Текст приведен с сокращением. Полный текст в формате PDF .
Проблему целеполагания поставил еще Георг Гегель в 1807 году: «Индивид, следовательно, собирающийся совершить поступок, словно находится в каком-то кругу... он не может... найти начало, потому что свою первоначальную сущность, которая должна быть его целью, он узнает лишь из действия, а чтобы действовать, у него наперед должна быть цель» [Гегель, 2015, с. 213]. И он показал, казалось бы, очевидный выход из этого круга: «интерес, который индивид находит в чем-нибудь, есть уже данный ответ на вопрос: следует ли здесь действовать и как именно» [Гегель, 2015, с. 213]. Однако далее он отметил, что «в голом «хотел» <...> сама суть дела имеет значение пустой цели» [Гегель, 2015, с. 220]. Благо, как говорил еще Аристотель (384-322 гг. до н. э.), достигается двумя обстоятельствами: правильным определением целей и видением средств их достижения [Еникеев, 1999]. Как отмечал А.Н. Леонтьев, целеполагание — это «не только конкретизация цели, это есть вместе с тем открытие условий, в которых дана эта цель, а следовательно, первое, основное положение, которое я сегодня выдвигаю, — творческое мышление есть нахождение, открытие адекватной условиям системы операций, нахождение способов решения» [Леонтьев, 2010, с. 399].
При этом «цели не изобретаются, не ставятся субъектом произвольно. Они даны в объективных обстоятельствах. Вместе с тем выделение и осознание целей представляет собой отнюдь не автоматически происходящий и не одномоментный акт, а относительно длительный процесс пробирования целей действием и их, если можно так выразиться, предметного наполнения. Другая важная сторона процесса целеобразования состоит в конкретизации цели, в выделении условий ее достижения. Поэтому действие имеет особое качество, особую его "образующую", а именно способы, какими оно осуществляется [курсив наш]» [Пригожин, 1995]. Таким образом, процесс целеполагания — это процесс анализа ситуации, выявления возможных стимулов и «пробирования целей действием». В отличие от всего остального живого мира, человеку даже нет необходимости реально увидеть необходимый ему результат, он может построить его в своем уме: «пчела постройкой своих восковых ячеек посрамляет некоторых людей-архитекторов. Но и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, т. е. идеально» [Маркс, 1973, с. 189]. Как отмечал Максвелл Мольц: «театр военных действий разворачивается в вашем собственном сознании. Именно здесь выигрываются все великие сражения» [цит. по: Трейси, 2007, с. 22].
Один из основных вопросов целеполагания заключается в том, как человек практически осуществляет поиск и постановку новой цели, какова логика процесса выявления цели из анализа ситуации. Здесь лауреат Нобелевской премии Джон Акерлоф писал: «Экономисты-теоретики до сих пор бьются над тем, чтобы понять, как люди обращаются с такой «настоящей» неопределенностью. Постепенно все такие исследования все больше смещаются в сторону поведенческой экономики. И здесь как нельзя лучше подходит фраза Джека Уэлча про то, что он «нутром чувствовал», что поступает правильно: инвестиции делаются на основании интуиции, а не анализа. Этот подход распространяется на все общество, следуя законам психологии — в первую очередь, социальной» [Акерлоф, Шиллер, 2010, с. 177]. Что же касается вопроса о том, что необходимо для постановки адекватной ситуации цели, то можно четко сказать, что основные знания человека существуют в виде отмеченных в разделе 1.2.1 скрытых тацитных знаний. И для перевода их в явные знания здесь необходимы интуиция и инсайт (внезапное озарение при решении какой-либо задачи). И для нахождения адекватного решения необходим большой опыт в предметной части, максимальный объем проанализированной новой информации и в этой части, а также в части ситуации и ее возможного развития. К возможным явным проявлениям тацитных знаний обычно относят инстинкт, интуицию, инсайт. Однако инсайт, хоть и находится в подсознательной области, требует времени. Поэтому не следует спешить при приятии решения: «Семь раз отмерь — один отрежь». И необходимо отметить, что если, например, рядом с «кухаркой» будут падать яблоки, она все равно не откроет закон всемирного тяготения: озарение — это результат большого опыта, труда по анализу существующих знаний, мысленного моделирования.