Бесплатный анализ бизнеса предприятия
Анализ деятельности предприятия
Разработка организационной документации
Разработка и создание вертикали власти предприятия и системы стратегического управления
Корпоративные семинары и семинары-тренинги
Наши публикации разных лет
Менеджмент сегодня №3 2021 Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности
Международный журнал Проблемы теории и практики управления №2, №4, №9, 2020 Построение эффективного предприятия
Менеджмент сегодня №3 2017 Целеполагание и стратегическое управление развитием организации
Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов
Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы
Стратегический менеджмент №4 2014 Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация
Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 Цель предприятия и стратегия ее достижения
Креативная экономика №9 2010 Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия
Основные публикации
|
|
Экспрессивные группы без целеполагания
Текст приведен с сокращением. Полный текст в формате PDF .
Один из мотивов деятельности человека — это коммуникации с другими людьми для удовлетворения эмоциональных потребностей — восстановления и повышения эмоционального капитала. При этом первые коммуникации людей могут приводить как к положительным эмоциям сторон, так и отрицательным. И коммуникация — затраты человеком своего времени, внимания и усилий — это альтруистический дар. Ведь неизвестно получит ли он положительный ответный дар. А само начало реципрокных отношений — это чисто альтруизм. Ведь только если человек получит ответный дар (а это никак и ничем не гарантировано) и начинаются взаимовыгодные (реципрокные) отношения. Практически человек таким образом выявляет круг, окружающий людей, коммуникации с которыми несут ему положительные эмоции (большие, чем обеспечиваемые другими возможностями) — именно так и формируется экспрессивная группа. Формируется с определенными трансакционными издержками, ограничивающими круг общения уже «проверенными» партнерами. При этом возможный размер такой группы с экспрессивными связями ограничен и практически не превышает 5-6 человек. Ведь при повышении размера группы, во-первых, уменьшается вероятность того, что все дуальные и множественные связи в группе будут положительны, во-вторых, резко повышается и число реальных связей между членами группы, а значит уменьшается сила связей, в-третьих, «когда все говорят одновременно, то невозможно понять ничего» [Барнард, 2009].
Сформированная таким образом группа имеет общность своих внутренних ценностей и интересов, отличающих ее от других. Индивиды, входящие в группу – это «мы» в другие — «они». Принадлежность к группе, сама группа является ценностью для ее членов, соответственно для них существует мотив сохранения этой ценности — мотив группового самосохранения [Жемчугов, 2013]. Такая группа «является просто экспрессивной и не имеет цели, содержит не представление о последующем завершении, но заключает конец в себе самом» [Гараджа, 1994]. Основное значение экспрессивной группы — это удовлетворение эмоциональных потребностей человека.
Теоретически малая группа может иметь общей целью только повышение личного экспрессивного результата своих членов и не иметь общей инструментальной цели. Например, группа современных «собирателей» в которой общая цель — только экспрессивная и обеспечивающая. В которой этот обеспечивающий аспект даёт и инструментальные индивидуальные результаты.
__________________ Версия для печати
|
|