Текст приведен с сокращением. Полный текст в формате PDF .
Культуру человека, как совокупность знаний, искусства, морали, права, обычаев и других особенностей, присущих человеку как члену общества, впервые определил Эдуард Тайлор (1832-1917) [Тайлор, 1989]. Зигмунд Фрейд уточнил: «Человеческая культура … охватывает все институты, необходимые для упорядочения человеческих взаимоотношений и особенно — для дележа добываемых благ» [Фрейд, 2011]. Если рассмотреть взгляды и мнения современных китайских философов [Чжан Фан, 2014, с. 215], то культура представляет собой нечто единое, сочетая материальную, институциональную и духовную составляющие. Институциональная культура удовлетворяет коммуникативные потребности человечества, к которым относятся: общение, отношения между человеком и коллективом (политические, социальные, экономические, правовые и т. п.). Материальная культура – основная и самая обычная часть в структуре человеческой культуры, так как к ней относятся непосредственные необходимые культурные продукты для жизни человечества. Поэтому ее основная функция сводится к тому, чтобы поддерживать существование, способствовать продолжению и воспроизводству как индивидуальной жизни, так и общества в целом. Она включает в себя как все естественные (преобразованная природа), так и искусственные (произведенные человеком) предметы, которые нацелены на удовлетворение физиологических и жизненных потребностей человечества и может быть представлена через средства существования и средства производства. Духовную культуру можно рассматривать как механизм, который не только управляет всей деятельностью человечества, но и создает экономическую, политическую, правовую систему, систему образования и брака. Материальная и институциональная являются внешним проявлением духовной культуры. Духовная культура включает в себя все виды и результаты духовной деятельности индивида, общества и этнических групп. Китайские ученые объясняют духовную культуру как видимое и невидимое начало. Видимое начало духовной культуры реализуется через материальную культуру. Невидимое начало духовной культуры создает условия человеку, который стремится к свободе.
Капитал человека («блага человека») в 1890 году впервые детально рассмотрел Альфред Маршалл. Он выделял материальные: личные и коллективные; и нематериальные, внутренние и внешние, блага. Материальные блага разделяются на личные блага, «которыми он владеет (в силу закона или обычая) на правах частной собственности» [Маршалл, 2012], и «коллективные блага, т.е. блага, которые не находятся в частной собственности. А это приводит нас к необходимости взглянуть на богатство с точки зрения общественной в отличие от индивидуальной» [Маршалл, 2012]. При этом человек в первую очередь хранит и приумножает то, что находится в его частной собственности и долевой собственности малой группы, в которую он входит. Общее ценится, но не сохраняется. И это отмечали еще Сократ и Аристотель [Аристотель, 1983]. Внутренние нематериальные блага человека — это «его собственные качества и способности к действию и наслаждениям» [Маршалл, 2012]. Внешние нематериальные блага — это «нематериальные блага, которые принадлежат человеку <…> и прямо служат в качестве средств, позволяющих ему приобретать материальные блага <…> его деловые и профессиональные связи, организация его предприятия» [Маршалл, 2012]. Позднее Френк Найт также отмечал, что «возможные объекты прав собственности распадаются на два основных класса: личные способности, присущие индивиду, и материальные предметы» [Найт, 2003].
Однако еще раньше было введено понятие «габитуса» использованного в трудах Г. Гегеля, Э. Гуссерля, Э. Дюркгейма, М. Мосса, Н. Элиаса, П. Бурдье и др. В трудах Н. Элиаса «габитус» использован для обозначения инкорпорированной (встроенной в тело) истории и социальности» [Селиверстова, Короткая, 2015, с. 311]. Здесь Б.Я. Шведин отметил: «Опыт — это Бытие, накопленное за конкретный отрезок времени жизнедеятельности единичным сущим — конкретным, единичным, «разовым» субъектом бытия, носителем бытия — предприятием, организацией при решении конкретных задач, в конкретных условиях, возникающих в мотивационно значимом поле судьбы единичного субъекта бытия, организованное, структурированное, зафиксированное и законсервированное в системах памяти в виде онтологических паттернов, специфичных для каждого единичного субъекта бытия. Персонифицированное, организованное, структурированное, квантованное, зафиксированное бытие» [Шведин, 2010, с. 75]. «Полани считал, что большая часть неявного и неоднозначного знания, которое является функциональной контекстно-специфическим, в значительной степени приобретается посредством опыта. Типично существуя только в умах людей, имплицитное знание обычно очень трудно удается ухватить. Поэтому большинство организаций зависят почти полностью от явного, эксплицитного знания. Здесь уместно было бы уточнить, что в данном случае более корректно было бы говорить не о знании, а об опыте. Или другими словами, что тацитное знание в терминологии Полани — это и есть опыт как таковой, а знание — это есть обобщенный и структурированный опыт» [Шведов, 2010, с. 134]. При этом «опыт накапливается, структурируется, оседает и консервируется и человеком, и социальным сущим в онтологических паттернах. Более глубокая консервация опыта осуществляется на биологическом уровне. Таким образом, инструментом, единицей анализа и структурирования человеческого опыта, или опыта человека, по нашему мнению, являются онтологические паттерны, которые не существуют отдельно от своих носителей» [Шведов, 2010, с. 120].
При этом необходимо отметить и личностное знание (неявное знание» — tacit knowledge), которое отметил Карл Поланьи: «Цель искусного действия достигается путем следования ряду норм или правил, неизвестных как таковые человеку, совершающему это действие ... Писаные правила умелого действования могут быть полезными, но в целом они не определяют успешность деятельности; это максимы, которые могут служить путеводной нитью только в том случае, если они вписываются в практическое умение или владение искусством. Они не способны заменить личностное знание» [Полани, 1985, с. 82-83]. И «именно скрытое знание — то практическое знание, которое является ключевым при принятии решения и управлении технологическими процессами» [Гузаиров и др., 2013, с. 80]. Соответственно «в самом сердце науки существуют области практического знания которое через формулировки передать невозможно... Даже в условиях современной индустрии неявное знание до сих пор остается важнейшей частью многих технологий» [Полани, 1985, с. 86].
Таким образом, мы имеем сформированный веками законсервированный опыт человека, обозначаемый как его культура, габитус, капитал — схожие понятия, которые, если их рассматривать в рамках деятельности персонала предприятия, не имеют принципиального различия.