Бесплатный анализ бизнеса предприятия
Анализ деятельности предприятия
Разработка организационной документации
Разработка и создание вертикали власти предприятия и системы стратегического управления
Корпоративные семинары и семинары-тренинги
Наши публикации разных лет
Менеджмент сегодня №3 2021 Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности
Международный журнал Проблемы теории и практики управления №2, №4, №9, 2020 Построение эффективного предприятия
Менеджмент сегодня №3 2017 Целеполагание и стратегическое управление развитием организации
Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов
Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы
Стратегический менеджмент №4 2014 Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация
Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 Цель предприятия и стратегия ее достижения
Креативная экономика №9 2010 Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия
Основные публикации
|
|
Цель и смысл жизни человека
Текст приведен с сокращением. Полный текст в формате PDF .
Вопрос о цели жизни человека имеет особое значение в нашей жизнедеятельности. Еще в 1847 году К.Д. Ушинский отмечал, что человек имеет «своею непосредственною Целью — развитие его личности ... Самая существенная, самая человечественная потребность в человеке есть потребность совершенствования, развития» [Ушинский, 2017, с. 39]. Проблема в том, как человек может ставить перед собой конкретные цели, обеспечивающие свое развитие, как он может определять, что достигаемые результаты будут именно развитием. Рассматривая эту проблему, Зигмунд Фрейд в 1920 году века вывел «принцип удовольствия» в соответствии с которым у человека, при получении неудовольствия, автоматически возникает стремление в сторону получения удовольствия [Фрейд, 1992]. И целью человека является не его развитие, а только лишь движение к состояниям принесших ранее «удовольствие». Однако как писал Альфред Адлер человек, в отличие от всего другого живого мира, может создать в своем воображении новое ещё «не достигнутое ею состояние», получить в своем воображении продукт подобный реально создаваемому. А Густав Юнг отмечал, что работает не только сознание человека, «подсознательная часть мышления проявляет себя подобно сознательной» [Юнг, 2006, с. 29], причем ее возможности даже шире. Более того, природа позаботилась о том, чтобы человеку не надо было ждать завершения своей деятельности для оценки ее реальных результатов, он получает эту оценку виртуального результата в ходе мыслительной деятельности, а не реальной оценки предвидимого результата деятельности по достигнутым виртуальным результатам. Благодаря этому человек может ставить цели, необходимые для своего развития. В итоге человек может предвосхищать будущее и даже опережать развитие собственной личности [Додонов, 1973]
Имеется и второй аспект проблемы. Если конкретные цели выживания заложены в человеке генетически, то таких конкретных целей развития у человека нет. Природа генетически заложила человеку только фиктивную цель развития и превосходства, причем и в материальном, и в социальном плане [Адлер, 2011]. «Ее нельзя полностью определить казуально [в терминах причины и следствия]. Но, пожалуй, можно как телеологический план души, стремящейся к ориентации, который в случае необходимости всегда принимает конкретную форму» [Адлер, 2011, с. 34]. И именно достижение превосходства и позволяет оценить результаты развития. Так «работник строит свое поведение в организации, стремясь к своему росту и оглядываясь на состояние других» [Пригожин, 2017]. Человеку необходимо не просто формировать картины будущего, необходимо решать какие конкретно цели развития он будет ставить и осуществлять, соотносить результаты (и внутренние субъективные, и реальные) со своим окружением. При этом сама «психика может развиваться лишь тогда, когда перед личностью поставлена некая [фиктивная] цель» [Адлер, 1997].
Только можно отметить, что все три принципа в разной степени определяют и деятельность взрослого человека [Франкл, 1990]. Принцип удовольствия Фрейда объясняет выживание человека: человек ставит ту видимую цель, которая обеспечивает удовлетворение его витальных и социальных потребностей. Не задумываясь ни о своем развитии, ни о направлении этого развития. Здесь Альберт Бандура писал, что «если бы действия определялись исключительно внешним вознаграждением и наказанием, то люди вели бы себя подобно флюгерам, постоянно меняя направления, чтобы приспособиться к сиюминутным влияниям, набрасывающимся на них» [Бандура, 2000, с. 180–181].
__________________ Версия для печати
|
|