Текст приведен с сокращением. Полный текст в формате PDF .
Человек осуществляет деятельность, когда у него имеется возможность и необходимость повышения своего капитала. И эта деятельность может иметь два вида: досуг, при котором повышается его внутренний капитал (экспрессиональная деятельность) — в основном психо-физиологический, и труд, при котором в основном повышается его внешний материальный капитал (инструментальная деятельность), но снижается психо-физиологический. При этом «обычно "труд" трактуется в инвертированно-положительном смысле, как антиполезность» [Найт, 2013]. Поскольку при труде снижается психо-физиологический капитал, причем, при больших нагрузках, может снижаться даже необратимо. К. Маркс и Ф. Энгельс [Маркс, Энгельс, 1974, с. 36] писали, что «труд является здесь также лишь вынужденной деятельностью и возлагается на меня под давлением всего лишь внешней случайной нужды, а не в силу внутренней необходимой потребности».
Людвиг фон Мизес отмечал следующие случаи, когда человек предпочитает труд досугу:
-
Человек может работать, чтобы сделать свои тело и разум сильными, бодрыми и подвижными.
-
Человек может покориться отрицательной полезности труда, желая послужить Богу.
-
Человек может тяжело работать, чтобы избежать ещё большего зла.
-
Человек может работать, поскольку предпочитает доход, который он может заработать, отрицательной полезности труда.
Относительно последнего случая Людвиг фон Мизес писал: «Отличительная черта этого вида труда то, что он выполняется ради цели, находящейся вне процесса его выполнения и связанной с ним отрицательной полезности. Труд сам по себе причина отрицательной полезности» [Мизес, 2019].
Б.И. Додонов свел эти случаи к четырем мотивационным факторам [Додонов, 1978, с. 135-136].
-
Прямой конечный результат деятельности. Причем «ту же самую побуждающую силу прямого конечного эффекта деятельности мы имеем и тогда, когда человек нечто создает не для себя лично, а для тех, от кого он себя не отделяет: для своих близких, для народа» [Додонов, 1978, с. 136].
-
Стремление получить вознаграждение.
-
Угроза наказания, давление.
-
Стремление получить эмоциональное удовлетворение от самого процесса деятельности.
И в досуге, и в труде, «эмоциональная деятельность заключается в том, что отраженная мозгом действительность сопоставляется с запечатленными в нем же постоянными или временными программами жизнедеятельности организма и личности» [Додонов, 1978, с. 29]. Здесь «эмоция “заинтересованно”, “пристрастно” оценивает действительность и доводит свою оценку до сведения организма на языке переживаний» [Додонов, 1978, с. 31]. Соответственно «деятельность, поддерживаемая эмоциями человека, протекает, как правило, много успешней, чем деятельность, к которой он себя принуждает одними “холодными доводами рассудка”» [Додонов, 1978, с. 49]. При этом играют роль не отдельные эмоции, определяющие оценку отдельных составляющих деятельности, а вся система эмоций, определяющая всю деятельность человека.
Таким образом, потребности человека заключаются не просто в получении ресурсов из внешней среды при труде и восстановлении и повышении психо-физиологических составляющих капитала при досуге, а и в получении эмоций в ходе своей деятельности, эмоций, оценивающих результаты этой деятельности. При этом «наряду с функцией оценок, имеющей лишь служебную ценность, некоторые эмоции обладают и другой функцией: они выступают и в качестве положительных самостоятельных ценностей... в качестве самодовлеющей ценности, мотива поведения, самоцели» [Додонов, 1978, с. 48–49].
Свою потребность в эмоциях личность удовлетворяет главным образом через деятельность в соответствии со своими интересами, но ряд других эмоций утоляется ею преимущественно в процессе переживаний, мечтаний или воспоминаний. При этом «чисто функциональная потребность человека в эмоциональном насыщении, преобразуясь в стремление субъекта к определенным переживаниям своих отношений к действительности, становится одним из важных факторов, определяющих направленность его личности» [Додонов, 1978, с. 103]. При этом морально-мировоззренческие факторы имеют решающую роль в формировании цели и программы действий личности.
Именно мышление, разум человека, сформированные программы деятельности, и позволяет ему не скатываться на слепое следование удовольствиям, не уподоблять себя «флюгеру», а следовать по пути развития и превосходства, а далее и выявления, и исполнения смысла жизни. При этом экспрессия (аффективность) и мышление (когнитивность) отмечается как компоненты межличностной и организационной (групповой) идентификации человека [Сидоренков, 2021].