О КОМПАНИИ | НАША МИССИЯ | УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
      Финансовые гарантии качества и результата в наших договорах
Разработка организационной документации
Повышение эффективности предприятия
Мотивация персонала
Развитие организационной структуры
Семинары и тренинги
Наши статьи
Термины и определения

       

Удаленные консультации по управленческому консалтингу

Разработка организационной документации: оргструктуры, положений, инструкций, правил, регламентов бизнес-процессов

Наши консалтинговые проекты

Коммерческое предложение по разработке эффективной организационной документации

Коммерческое предложение по повышению эффективности деятельности предприятия

Коммерческое предложение по созданию эффективной системы мотивации

Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг

Наши семинары и тренинги


Наши публикации разных лет

Менеджмент сегодня №3 2021 Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №2, №4, №9, 2020 Построение эффективного предприятия

Менеджмент сегодня №3 2017 Целеполагание и стратегическое управление развитием организации

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы

Стратегический менеджмент №4 2014 Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 Цель предприятия и стратегия ее достижения

Креативная экономика №9 2010 Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99

Итоговые статьи наших исследований 2006-2021 годов
(106)Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности. Октябрь 2021
(163)Концептуальные основы механизма деятельности предприятия и его эффективности. Июль 2021
(194)Развитие предприятия. Система консалтинговых проектов организации и повышения эффективности предприятия. Май 2021

Комплексное повышение эффективности действующего предприятия

Повышение эффективности — это всегда комплексный вопрос. Предприятие — это социально-экономическая система, и любые изменения любой из составляющих этой системы отражаются на остальных. Как отмечали лауреаты Нобелевской премии по экономике О. Харт и Б. Холстрем в деятельности появляется и накапливается дисфункциональность [Hart, Holmström, 2016]. А Александр Богданов еще 100 лет назад отмечал это как накопление противоречий, которые, если их не разрешить приведут предприятие к гибели [Богданов, 2003]. И здесь имеется только два направления: комплексное повышение эффективности, и повышение эффективности по отдельным направлениям развития предприятия, но с системной проработкой вводимых изменений. Второе направление будет рассмотрено в следующем разделе, оно проще, особенно в реализации, но приносит и меньшие результаты.

Комплексное повышение эффективности проводится после анализа деятельности предприятия, который и показывает какими путями и насколько можно повысить эффективность предприятия. Ведь «если реализация невозможна или чрезмерно дорогостояща, даже самый привлекательный механизм остается утопией» [Hurwicz, 2007]. Следующий этап — это разработка организационной документации определяющей формальную организацию и институт предприятия — правила игры, а также стратегию ее внедрения в повседневную деятельность предприятия. Как отмечала лауреат Нобелевской премии 2019 года Элинор Остром, установление правил на одном из уровней, без поддержки со стороны правил других уровней, породит неполную систему, которая в долгосрочном периоде окажется нежизнеспособной [Остром, 2010]: «Правила действуют системно, а не по отдельности. Второе: изучение правил требует многоуровневого анализа, а не анализа на каком-либо одном уровне. Системный характер правил серьезно влияет на выбираемые нами стратегии анализа правил. … теоретикам следует специфицировать множество правил, а не отдельное правило, пытаясь выявить последствия изменений определенного правила» [Остром, 2010, с. 109]. Ведь «на структуру анализируемых ситуаций воздействует система правил в их совокупности, а не единичные правила» [Остром, 2010, с. 94]. И «Установление правил на одном из уровней, без поддержки со стороны правил других уровней, породит неполную систему [институтов], которая в долгосрочном периоде окажется нежизнеспособной» [Остром, 2010].

Основное, что необходимо учитывать при разработке организационной документации — это то, что «правила, предписывающие определенное поведение, влияют на поведение, однако только в том случае, если люди имеют мотив следовать этим правилам» [Грейф, 2018, с. 55]. Причем эти мотивы определяются и личным выгодами человека при следовании правилам, и санкциями (запретительными издержками) при нарушении правил.

