуществляться на стадии юности, когда продукт организации выведен на рынок и определена миссия и цель организации, и завершается на стадии раннего расцвета. Регламентировать можно только деятельность, направленную на достижение четко поставленной цели.

При этом, «При управлении развитием сложных целенаправленных систем, как правило, устанавливается иерархия целей, причем достижение более конкретных из них (подцелей) служит средством реализации более общих» (2003, Лопатников, «Экономико-математический словарь») и «Целеполагание — это первичная фаза управления, выработки и принятия решений, заключающаяся в постановке генеральной цели и совокупности целей (дерева целей) в соответствии с сущностью и характером решаемых проблем, назначением (миссией.) системы, стратегическими установками» (2006, «Современный экономический словарь»).

Иерархия целей организации:
  •  Цель организации определяет стратегию организации (миссию, видение, иерархию целей – иерархию показателей, иерархию программ (планов, проектов) достижения поставленных целей - бизнес-процессов, иерархию показателей хода исполнения программ).
  • Цель на любом уровне иерархии определяет ответственного за достижение поставленной цели – соответствующее структурное подразделение организации.
  • Цель на любом уровне иерархии определяет стратегию соответствующего структурного подразделения (миссию, видение, нижележащую иерархию целей – нижележащую иерархию показателей, нижележащую иерархию программ достижения поставленных целей - бизнес-процессов, иерархию показателей хода исполнения программ).
Таким образом, мы получаем неразрывно связанные иерархии: целей-показателей, миссий, частных стратегических целей-показателей, программ (бизнес-процессов), показателей хода исполнения программ.
 
Иерархическая система регламентов, базирующаяся на иерархии целей, включает саму иерархическую организационную схему и на каждом уровне иерархии и для каждого структурного подразделения (и организации в целом) включает следующие основные регламенты:
  • Конкретная измеримая цель, она же основной регламент структурного подразделения.
  • Миссия (предназначение) структурного подразделения, регламентирует предназначение подразделения – его потребителя и продукт.
  • Частные стратегические цели структурного подразделения. Они же частные регламенты структурного подразделения.
  • Регламенты программы и проектов (бизнес-процессов) структурного подразделения (владельцем которого является структурное подразделение) по достижению частных стратегических целей, регламентирующие процессы достижения частных целей.
  • Показатели хода реализации Программ (входят в регламенты соответствующих Программ), регламентируют промежуточные этапы Программ.
  • Положение о структурном подразделении (на нижнем уровне – должностная инструкция), в которое и входят цель, миссия, частные стратегические цели, полномочия и ответственность.
Программы отражают повторяющуюся текущую деятельность по достижению постоянной цели, распределенной во времени. Проекты отображают разовую неповторяющуюся деятельность по достижению разовой цели.

Например, разработка нового конкретного изделия – проект. Создание и ввод в эксплуатацию нового производства – проект. Выпуск и реализация нового продукта в запланированных объемах – программа. Основная ошибка многих организаций заключается в том, что они регламентируют деятельность по выполнению программ и планов создания и продвижения продукции, но не регламентируют деятельность по проведению проектов развития организации (разработка и выпуск новой продукции, создание новых производственных мощностей, и т.д.), при этом проекты развития создаются по остаточному принципу и реализуются с существенным опозданием, а то и вовсе не реализуются.

Поскольку все регламенты опираются на иерархическую систему целей организации, то и все вопросы полноты и непротиворечивости регламентов упираются в вопросы полноты и непротиворечивости иерархии целей. Если иерархия целей организации построена правильно и адекватна достижению поставленной перед организацией цели, и разработанные регламенты соответствуют поставленным целям, то и система регламентов будут построена правильно и будет вести организацию к достижению поставленной цели.

Иерархия целей организации является основой регламентов и всей ее деятельности. Соответственно и разработка системы регламентов организации должна начинаться с разработки иерархии целей организации, иными словами, система регламентов входит в систему стратегического управления как неразрывная ее часть, определяющую всю практическую деятельность по достижении поставленной цели.
__________________
Версия для печати

Отзывы, комментарии и вопросы по статье:
"Система регламентов организации"

15.07.2013 19:59  Абрам Пасториус

Могут ли по вашему регламенты быть написаны сотрудниками предприятия самостоятельно или нужна помощь внешнего консультанта7


15.07.2013 23:26  Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.

Регламенты могут быть написаны сотрудниками предприятия, и часто так и делается. Но далеко не всегда сотрудники имеют для этого необходимые компетенции. Так можно написать регламенты деятельности, которая в основном формализована, например, регламент приема или увольнения сотрудника. Регламенты же производственной деятельности, мотивации, учета, и т.д. индивидуальны для каждого предприятия и вытекают из стратегии предприятия. И эти регламенты должны и начинаться с разработки стратегии. И здесь, для того, чтобы регламенты работали и повышали эффективность предприятия, помощь квалифицированного внешнего консультанта имеющего и практический опыт в данном направлении, просто необходима.


05.09.2013 17:44  Илья

Разработке положений о подразделении должно предшествовать разработка бизнес-процессов?

05.09.2013 19:48  Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.

Деятельность подразделений определяется теми бизнес-процессами, которые они ведут, и объемами самих работ по бизнес-процессам. Соответственно положения о подразделениях необходимо разрабатывать, зная и бизнес-процессы, и перспективные планы работ. Серьезные изменения, как бизнес-процессов, так и планов, могут привести к необходимости корректировки положений о подразделениях, и даже к структурным изменениям.




Мы будем рады ответить на Ваши вопросы по статье "Система регламентов организации", рассмотреть Ваши замечания и отзывы. Отвечает главный специалист Жемчугов Михаил, к.т.н.
Имя
Текст

Последние новости

07.06.2020
Консалтинговые услуги по организации деятельности АНО КПФ «Русь милосердная»
22.11.2019
Разработка системы мотивации и организационной документации компании «Торговый Дом «ЭСКО»
02.04.2019
Создание системы ключевых положений деятельности компании "МАСЛ ФЕКТОРИ"


Наши новые статьи

31.08.2020 Построение эффективного предприятия Международный журнал "Проблемы теории и практики управления" 2020, №9
Предлагаемая статья является завершающей статьей одноименной серии 3-х статей "Построение эффективного предприятия". В статье показано, что предприятие ... далее

01.06.2020 Эффективность предприятия как эффективность входящих в него малых рабочих и организационных групп Международный журнал "Проблемы теории и практики управления" 2020, №6
В первой нашей статье «Рыночное предприятие: возникновение, организация и институты, эффективность» было показано что предприятие – это связная иерархическая ... далее

28.04.2020 Рыночное предприятие: возникновение, организация и институт Международный журнал «Проблемы теории и практики управления». 2020. №2.
Статья "Рыночное предприятие: возникновение, организация и институт" открывает серию 3-х статей "Практическое построение эффективного предприятия". Первая ... далее


  

ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС»)
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Адрес: 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, с. 7, оф. 29
Тел. 8 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru





© ООО «КОРПСИС», 2006-2020