О КОМПАНИИ | НАША МИССИЯ | УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
      Финансовые гарантии качества и результата в наших договорах
Гайд по организации и управлению предприятием 2022
Разработка организационной документации
Повышение эффективности предприятия
Мотивация персонала
Развитие организационной структуры
Семинары и тренинги
Наши статьи
Статьи 2019-2022 в формате PDF

       

Удаленные консультации по управленческому консалтингу

Консалтинговое сопровождение проектов заказчика

Разработка эффективной организационной документации

Наши консалтинговые проекты

Коммерческое предложение по повышению эффективности деятельности предприятия

Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг

Наши семинары и тренинги


Наши публикации разных лет

Менеджмент сегодня №3 2021 Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №2, №4, №9, 2020 Построение эффективного предприятия

Менеджмент сегодня №3 2017 Целеполагание и стратегическое управление развитием организации

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы

Стратегический менеджмент №4 2014 Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 Цель предприятия и стратегия ее достижения

Креативная экономика №9 2010 Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
Начало
Гайда
(260)ГАЙД ПО ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЮ ПРЕДПРИЯТИЕМ
А.М. Жемчугов, М.К. Жемчугов, февраль, 2022

2.2. Сущность малой группы

Текст приведен с сокращением. Полный текст в формате  PDF .

Как отмечал Ч. Барнард: «действия людей всегда происходят в рамках локальных групп» [Барнард, 2009, с. 118]. Малая группа – это элементарная социальная организация, а «организация возникает тогда, когда минимум два человека вступают в кооперацию ради общей цели» [Барнард, 2009]. Это необходимое условие социальной организации, но недостаточное, и «под социальной организацией мы понимаем относительно устойчивую социальную целостность, проявляющую разумное поведение, подобно живому организму» [Франчук, 2000, с. 7]. «Под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов» [Андреева, 1999. с. 191]. При этом группа естественно формируется только потому, что при осуществлении совместной экспрессивной и инструментальной деятельности она может ставить более высокие общие цели и приносить большие результаты своим членам: «сумма вкладов отдельно взятых средств производства не равна совокупному совместно произведенному продукту, а значительно превосходит его» [Найт, 2013]. И, как отмечалось, «источником первичной эффективности является превосходство возможностей группы над биологическими возможностями отдельных людей в физическом и социальном контексте» [Барнард 2009, с. 53]. Если возникающие групповые нормы и групповые процессы дают членам группы необходимые им результаты — группа формирует и закрепляет соответствующие нормы (нормы культуры, институциональные нормы — «правила игры» [Норт, 1997a]), формирует свой «коллективный разум», направленный на достижение общей цели, под влиянием которого находятся мотивы большинства участников [Барнард, 2009]. Формируется как единый субъект деятельности: «группа – это система социального действия, взаимодействующая как нечто целое с каждым из ее участников» [Барнард, 2009, с. 42].

Г.М. Андреева отмечала: «малая группа – это <…> контакты, в которых реализуются определенные общественные связи и которые опосредованы совместной деятельностью». И «главной детерминантой образования группы в психологическом значении этого слова выступает совместная деятельность. Она есть, таким образом, не только внешне заданное условие существования данной группы, но и внутреннее основание ее существования». При этом главной, чисто психологической характеристикой группы является наличие так называемого «мы-чувства». Индивиды, входящие в группу – это «мы», а другие — «они» [Андреева, 1999]. Такая близкая общность приводит к тому, что между членами малой группы возникают неантагонистические отношения дара (отношения дарообмена). Соответственно и трансакционные издержки в группе минимальны. А по отношению к группе, приносящей ее членам существенные выгоды, возникают и альтруистические отношения членов по отношению к самой группе, развивающие и группу, и самих ее членов. «Люди часто жертвуют личной выгодой для целей групп, к которым они принадлежат: семьи, групп сверстников, бизнеса или других организаций, которые их нанимают… групповая лояльность является непосредственным следствием теории альтруизма» [Simon, 2005, с. 98]. И «любую деятельность можно оценивать, пользуясь лишь одним критерием: ее полезностью для общества» [Адлер, 1997, с. 196].

Таким образом, естественная малая группа — это единый субъект, состоящий из личностей, со своими внутренними отношениями дара, который имеет ценность для своих членов, в котором, соответственно, имеют место альтруистические отношения членов к самой группе. «Организация должна расплачиваться с участниками материальными и социальными полезностями» [Барнард, 2009]. Для группы играют роль не результаты обменов между ее отдельными членами, а именно совокупный результат, получаемый всеми членами группы как результат группы в целом. Как писал Бронислав Малиновский: «Обмен этот не основан на простом расчете и на полезности, прибыльности или убыточности, но что он удовлетворяет эмоциональные и эстетические потребности, которые на порядок выше простого удовлетворения животных желаний», и «универсальная черта всех первобытных обществ заключается в создании социальных связей путем обмена подарками» [Малиновский, 2004].

Без альтруизма формирование сплоченной группы невозможно. Герберт Саймоном так определяет альтруистический подход: «Альтруизм в человеческих обществах обычно принимает форму организационной идентификации и лояльности, поскольку эта форма альтруизма непосредственно способствует приспособленности группы, которая стремится оказывать социальное влияние на поведение... Механизм альтруизма обеспечивает основной механизм для создания и поддержания идентификации» [Simon, 2005, p. 103]. Как отмечала И.Г. Лаверычева: «Те же самые формы поведения, которые свойственны «нормальному» эгоизму, становятся проявлениями и альтруизма – с той лишь разницей, что они направлены не на собственное выживание, а на выживание коллектива. Хотя эти формы поведения ограничивают проявления эгоизма, они так же необходимы для выживания вида, как и эгоизм» [Лаверычева, 2016, с. 353].

Эгоистические же отношения торга (рыночного обмена), в которых каждая сторона ищет максимальную личную выгоду в каждой сделке (трансакции), не создают отношений и оснований для совместной деятельности [Hyde, 1983; Bell, 1991; Хорват, 2003].


__________________
Версия для печати


Мы будем рады ответить на Ваши вопросы по статье "ГАЙД ПО ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЮ ПРЕДПРИЯТИЕМ", рассмотреть Ваши замечания и отзывы. Отвечает главный специалист Жемчугов Михаил, к.т.н.
Имя
Текст


Последние вопросы, ответы, комментарии к статьям сайта
Как связаны подразделения предприятия между собой и какие функции они выполняют?


20.06.2022 22:15   Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.   Статья: Взаимосвязь структурных подразделений организации

Подразделения связаны между собой в соответствии с принятой в предприятии системой разделения труда. Только важны не выполняемые ими функции, а их конкретные результаты, результат предприятия в целом.



Наши новые статьи

05.07.2022 Основная проблема организации и управления предприятием и ее разрешение ВИНИТИ РАН 04.07.2022. No 30-В2022
В статье рассмотрена основная проблема организации и управления предприятием и практические пути ее разрешения ... далее

19.05.2022 Институты, механизмы и сущность предприятия как детерминанты его эффективности и развития Журнал "Менеджмент сегодня" 2022. № 1. С. 24-38
В статье анализируются сущность предприятия, институты и механизмы его деятельности, детерминанты и практические методики повышения его эффективности. Авторы ... далее

04.03.2022 Консалтинговое сопровождение проектов организации и управления предприятия заказчика
В статье рассмотрены пять видов основных услуг организационного и управленческого консалтинга. Показан наиболее эффективный интегральный вид, объединяющий ... далее

  

ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС»)
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Адрес: 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, с. 7, оф. 29
Тел. 8 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru





© ООО «КОРПСИС», 2006-2022