О КОМПАНИИ | НАША МИССИЯ | УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
      Финансовые гарантии качества и результата в наших договорах
Гайд по организации и управлению предприятием 2022
Разработка организационной документации
Повышение эффективности предприятия
Мотивация персонала
Развитие организационной структуры
Семинары и тренинги
Наши статьи
Статьи 2019-2022 в формате PDF

       

Удаленные консультации по управленческому консалтингу

Консалтинговое сопровождение проектов заказчика

Разработка эффективной организационной документации

Наши консалтинговые проекты

Коммерческое предложение по повышению эффективности деятельности предприятия

Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг

Наши семинары и тренинги


Наши публикации разных лет

Менеджмент сегодня №3 2021 Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №2, №4, №9, 2020 Построение эффективного предприятия

Менеджмент сегодня №3 2017 Целеполагание и стратегическое управление развитием организации

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы

Стратегический менеджмент №4 2014 Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 Цель предприятия и стратегия ее достижения

Креативная экономика №9 2010 Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
Начало
Гайда
(260)ГАЙД ПО ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЮ ПРЕДПРИЯТИЕМ
А.М. Жемчугов, М.К. Жемчугов, февраль, 2022

1.2. Капитал человека и смысл его жизни
1.2.1. Капитал, культура, габитус человека

Текст приведен с сокращением. Полный текст в формате  PDF .

Культуру человека, как совокупность знаний, искусства, морали, права, обычаев и других особенностей, присущих человеку как члену общества, впервые определил Эдуард Тайлор (1832-1917) [Тайлор, 1989]. Зигмунд Фрейд уточнил: «Человеческая культура … охватывает все институты, необходимые для упорядочения человеческих взаимоотношений и особенно — для дележа добываемых благ» [Фрейд, 2011]. Если рассмотреть взгляды и мнения современных китайских философов [Чжан Фан, 2014, с. 215], то культура представляет собой нечто единое, сочетая материальную, институциональную и духовную составляющие. Институциональная культура удовлетворяет коммуникативные потребности человечества, к которым относятся: общение, отношения между человеком и коллективом (политические, социальные, экономические, правовые и т. п.). Материальная культура – основная и самая обычная часть в структуре человеческой культуры, так как к ней относятся непосредственные необходимые культурные продукты для жизни человечества. Поэтому ее основная функция сводится к тому, чтобы поддерживать существование, способствовать продолжению и воспроизводству как индивидуальной жизни, так и общества в целом. Она включает в себя как все естественные (преобразованная природа), так и искусственные (произведенные человеком) предметы, которые нацелены на удовлетворение физиологических и жизненных потребностей человечества и может быть представлена через средства существования и средства производства. Духовную культуру можно рассматривать как механизм, который не только управляет всей деятельностью человечества, но и создает экономическую, политическую, правовую систему, систему образования и брака. Материальная и институциональная являются внешним проявлением духовной культуры. Духовная культура включает в себя все виды и результаты духовной деятельности индивида, общества и этнических групп. Китайские ученые объясняют духовную культуру как видимое и невидимое начало. Видимое начало духовной культуры реализуется через материальную культуру. Невидимое начало духовной культуры создает условия человеку, который стремится к свободе.

Капитал человека («блага человека») в 1890 году впервые детально рассмотрел Альфред Маршалл. Он выделял материальные: личные и коллективные; и нематериальные, внутренние и внешние, блага. Материальные блага разделяются на личные блага, «которыми он владеет (в силу закона или обычая) на правах частной собственности» [Маршалл, 2012], и «коллективные блага, т.е. блага, которые не находятся в частной собственности. А это приводит нас к необходимости взглянуть на богатство с точки зрения общественной в отличие от индивидуальной» [Маршалл, 2012]. При этом человек в первую очередь хранит и приумножает то, что находится в его частной собственности и долевой собственности малой группы, в которую он входит. Общее ценится, но не сохраняется. И это отмечали еще Сократ и Аристотель [Аристотель, 1983]. Внутренние нематериальные блага человека — это «его собственные качества и способности к действию и наслаждениям» [Маршалл, 2012]. Внешние нематериальные блага — это «нематериальные блага, которые принадлежат человеку <…> и прямо служат в качестве средств, позволяющих ему приобретать материальные блага <…> его деловые и профессиональные связи, организация его предприятия» [Маршалл, 2012]. Позднее Френк Найт также отмечал, что «возможные объекты прав собственности распадаются на два основных класса: личные способности, присущие индивиду, и материальные предметы» [Найт, 2003].

