ООО "КОРПСИС"
+7 (495) 998-85-99
О КОМПАНИИ | НАША МИССИЯ | УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
Организация эффективной деятельности предприятия
Разработка организационной документации
Повышение эффективности предприятия
Мотивация персонала
Семинары и тренинги
Наши статьи 2010-2024
Статьи 2019-2024 в формате PDF



       

Наша методика консалтинговых услуг повышения эффективности предприятия

Анализ деятельности предприятия

Разработка организационной документации

Разработка и создание вертикали власти предприятия и системы стратегического управления

Корпоративные семинары и семинары-тренинги


Наши публикации разных лет

Менеджмент сегодня №3 2021 Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №2, №4, №9, 2020 Построение эффективного предприятия

Менеджмент сегодня №3 2017 Целеполагание и стратегическое управление развитием организации

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы

Стратегический менеджмент №4 2014 Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 Цель предприятия и стратегия ее достижения

Креативная экономика №9 2010 Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
Итог наших консалтинговых исследований 2006-2024 годов
(110)Эффективная организация деятельности и развития предприятия. Концепция и практическая методика (Гайд III) ВИНИТИ РАН, 27.03.2024. № 8. 379 с. Литература 816 источн.
(53)Максимальная эффективность деятельности предприятия. Концепция и практическая методика. ВИНИТИ РАН, 15.04.2024. № 10. 33 с. (доработанное описание методики по главе VII Гайд III)

Сущность малой группы


Текст приведен с сокращением. Полный текст в формате  PDF .

Как отмечал Ч. Барнард: «действия людей всегда происходят в рамках локальных групп» [Барнард, 2009, с. 118]. Малая группа – это элементарная социальная организация, а «организация возникает тогда, когда минимум два человека вступают в кооперацию ради общей цели» [Барнард, 2009]. Это необходимое условие социальной организации, но недостаточное, и «под социальной организацией мы понимаем относительно устойчивую социальную целостность, проявляющую разумное поведение, подобно живому организму» [Франчук, 2000, с. 7]. «Под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов» [Андреева, 1999. с. 191]. При этом группа естественно формируется только потому, что при осуществлении совместной экспрессивной и инструментальной деятельности она может ставить более высокие общие цели и приносить большие результаты своим членам: «сумма вкладов отдельно взятых средств производства не равна совокупному совместно произведенному продукту, а значительно превосходит его» [Найт, 2013]. И, как отмечалось, «источником первичной эффективности является превосходство возможностей группы над биологическими возможностями отдельных людей в физическом и социальном контексте» [Барнард 2009, с. 53]. Если возникающие групповые нормы и групповые процессы дают членам группы необходимые им результаты — группа формирует и закрепляет соответствующие нормы (нормы культуры, институциональные нормы — «правила игры» [Норт, 1997a]), формирует свой «коллективный разум», направленный на достижение общей цели, под влиянием которого находятся мотивы большинства участников [Барнард, 2009]. Формируется как единый субъект деятельности: «группа – это система социального действия, взаимодействующая как нечто целое с каждым из ее участников» [Барнард, 2009, с. 42].

Г.М. Андреева отмечала: «малая группа – это <…> контакты, в которых реализуются определенные общественные связи и которые опосредованы совместной деятельностью». И «главной детерминантой образования группы в психологическом значении этого слова выступает совместная деятельность. Она есть, таким образом, не только внешне заданное условие существования данной группы, но и внутреннее основание ее существования». При этом главной, чисто психологической характеристикой группы является наличие так называемого «мы-чувства». Индивиды, входящие в группу – это «мы», а другие — «они» [Андреева, 1999]. Такая близкая общность приводит к тому, что между членами малой группы возникают неантагонистические отношения дара (отношения дарообмена). Соответственно и трансакционные издержки в группе минимальны. А по отношению к группе, приносящей ее членам существенные выгоды, возникают и альтруистические отношения членов по отношению к самой группе, развивающие и группу, и самих ее членов. «Люди часто жертвуют личной выгодой для целей групп, к которым они принадлежат: семьи, групп сверстников, бизнеса или других организаций, которые их нанимают… групповая лояльность является непосредственным следствием теории альтруизма» [Simon, 2005, с. 98]. И «любую деятельность можно оценивать, пользуясь лишь одним критерием: ее полезностью для общества» [Адлер, 1997, с. 196].

Таким образом, естественная малая группа — это единый субъект, состоящий из личностей, со своими внутренними отношениями дара, который имеет ценность для своих членов, в котором, соответственно, имеют место альтруистические отношения членов к самой группе. «Организация должна расплачиваться с участниками материальными и социальными полезностями» [Барнард, 2009]. Для группы играют роль не результаты обменов между ее отдельными членами, а именно совокупный результат, получаемый всеми членами группы как результат группы в целом. Как писал Бронислав Малиновский: «Обмен этот не основан на простом расчете и на полезности, прибыльности или убыточности, но что он удовлетворяет эмоциональные и эстетические потребности, которые на порядок выше простого удовлетворения животных желаний», и «универсальная черта всех первобытных обществ заключается в создании социальных связей путем обмена подарками» [Малиновский, 2004].

Без альтруизма формирование сплоченной группы невозможно. Герберт Саймоном так определяет альтруистический подход: «Альтруизм в человеческих обществах обычно принимает форму организационной идентификации и лояльности, поскольку эта форма альтруизма непосредственно способствует приспособленности группы, которая стремится оказывать социальное влияние на поведение... Механизм альтруизма обеспечивает основной механизм для создания и поддержания идентификации» [Simon, 2005, p. 103]. Как отмечала И.Г. Лаверычева: «Те же самые формы поведения, которые свойственны «нормальному» эгоизму, становятся проявлениями и альтруизма – с той лишь разницей, что они направлены не на собственное выживание, а на выживание коллектива. Хотя эти формы поведения ограничивают проявления эгоизма, они так же необходимы для выживания вида, как и эгоизм» [Лаверычева, 2016, с. 353].

Эгоистические же отношения торга (рыночного обмена), в которых каждая сторона ищет максимальную личную выгоду в каждой сделке (трансакции), не создают отношений и оснований для совместной деятельности [Hyde, 1983; Bell, 1991; Хорват, 2003].


__________________
Версия для печати


Последние новости

15.07.2023
Договор консалтинговых услуг по комплексной организации деятельности группы компаний «Тахограф Мастер»
28.06.2023
Проведены работы по Договору оказания консультационных услуг с группой компаний "Киргу"
26.02.2023
Завершен 1-й этап Договора консультационных услуг с "ГК ВЕКТОР"


Наши новые статьи

25.04.2024 Повышение эффективности деятельности предприятия: разработка системы регламентов
Повышение эффективности деятельности предприятия как разработка системы регламентов ... далее

24.04.2024 Методика консалтинговых услуг повышения эффективности предприятия
Наша методика консалтинговых услуг повышения эффективности предприятия. Ее развитие с 2006 года ... далее

22.04.2024 Конечный продукт и результат деятельности консалтинговой компании
Результат деятельности компании – это ее продукт, продукт, который она поставляет потребителю. Однако есть еще и результат, который получает потребитель от ... далее


  
ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС») г. Москва
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества

Тел. +7 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru
© ООО «КОРПСИС», 2006-2024