О КОМПАНИИ | НАША МИССИЯ | УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
      Финансовые гарантии качества и результата в наших договорах
Гайд по организации и управлению предприятием 2022
Разработка организационной документации
Повышение эффективности предприятия
Мотивация персонала
Развитие организационной структуры
Семинары и тренинги
Наши статьи
Статьи 2019-2022 в формате PDF

       

Удаленные консультации по управленческому консалтингу

Консалтинговое сопровождение проектов заказчика

Разработка эффективной организационной документации

Наши консалтинговые проекты

Коммерческое предложение по повышению эффективности деятельности предприятия

Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг

Наши семинары и тренинги


Наши публикации разных лет

Менеджмент сегодня №3 2021 Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №2, №4, №9, 2020 Построение эффективного предприятия

Менеджмент сегодня №3 2017 Целеполагание и стратегическое управление развитием организации

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы

Стратегический менеджмент №4 2014 Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 Цель предприятия и стратегия ее достижения

Креативная экономика №9 2010 Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
Начало
Гайда
(256)ГАЙД ПО ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЮ ПРЕДПРИЯТИЕМ
А.М. Жемчугов, М.К. Жемчугов, февраль, 2022

2.5.6. Институты малой группы

Текст приведен с сокращением. Полный текст в формате  PDF .

Социальные институты разделяются на формальные и неформальные, однако: «Бытующее разделение институтов на так называемые «формальные» и «неформальные» представляется нам неточным, хотя и весьма распространено. При таком разделении речь идет лишь о правилах деятельности в формальной и неформальной сферах. Поэтому сам термин «институт» является в данном случае лишним, избыточным. Например, законы представляют собой законы, а не институты, точно также как традиции — это традиции, а не институты. Организации или фирмы также не являются институтами, если исследуются с точки зрения своего устройства» [Кирдина, 2014]. И если «формальные институты» еще можно понять как формально предписанные нормы и принципы совместной деятельности, то сколько-нибудь общепринятое определение термина «неформальных институтов» мы найти не смогли.

Таблица 1. Определения институтов

Продолжение таблицы 1.



Сопоставительный анализ материалов таблицы и компонентов описания института позволяет сделать следующие выводы:

  1. Не существует ни «формальных», ни «неформальных институтов». Существуют внутренний институт группы как накопленный и законсервированный опыт, обеспечивающий выживание, развитие и превосходство группы. И внешний институт, обеспечивающий выживание, развитие и превосходство уже выделенного руководителя группы (имеющего большие личные знания, ресурсы и получившего власть) или руководящей вышестоящей группы. При этом возможны и неэффективные институты, попадания в институциональные ловушки, но группы с такими институтами не выживают.
  2. Положения институтов представляют собой неявное (тацитное) знание. При этом положения и внутреннего, и внешнего институтов, могут быть и документированы (формализованы с соответствующей потерей информации), и не документированы. Для малых социальных организаций, где взаимодействие протекает на личностном уровне, документирование норм как правило не требуется [Вебер, 2016; Норт, 2010b]. Поэтому в основном документируются внешние институты.
  3. Фридрих Август фон Хайек писал, что институты «никогда и никем не были “изобретены” ... а возникли потому, что общества, которые шаг за шагом развивали эти нормы, на каждом шагу оказывались сильнее других групп, где действовали иные правила» [Хайек, 2009, с. 311]. Соответственно документирование внешних институтов, документирование опыта передовых компаний и личного опыта тех, кто формулирует эти институты, осуществляется с наложением и их личных представлений и целей. При этом «система должна мыслиться и задаваться как нечто изначальное по отношению к элементам» [Юдин, 1986, с. 39]. Как отмечал Дуглас Норт: «Организации создаются для того, чтобы преследовать цели своих создателей» [Норт, 1997a, с. 92]. И создатели “изобретают” внешние институты для своего персонала, исходя из своего предыдущего опыта и своего видения последующей деятельности групп, а не опыта организации.

