Текст приведен с сокращением. Полный текст в формате PDF .
Развитие деятельности малой группы — это ее развитие от производства только эмоциональных результатов, повышения внутреннего эмоционального капитала и эмоционального состояния человека, до совместного повышения всех основных составляющих капитала человека, как внутренних, так и внешних.
Естественное производственное развитие группы
Как писала Г.М. Андреева: «малая группа — это группа, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов» [Андреева, 1999]. И первым шагом к образованию группы как субъекта, является коммуникация — взаимодействие людей, «что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов» [Андреева, 1999, с. 191], без которых группа как субъект существовать не может. И первой совместной деятельностью группы являются «беседы». «Как подчеркивают Шенк и Абельсон, беседы между людьми обычно происходят в форме взаимного обмена историями. Рассказ первого напоминает собеседнику похожий случай. Первый, в свою очередь, вспоминает еще одну историю и так далее. Всем нам очень приятно, когда рассказанное нами вызывает ответную реакцию у собеседника» [цит. по: Акерлоф, Шиллер, 2010, с.77]. Стороны получают первые эмоциональные результаты. И если они положительны, выявляется общность интересов членов в интересующих их направлениях, в их ценностях, — возникает экспрессивная группа — первичная группа. Естественная малая экспрессивная группа объединяет людей с общими ценностями и интересами и не принимает членов с несовместимыми ценностями и интересами. При взаимодействии и определении общности во все процессы «включены как минимум два человека, и каждый из них является активным субъектом. Следовательно, сопоставление себя с другим осуществляется как бы с двух сторон: каждый из партнеров уподобляет себя другому. Значит, при построении стратегии взаимодействия каждому приходится принимать в расчет не только потребности, мотивы, установки другого, но и то, как этот другой понимает мои потребности, мотивы, установки» [Андреева, 1999].
Эти истории можно рассматривать как дары, а их обсуждение — как дарообмен. Ведь «дар – это не только что-то полезное, он должен содержать некое духовное сообщение... путем дарения создаются духовные взаимоотношения» [Хорват, 2003, с. 46]. Члены групп узнают друг друга, потребности других членов, их отношение к себе.
Далее у членов группы возникают и совместные мероприятия с целью получения более значимых личных экспрессивных неразделяемых результатов (внутренних результатов каждого члена группы), например, посещение выставок, туризм, покорение горной вершины, покорение горной реки на плоту, и т. д. И здесь для достижения этих неразделяемых экспрессивных целей необходима уже совместная инструментальная деятельность с обменом и внутренними, и внешними ценностями, необходимым разделением труда, общими материальными результатами (с возможным их последующим, а лучше предварительным, распределением). Возникает экспрессивная группа с целеполаганием. Как отмечал Нейл Смелзер: «экспрессивные группы можно считать инструментальными, поскольку они создаются с определенной целью — для получения удовольствия от человеческого общения» [Смелзер, 1998, с. 155]. Однако экспрессивные группы создаются для достижения именно экспрессивных целей, а не инструментальных — целей создания внешнего материального и нематериального капитала.
Следующим этапом жизненного пути группы является уже доминирование инструментальной деятельности. Когда члены группы не только достигают эмоциональных результатов — повышают свой внутренний капитал, а и повышают свой внешний капитал — осуществляют совместную деятельность по получению общих распределяемых материальных ресурсов, необходимых для пополнения своего внешнего капитала, необходимого для жизнедеятельности членов группы. Группа становится частично самодостаточной и может позволять себе постановку и осуществление больших экспрессивных целей. Возникает инструментальная группа.
