О КОМПАНИИ | НАША МИССИЯ | УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
      Финансовые гарантии качества и результата в наших договорах
Разработка организационной документации
Повышение эффективности предприятия
Мотивация персонала
Развитие организационной структуры
Семинары и тренинги
Наши статьи
Термины и определения

       

Удаленные консультации по управленческому консалтингу

Разработка организационной документации: оргструктуры, положений, инструкций, правил, регламентов бизнес-процессов

Наши консалтинговые проекты

Коммерческое предложение по разработке эффективной организационной документации

Коммерческое предложение по повышению эффективности деятельности предприятия

Коммерческое предложение по созданию эффективной системы мотивации

Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг

Наши семинары и тренинги


Наши публикации разных лет

Менеджмент сегодня №3 2021 Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №2, №4, №9, 2020 Построение эффективного предприятия

Менеджмент сегодня №3 2017 Целеполагание и стратегическое управление развитием организации

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы

Стратегический менеджмент №4 2014 Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 Цель предприятия и стратегия ее достижения

Креативная экономика №9 2010 Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99

Итоговые статьи наших исследований 2006-2021 годов
(106)Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности. Октябрь 2021
(163)Концептуальные основы механизма деятельности предприятия и его эффективности. Июль 2021
(194)Развитие предприятия. Система консалтинговых проектов организации и повышения эффективности предприятия. Май 2021

Решение проблемы мотивации персонала

Литература по менеджменту изобилует статьями и даже книгами по мотивации персонала. Однако сразу можно отметить, что любая обособленная система мотивации при ее внедрении в лучшем случае может дать «повышение» результатов предприятия лишь на уровне статистической погрешности. Как отмечали лауреаты Нобелевской премии по экономике Д. Норт, Л. Гурвиц, Э. Остром, мотивы деятельности персонала определяются всей системой стимулов, которые человек видит в предприятии. При этом, как отмечал Д. Норт, «институты определяют взаимодействие между людьми, создавая структуру стимулов, управляющую человеческим поведением» [Норт, с. 104]. И экономический механизм предприятия, по Гурвицу, задает множество выборов экономических субъектов и соответствующую им систему стимулов [Измалков и др.]. «Правила действуют системно, а не по отдельности. ... следует специфицировать множество правил, а не отдельное правило, пытаясь выявить последствия изменений определенного правила» [Остром, с. 109]. Ведь «на структуру анализируемых ситуаций воздействует система правил в их совокупности, а не единичные правила» [Остром, с. 94]. И «правила, предписывающие определенное поведение, влияют на поведение, однако только в том случае, если люди имеют мотив следовать этим правилам» [Грейф, с. 55].

Результат, получаемый человеком в предприятии — это «приведенная ценность всей суммы разностей между выгодами и издержками, как неденежными, так и денежными» [Беккер, с. 41]. Несколько ранее это отмечал и Чарльз Барнард: «Если человек получает ровно столько, сколько потратил, у него нет стимула, чтобы участвовать в кооперации, так как у него нет чистой «прибыли». То, что он получает взамен, должно давать ему – с точки зрения его потребностей – больше, чем он вложил» [Барнард 2009: с. 59]. Чем выше предвидимый результат, тем выше его внутренне мотивы к труду, тем выше его производительные силы.
А мотивы — это или выгоды при следовании правилам, или санкции (запретительные издержки) при нарушении правил. Человек, анализируя стимулы (зачастую подсознательно) выбирает те виды и уровни своей деятельности, при которых рост его жизненного капитала будет максимальным. Безотносительно целей предприятия собственника.

Таким образом, система мотивации — это вся система положений института предприятия (правил игры) и соответствующих им стимулов. Любое провозглашенное положение приводящее к издержкам персонала и не поддерживаемой санкциями исполняться не будет, и его провозглашение будет приносить только вред, поскольку будет показывать, что провозглашенные положения можно не выполнять, будь это положения контрактов, внутренних утвержденных документов, приказов. Так, например, в одном из предприятий мы выявили, что 90% пунктов приказов не выполняются, и без всяких санкций. Соответственно на приказы никто и внимания не обращал.

Что же происходит на предприятии при введении в нем какой либо системы мотивации. В общую систему положений и стимулов вводятся новые. Например, как показали лауреаты нобелевской премии по экономике 2016 года в своем Нобелевском труде [Hart, Holmström], введение премий за достижение определяемой системой мотивации KPI приводит к дисфункциональности. «Мы получим снижение большинства факторов, при явно выраженном повышении мотивированных. Это будет заведомо противоречить требуемому соотношению факторов. А результат будет достигаться вопреки системе показателей за счет оперативного управления руководителем. А если предположить, что руководителя не будет (или результаты персонала будут определяется только системой показателей), то результатом будут только заданные факторы, и больше ничего» [Hart, Holmström].