Однако еще раньше было введено понятие «габитуса» использованного в трудах Г. Гегеля, Э. Гуссерля, Э. Дюркгейма, М. Мосса, Н. Элиаса, П. Бурдье и др. В трудах Н. Элиаса «габитус» использован для обозначения инкорпорированной (встроенной в тело) истории и социальности» [Селиверстова, Короткая, 2015, с. 311]. Здесь Б.Я. Шведин отметил: «Опыт — это Бытие, накопленное за конкретный отрезок времени жизнедеятельности единичным сущим — конкретным, единичным, «разовым» субъектом бытия, носителем бытия — предприятием, организацией при решении конкретных задач, в конкретных условиях, возникающих в мотивационно значимом поле судьбы единичного субъекта бытия, организованное, структурированное, зафиксированное и законсервированное в системах памяти в виде онтологических паттернов, специфичных для каждого единичного субъекта бытия. Персонифицированное, организованное, структурированное, квантованное, зафиксированное бытие» [Шведин, 2010, с. 75]. «Полани считал, что большая часть неявного и неоднозначного знания, которое является функциональной контекстно-специфическим, в значительной степени приобретается посредством опыта. Типично существуя только в умах людей, имплицитное знание обычно очень трудно удается ухватить. Поэтому большинство организаций зависят почти полностью от явного, эксплицитного знания. Здесь уместно было бы уточнить, что в данном случае более корректно было бы говорить не о знании, а об опыте. Или другими словами, что тацитное знание в терминологии Полани — это и есть опыт как таковой, а знание — это есть обобщенный и структурированный опыт» [Шведов, 2010, с. 134]. При этом «опыт накапливается, структурируется, оседает и консервируется и человеком, и социальным сущим в онтологических паттернах. Более глубокая консервация опыта осуществляется на биологическом уровне. Таким образом, инструментом, единицей анализа и структурирования человеческого опыта, или опыта человека, по нашему мнению, являются онтологические паттерны, которые не существуют отдельно от своих носителей» [Шведов, 2010, с. 120].

При этом необходимо отметить и личностное знание (неявное знание» — tacit knowledge), которое отметил Карл Поланьи: «Цель искусного действия достигается путем следования ряду норм или правил, неизвестных как таковые человеку, совершающему это действие ... Писаные правила умелого действования могут быть полезными, но в целом они не определяют успешность деятельности; это максимы, которые могут служить путеводной нитью только в том случае, если они вписываются в практическое умение или владение искусством. Они не способны заменить личностное знание» [Полани, 1985, с. 82-83]. И «именно скрытое знание — то практическое знание, которое является ключевым при принятии решения и управлении технологическими процессами» [Гузаиров и др., 2013, с. 80]. Соответственно «в самом сердце науки существуют области практического знания которое через формулировки передать невозможно... Даже в условиях современной индустрии неявное знание до сих пор остается важнейшей частью многих технологий» [Полани, 1985, с. 86].

Таким образом, мы имеем сформированный веками законсервированный опыт человека, обозначаемый как его культура, габитус, капитал — схожие понятия, которые, если их рассматривать в рамках деятельности персонала предприятия, не имеют принципиального различия.


__________________
Версия для печати


Мы будем рады ответить на Ваши вопросы по статье "ГАЙД ПО ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЮ ПРЕДПРИЯТИЕМ", рассмотреть Ваши замечания и отзывы. Отвечает главный специалист Жемчугов Михаил, к.т.н.
Имя
Текст


Последние вопросы, ответы, комментарии к статьям сайта
Как связаны подразделения предприятия между собой и какие функции они выполняют?


20.06.2022 22:15   Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.   Статья: Взаимосвязь структурных подразделений организации

Подразделения связаны между собой в соответствии с принятой в предприятии системой разделения труда. Только важны не выполняемые ими функции, а их конкретные результаты, результат предприятия в целом.



Наши новые статьи

05.07.2022 Основная проблема организации и управления предприятием и ее разрешение ВИНИТИ РАН 04.07.2022. No 30-В2022
В статье рассмотрена основная проблема организации и управления предприятием и практические пути ее разрешения ... далее

19.05.2022 Институты, механизмы и сущность предприятия как детерминанты его эффективности и развития Журнал "Менеджмент сегодня" 2022. № 1. С. 24-38
В статье анализируются сущность предприятия, институты и механизмы его деятельности, детерминанты и практические методики повышения его эффективности. Авторы ... далее

04.03.2022 Консалтинговое сопровождение проектов организации и управления предприятия заказчика
В статье рассмотрены пять видов основных услуг организационного и управленческого консалтинга. Показан наиболее эффективный интегральный вид, объединяющий ... далее

  

ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС»)
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Адрес: 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, с. 7, оф. 29
Тел. 8 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru





© ООО «КОРПСИС», 2006-2022