Текст приведен с сокращением. Полный текст в формате PDF .
Возможности человека, его производительные силы, результаты его деятельности (как материальной, так и эмоциональной), в основном проявляются не в индивидуальной деятельности, а в согласованной коллективной, в которой «источником первичной эффективности является превосходство возможностей группы над биологическими возможностями отдельных людей в физическом и социальном контексте» [Барнард, 2009, с. 53].
Первым фактором такой эффективности первобытных племен, выживающих во враждебной среде, является то, что каждый индивид еще составляет одно целое с обществом, нормы и принципы которого для него незыблемы, отклонения смерти подобны. К. Маркс писал: «Общество не состоит из индивидов, а выражает сумму тех идей и отношений, в которых эти индивиды относятся друг к другу» [Маркс, 1968. с. 214]. Племя монолитно — все осуществляют свою деятельность единообразно, соответственно его производительная сила не на много превышает сумму входящих в него индивидов. Только такая монолитность не всегда позволяет общине эффективно сражаться с внешними угрозами, и индивид, который осознает, что текущие принципы и нормы племени не эффективны, выдвигает новые: Человек как «личность рождается в тот момент, когда человек противопоставляет себя социуму: Я — Вы (Они)» [Шевцов, 2014, с. 189]. Человек становится не просто «членом группы», он становится и личностью, обладающей личной свободой, самосознанием, индивидуальностью, интеллектом, своими собственными интересами и целями, далеко выходящими за рамки общегрупповых витальных, своим собственным смыслом жизни. В любой группе, любой социальной организации, всегда присутствуют и личная свобода, и коллективная свобода [Ивин, 2005]. При этом человек изменяет цели общины и средства их достижения: вводит в жизнь общины лук и стрелы, плуг, даже произведения искусства [Малиновский, 2004].
Однако уже в наше время Гарингтон Эмерсон писал: «Если бы мы могли объединить все цели и идеалы, вдохновляющие организацию сверху донизу, собрать их таким образом, чтобы все они действовали в одном и том же направлении, то результаты получились бы колоссальные. Но поскольку на деле все они тянут в разные стороны, равнодействующая часто оказывается очень слабой, а иногда и просто отрицательной» [Эмерсон, 2011, с. 45]. У монолитной общины равнодействующая — это просто сумма результатов отдельных членов. Если индивидуальные интересы и цели существуют и направлены «в одном и том же направлении, то результаты колоссальные». Если же они не согласованы и разнонаправлены, то «равнодействующая часто оказывается очень слабой, а иногда и просто отрицательной».
«Тезис о полном подчинении индивида группе остается одним из наиболее распространенных положений в отношении обществ традиционной культуры. Чтобы жить, необходимо принадлежать группе» [Шевцов, 2014, с. 146], и выход из своей моногруппы равносилен смерти. В наше же время чтобы полно и эффективно жить необходимо принадлежать наиболее адекватным (с точки зрения личности) социальным группам со свободным выбором своей группы.
Таким образом, малая группа, за исключением первобытных моногрупп — это группа, члены которой являются личностями со своими идеалами, интересами и целями. И эффективность группы зависит от того, как они согласованы. Далее будем понимать любую группу как группу личностей с их индивидуальностями.