Разработка системы мотивации — это в первую очередь анализ всей системы стимулов, действующей на предприятии, и ее системное изменение направленное на повышение конечных результатов предприятия. А не введение каких либо дополнительных мотивов без системного их анализа, без анализа того, как персонал примет их, с какими издержками они могут быть внедрены, и могут ли быть внедрены в принципе — любое нововведение сопровождается риском.

Наша компания занимается проблемой мотивации персонала более 15 лет. Ей посвящены наши статьи: Проблема мотивации персонала: практическое решение // Мотивация и управление персоналом №4 2018, Мотивация, KPI и культура организации // Системная инженерия №5 2017, Мотивы человека и мотивация персонала // Проблемы экономики и менеджмента №3 2017. Однако истинное решение проблемы мотивации персонала мы нашли только в комплексных статьях 2020-2021 годов, завершающие из которых: Концептуальные основы механизма деятельности предприятия и его эффективности // ВИНИТИ РАН 26.07.2021, Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности // Менеджмент сегодня № 3 2021.

Литература

Барнард Ч.. Функции руководителя: власть, стимулы и ценности в организации. М., Челябинск: Социум, ИРИСЭН, 2009.

Беккер Г.С. Экономический анализ и человеческое поведение // THESIS. 1993. № 1. С. 24–40.

Грейф А. Институты и путь к современной экономике. Уроки средневековой торговли. М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2018.

Измалков С., Сонин К., Юдкевич М. Теория экономических механизмов (нобелевская премия по экономике 2007 г.) // Вопросы экономики. 2008. № 1. с. 4-26.

Остром Э. Постановка задачи исследования институтов // Экономическая политика. 2009. № 6. C.89-110.

Hart O. D., Holmström B. 2016. Contract theory. Scientic background on the Sveriges Riksbank Prize in economic sciences in memory of Alfred Nobel. The Royal Swedish Academy of Sciences. Stockholm, Sweden. URL: https://www.nobelprize.org/uploads/2018/06/advancedeconomicsciences2016.pdf.

Для более подробной информации по решению проблемы мотивации персонала и заказу услуг по разработке системы мотивации достаточно позвонить по телефону 8 (495) 998-85-99 (Михаил Жемчугов) или написать письмо на адрес info@corpsys.ru.

 

__________________
Версия для печати


Мы будем рады ответить на Ваши вопросы по статье "Решение проблемы мотивации персонала", рассмотреть Ваши замечания и отзывы. Отвечает главный специалист Жемчугов Михаил, к.т.н.
Имя
Текст

Последние новости

05.04.2021
Завершены работы по консалтинговому проекту повышения эффективности с компанией "РЕМСТРОЙСЕТЬ"
07.06.2020
Консалтинговые услуги по организации деятельности АНО КПФ «Русь милосердная»


Последние вопросы, ответы, комментарии к статьям сайта
Ответственность функционального руководителя в линейно функциональной структуре?


02.12.2021 23:23   Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.   Статья: Как повысить эффективность управления предприятием

При смене руководства основа эффективности работы предприятия - это подбор нового руководства. Если же новое руководство уже принято на работу, необходимо узнать и новое руководство, и конкретную ситуацию в предприятии. Без этого говорить о повышении эффективности невозможно.


02.12.2021 23:31   Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.   Статья: Линейно-функциональная организационная структура управления предприятия

В линейно-функциональной структуре всей полнотой информации владеет линейный руководитель, он и принимает все решения, он и несет всю полноту ответственности за свои решения. Функциональные руководители могут давать только рекомендации (пунктирные линии на органограмме) и не несут за них ответственности. Если же линейный руководитель видит что функциональный руководитель дает неадекватные рекомендации, он может выдать представление о несоответствии функционального руководителя.



Наши новые статьи

19.12.2021 Единственно правильная модель проведения организационных изменений
Проведение организационных изменений - это основная проблема, возникающая при проектах повышения эффективности и развития предприятия. Зачастую это и ... далее

15.11.2021 Мотивация к следованию бизнес-процессам
Если внедряемая система бизнес-процессов не будет поддерживаться соответствующими стимулами и мотивами, то ее положения и не будут исполняться персоналом. ... далее

12.11.2021 Институты, бизнес-процессы и ИТ-проекты
Внедрение системы бизнес-процессов — это не просто введение формальной системы бизнес-процессов — это зачастую непредсказуемые институциональные изменения ... далее

  

ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС»)
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Адрес: 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, с. 7, оф. 29
Тел. 8 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru





© ООО «КОРПСИС», 2006-2021