При этом в ходе любой совместной деятельности, как экспрессивной, так и инструментальной, в ходе взаимовыгодного дарообмена (реципрокного обмена) при формировании группы выявляются члены с необходимыми группе ценностями (другие или уходят сами, или группа отторгает их), появляется доверие (без которого группа несостоятельна), совместная деятельность обеспечивает высокие и все более высокие личные результаты членам группы. При этом в ходе деятельности изменяется и среда в которой осуществляют деятельность члены группы, изменяются и сами члены группы, и капитал и ценности ее членов, и дальнейшие цели общей деятельности, и сама группа. Поэтому сформированная однажды группа не может быть не подвержена конфликтам, уходу ее членов (с возможным приходом новых), возможности распада. И группе необходимо постоянно оценивать своих членов, постоянно вести соответствующую экспрессивную деятельность на базе внутреннего дарообмена: «каждый знает это на собственном опыте, что те, кто делает подарки друг другу, дольше всего дружат, если дела идут хорошо» [Мосс, 1996]. Постоянные эмоционально-экспрессивные отношения, базирующиеся на обмене дарами — это сущность любой эффективной малой группы. И пока группа будет обеспечивать соответствие ценностей, интересов и целей своих членов, она будет существовать, правда с возможным изменением своего состава.
Маргарет Филлипс (1965) считает, что инструментальный и экспрессивный аспекты жизни группы оказывают важное влияние на ее успех. Инструментальный аспект связан со стремлением к достижению цели, с решением задачи; экспрессивный аспект определяет эмоциональное удовлетворение группы [цит. по: Смелзер 1998, с. 163]. «В действительности же производительность труда группы (или продуктивность) есть лишь один показатель эффективности. Другой, не менее важный показатель — это удовлетворенность членов группы трудом в группе» [Андреева, 1999].
А.В. Петровский показал, что психологическая теория коллектива представляет группу как состоящую из трех страт (слоев), каждый из которых характеризуется определенным принципом, по которому в нем строятся отношения между членами группы [цит. по: Андреева, 1999]:
-
В первом слое реализуются прежде всего непосредственные контакты между людьми, основанные на эмоциональной приемлемости или неприемлемости.
-
Во втором слое эти отношения опосредуются характером совместной деятельности.
-
В третьем слое, названном ядром группы, развиваются отношения, основанные на принятии всеми членами группы единых целей групповой деятельности. Этот слой соответствует высшему уровню развития группы, и, таким образом, его наличие позволяет констатировать, что перед нами коллектив.
Однако можно сказать, что рассмотренная экспрессивная группа включает в себя только первый слой, инструментальная группа — два: первый и второй, инструментальная группа с общей целью — все три отмеченных слоя. Вопрос здесь только в том, что любая совместная деятельность невозможна без общей цели. И разница двух отмеченных инструментальных групп может быть в том, что во втором случае общая цель осознается человеком на подсознательном уровне. И это действительно новый уровень развития группы, возникает инструментальная группа с общим целеполаганием.
Очевидно, что если группа не имеет первого слоя, то она не может иметь и ни второго, ни третьего, слоев. Это будет чисто механистическое собрание независимых индивидов — толпа [Франкл, 1990]. А для того, чтобы группа стала субъектом деятельности и у ее членов сформировались единые цели групповой деятельности, необходимо единое представление членов группы о ее результатах и средствах их достижения, включая институциональные: «групповые нормы и групповые процессы», базирующиеся на справедливости и доверии». Необходимо чтобы члены поняли, осознали и приняли свою взаимозависимость в достижении общей цели, свою зависимость от группы. Далее под термином «группа» мы будем полагать именно сформировавшуюся отмеченным образом малую группы.
При дальнейшем развитии группы, «если все члены группы разделяют социально значимые цели деятельности, возникает совершенно новый критерий успешности решения группой стоящей перед ней задачи. Это — критерий общественной значимости задачи» [Андреева, 1999, с. 228]. Возникает, как отмечал Р.С. Немов: «сверхнормативная активность» (стремление членов группы добиваться высоких показателей сверх необходимого задания)» [цит. по: Андреева, 1999, с. 228]. Возникает инструментальная группа с общей социально значимой целью.