При этом

  1. Свободная группа формирует следующие нормы своего внутреннего института:
    - нормы и принципы совместной деятельности, обеспечивающие положительные результаты, выживание и развитие группы;
    - санкции группы к нарушителям норм и принципов группы;
    - нормы оценки нарушений, необходимости и жесткости применения санкций к нарушителям, минимизирующие нарушения и обеспечивающие высокие результаты, целостность группы.
  2. Подчиненная группа формирует свой опыт, направленный на свое внутреннее выживание, развитие и превосходство, при этом на ее результаты, а соответственно и на ее внутренний институт, будут оказывать влияние и внешние институты, контролируемые руководством. И положения внутренних институтов группы будут дополнительно включать:
    - положения внешних институтов, которые будут приносить группе положительные результаты, которые будут имплементированы.
    - условные положения внешних институтов, приносящих группе «положительные» результаты только с учетом санкций за отклонение от этих положений. Условием исполнения этих положений будут результаты оценки группой возможных санкций в текущей ситуации. Эти положения будут исполняться с соответствующими трансакционными издержками.
    - положения внешних институтов, не приносящих «положительные» результаты даже с учетом санкций, не войдут во внутренние институты группы.
  3. Внутренние институты формируются не как пополняемый набор «фотографий», а как эффективный механизм, во многом предопределяющий деятельность членов группы и действующий на подсознательном уровне. Только там, где определяющее значение имеют внешние санкции, их анализ, анализ ситуации, возможное невыполнение положений, приводит к существенным трансакционным издержкам.

Таким образом мы всегда имеем только два института: внутренний, ориентированный на внутренние интересы группы, и внешний для группы - ориентированный на интересы внешнего руководителя или руководящей группы. При этом внешние институты могут быть как документированы (формализованы), так и не документированы. Внутренние институты группы как правило не формализуются.

В заключение отметим, что «с позиций методологического институционализма экономика, например, — это не взаимодействующие агенты, а система правил, по которым они взаимодействуют» [Дози, 2012, c. 38]. Курт Допфер также отмечал, что «главная догадка состоит в том, что экономическая система представляет собой популяцию правил, структуру правил и процесс правил» [Ходжсон, 2008, с. 15].


__________________
Версия для печати


Мы будем рады ответить на Ваши вопросы по статье "ГАЙД ПО ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЮ ПРЕДПРИЯТИЕМ", рассмотреть Ваши замечания и отзывы. Отвечает главный специалист Жемчугов Михаил, к.т.н.
Имя
Текст

Последние новости

05.04.2021
Завершены работы по консалтинговому проекту повышения эффективности с компанией "РЕМСТРОЙСЕТЬ"
07.06.2020
Консалтинговые услуги по организации деятельности АНО КПФ «Русь милосердная»


Последние вопросы, ответы, комментарии к статьям сайта
Как связаны подразделения предприятия между собой и какие функции они выполняют?


20.06.2022 22:15   Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.   Статья: Взаимосвязь структурных подразделений организации

Подразделения связаны между собой в соответствии с принятой в предприятии системой разделения труда. Только важны не выполняемые ими функции, а их конкретные результаты, результат предприятия в целом.



Наши новые статьи

19.05.2022 Институты, механизмы и сущность предприятия как детерминанты его эффективности и развития Журнал "Менеджмент сегодня" 2022. № 1. С. 24-38
В статье анализируются сущность предприятия, институты и механизмы его деятельности, детерминанты и практические методики повышения его эффективности. Авторы ... далее

04.03.2022 Консалтинговое сопровождение проектов организации и управления предприятия заказчика
В статье рассмотрены пять видов основных услуг организационного и управленческого консалтинга. Показан наиболее эффективный интегральный вид, объединяющий ... далее

14.02.2022 ГАЙД ПО ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЮ ПРЕДПРИЯТИЕМ Деп. в ВИНИТИ 14.02.2022, № 1 -В 2022. 239 с.
"Гайд по организации и управлению предприятием" является итогом нашей 16-летней консалтинговой практики, а также сопоставительного анализа трудов классиков и ... далее

  

ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС»)
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Адрес: 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, с. 7, оф. 29
Тел. 8 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru





© ООО «КОРПСИС», 2006-2022