В целом, как отмечают лауреаты Нобелевских премий по экономике Л. Гурвиц [Hurwicz, 1993; 2007], Д. Норт [Норт, 2010], Э. Остром [Остром, 2010], положения формальных организационных документов должны создавать единую взаимоувязанную систему стимулов (выгод и запретительных издержек), обеспечивающих формирование «правил игры» персонала направленных на достижение целей предприятия. При этом правила, дающие выгоды персоналу (материальные, экспрессивные, снижающие издержки труда) непосредственно принимаются неформальной организацией коллектива и действуют на подсознательном уровне. Правила же, несущие увеличение издержек труда, снижение личных результатов, должны поддерживаться запретительными издержками (санкциями). Однако они приводят в том числе и к деятельности по уменьшению вероятности обнаружения отклонений от этих правил, к деятельности по минимизации этих издержек. Соответственно они выполняются с большими «трениями» — трансакционными издержками.

Таким образом, положения разрабатываемой организационной документации должны включать положения, которые направлены и на повышение эффективности деятельности предприятия, и на повышение личных результатов предприятия, тогда их имплементация (социализация) происходит практически без сопротивления и они исполняются на подсознательном уровне практически без «трения» и трансакционных издержек. Правила, несущие персоналу дополнительные издержки будут исполняться только с использованием власти — с введением запретительных издержек за отклонения от правил. У персонала будет выбор: исполнять правила с дополнительными издержками труда, или не выполнять их, но неся запретительные издержки от руководства. Такие правила будут исполняться если запретительные издержки будут превышать дополнительные издержки труда. Однако такие правила не будут входить в неформальную организацию, будут исполняться с «трениями» и высокими трансакционными издержками. Персонал будет стремиться минимизировать эти издержки за счет снижения вероятности обнаружения отклонений. Только чем более интеллектуален труд, тем менее эффективен контроль: «наблюдение за деятельностью человека не является хорошим ключом к тому, что он на самом деле думает или делает своим умом» [Alchian, 1972, с. 786]. А если обнаруживать отклонения невозможно, то запретительные издержки теряют смысл и вводить такие правила совершенно бесполезно и даже вредно: персонал будет понимать, что и другие правила можно не исполнять.

Таким образом для повышения эффективности предприятия необходимо создать формальные организационные документы в которых система стимулов максимально направленна на достижение и целей предприятия, и персонала. Однако «формальные институты могут быть изменены официальным решением, а вот то, как изменяются неформальные институты, мы все еще не вполне понимаем» [Норт, 2010, с. 81]. И основная проблема не в том, чтобы изменить формальные организационные документы, а в том, чтобы изменить неформальную организацию, — именно она определяет реальную деятельность персонала, определяет эффективность предприятия.
Наша компания вела практические и теоретические исследования в данном направлении более 15 лет, Мы проанализировали труды десятков классиков экономики, социологии, антропологии, психологии, кибернетики, двенадцати лауреатов Нобелевских премий по экономике, а также сопоставили их выводы с результатами наших практических исследований. В итоге, сопоставляя их с трудами лауреатов Нобелевских премий по экономике. В итоге мы нашли пути формирования требуемой неформальной организации определяющей эффективность предприятия, основы которой заложены Д. Нортом [Норт], Л. Гурвицем [Hurwicz], Э. Остром [Остром]. Они отражены в нашей статье «Сущность, институты и механизмы предприятия, возможности и пути повышения его эффективности» которая готовится к публикации. Все остальные наши результаты уже опубликованы в статьях 2020-2021 годов и размещены на нашем сайте:

Социальные отношения и производительные силы: ретроспектива, состояние и перспективы (2020). (78)
Производительные силы предприятия и его эффективность. Два единственных пути повышения и их практическая реализация (январь 2021). (646)
Эффективность предприятия. Концептуальные основы и практика (май 2021). (232)
Производительные силы человека. Два единственных пути повышения эффективности предприятия (май 2021). (266)
Развитие предприятия. Система консалтинговых проектов организации и повышения эффективности предприятия (июнь 2021). (194)
Концептуальные основы механизма деятельности предприятия и его эффективности (июль 2021). (163)
Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности (октябрь 2021). (106)

Для более подробной информации по нашим организационно-консалтинговым услуга и заказу услуг достаточно позвонить по телефону 8 (495) 998-85-99 (Михаил Жемчугов) или написать письмо на адрес info@corpsys.ru.

