Текст приведен с сокращением. Полный текст в формате PDF .
Исходя из фиктивной цели Альфреда Адлера, человек ставит цели и осуществляет деятельность, исходя из возможности своего развития и превосходства над окружением — повышения своего жизненного капитала. При этом человек не задумывается о выборе и направления развития, ориентируясь только на свое окружение, на достижение соответствующего уровня и превосходство. Смысл жизни по Франклу: человек выстраивает свое развитие и ставит высокие цели, исходя из выявления и осуществления наиболее значимого смысла жизни — предназначения и внутреннего призвания человека в своем социуме. «Именно смысл конечной цели определяет развитие смысла ситуации в целом, через воздействие на операциональные смыслы, а так же обуславливает смыслы промежуточных целей, которые в совокупности определяют тон деятельности на стадии поиска решения задачи и операциональный смысл ситуации в целом» [Cyert, March, 1963; Васильев, 1977]. И это обеспечивает целостность и стабильность личности: «именно смысловые установки определяют в конечном итоге устойчивость и направленность поведения личности, ее поступки и деяния» [Асмолов, 1990, с. 322]. Устойчивый жизненный смысл связан с устойчивыми личностными общечеловеческими ценностями [Леонтьев, 2019]. При этом смысл и ценность определяются вкладом человека в общество, а не его положением, занимаемым в обществе [Франкл, 1990].
Виктор Франкл, анализируя позиции Зигмунда Фрейда и Альфреда Адлера, отметил: «В конечном счете, потребность в социальной позиции или стремление к власти, с одной стороны, и принцип наслаждения, или, как его можно было бы назвать, стремление к наслаждению, с другой стороны, являются лишь производными от первичного, главного интереса человека — его стремления к смыслу» [Франкл, 1990]. Б.И. Додонов также отмечал, что «люди всегда будут стремиться к тому, чтобы их деятельность не просто эмоционально насыщала их, но и имела какое-то объективное значение» [Додонов, 1978, с. 101]. Повзрослевший индивидуум всегда старается поставить любовь к “острым переживаниям” на службу какой-либо идее, имеет потребность в искании смысла жизни [Додонов, 1978, с. 102].
Жизненный смысл человека связан с устойчивыми личностными ценностями [Леонтьев, 2019]. Маслоу [Маслоу, 1999] ввел различение низших и высших потребностей, имея в виду при этом, что удовлетворение низших потребностей является необходимым условием для того, чтобы были удовлетворены и высшие. К высшим потребностям он причисляет и стремление к смыслу, называя его даже при этом "первичным человеческим побуждением" [цит. по: Франкл, 1990, с. 29]. «Подобно тому, как даже неповторимость мозаичного элемента представляет ценность лишь в отношении к целостному мозаичному изображению, неповторимость человеческой личности обнаруживает свой внутренний смысл в той роли, которую она играет в целостном сообществе. Таким образом, смысл человеческого индивида как личности трансцендирует его собственные границы в направлении к сообществу: именно направленность к сообществу позволяет смыслу индивидуальности превзойти собственные пределы» [Франкл, 1990, с. 198].
И повышение человеком своего жизненного капитала — это не самоцель. Повышение капитала необходимо человеку для выявления, постоянного развития и осуществления максимального смысла своей жизни.