Литература

Богданов А.А. 2003. Тектология: всеобщая организационная наука. М. : Финансы.

Грейф А. 2018. Институты и путь к современной экономике. Уроки средневековой торговли. М. : Издательский дом Высшей школы экономики.

Норт Д. 2010. Понимание процесса экономических изменений. М.: Изд. дом Гос. ун-та – Высшей школы экономики.

Остром Э. 2010.Управляя общим: эволюция институтов коллективной деятельности. М.: ИРИСЭН, Мысль.

Alchian A.A., Demsetz H. 1972. Production, Information Costs, and Economic Organization // The American Economic Review, Vol. 62, No. 5, pp. 777-795.

Hart O. D., Holmström B. 2016. Contract theory. Scientic background on the Sveriges Riksbank Prize in economic sciences in memory of Alfred Nobel. The Royal Swedish Academy of Sciences. Stockholm, Sweden. URL: https://www.nobelprize.org/uploads/2018/06/advancedeconomicsciences2016.pdf.

Hurwicz L. 1993. “Implementation and enforcement,” in Political Economy, Institutions, Competition, and Representation, W. A. Barnett, M. J. Hinrich, and N. J. Schofield, eds., Cambridge University Press, Cambridge, Chapter 2, pp. 51-59.

Hurwicz L. 2007. But who will guard the guardians? Prize Lecture, University of Minnesota, Department of Economics. Minneapolis, USA.


__________________
Версия для печати

Отзывы, комментарии и вопросы по статье:
"Комплексное повышение эффективности действующего предприятия"

25.10.2021 10:42  Виктор

Может ли услуга "Комплексное повышение эффективности действующего предприятия" предоставляться удаленно?

25.10.2021 11:51  Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.

Невозможно даже эффективное "удаленное" управление предприятием из кабинета руководителя, базирующееся на данных автоматизированных систем управления и отчетах руководителей. Так один из еще советских руководителей говорил:
Цитата:
«Вы с Глушковым страну по миру пустите. Я вот приду на завод утречком, часик полтора похожу по цехам и мне все ясно, что надо делать на заводе. Нужен мне ваш АСУ!».[Черняк Л. Enterprise Web 2.0 или Вторая жизни АСУ // Открытые системы. СУБД. № 9. 2008].

Что касается "Комплексного повышения эффективности действующего предприятия", то его эффективность и результативность зависят от его организации. Как видно из приведенной цитаты, необходимо "включение" консультанта в реальную жизнь предприятия. И современные телекоммуникационные системы способны осуществить это. Например, участие консультанта как наблюдателя на производственных совещаниях с помощью, например, Skype (а не их пересказ), участие в виде наблюдателя "в утренних походах руководителя по цехам", и др.
Так что неразрешимых проблем нет. Есть только возможное ограничение подобной информации для консультанта.



Мы будем рады ответить на Ваши вопросы по статье "Комплексное повышение эффективности действующего предприятия", рассмотреть Ваши замечания и отзывы. Отвечает главный специалист Жемчугов Михаил, к.т.н.
Имя
Текст

Последние новости

05.04.2021
Завершены работы по консалтинговому проекту повышения эффективности с компанией "РЕМСТРОЙСЕТЬ"
07.06.2020
Консалтинговые услуги по организации деятельности АНО КПФ «Русь милосердная»


Наши новые статьи

19.12.2021 Единственно правильная модель проведения организационных изменений
Проведение организационных изменений - это основная проблема, возникающая при проектах повышения эффективности и развития предприятия. Зачастую это и ... далее

15.11.2021 Мотивация к следованию бизнес-процессам
Если внедряемая система бизнес-процессов не будет поддерживаться соответствующими стимулами и мотивами, то ее положения и не будут исполняться персоналом. ... далее

12.11.2021 Институты, бизнес-процессы и ИТ-проекты
Внедрение системы бизнес-процессов — это не просто введение формальной системы бизнес-процессов — это зачастую непредсказуемые институциональные изменения ... далее

  

ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС»)
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Адрес: 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, с. 7, оф. 29
Тел. 8 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru





© ООО «КОРПСИС», 2006-2021