О КОМПАНИИ | НАША МИССИЯ | УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
      Финансовые гарантии качества и результата в наших договорах
Гайд по организации и управлению предприятием 2022
Разработка организационной документации
Повышение эффективности предприятия
Мотивация персонала
Развитие организационной структуры
Семинары и тренинги
Наши статьи
Статьи 2019-2022 в формате PDF

       

Удаленные консультации по управленческому консалтингу

Консалтинговое сопровождение проектов заказчика

Разработка эффективной организационной документации

Наши консалтинговые проекты

Коммерческое предложение по повышению эффективности деятельности предприятия

Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг

Наши семинары и тренинги


Наши публикации разных лет

Менеджмент сегодня №3 2021 Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №2, №4, №9, 2020 Построение эффективного предприятия

Менеджмент сегодня №3 2017 Целеполагание и стратегическое управление развитием организации

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы

Стратегический менеджмент №4 2014 Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 Цель предприятия и стратегия ее достижения

Креативная экономика №9 2010 Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
Начало
Гайда
(260)ГАЙД ПО ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЮ ПРЕДПРИЯТИЕМ
А.М. Жемчугов, М.К. Жемчугов, февраль, 2022

3.1. ПРЕДПРИЯТИЕ
3.1.1. Два фундаментальных экономических фактора предприятия

Текст приведен с сокращением. Полный текст в формате  PDF .

Дуглас Норт отметил два фундаментальных экономических фактора предприятия. Первый из них — это “экономия от масштаба”, а второй — развитие более эффективных механизмов контроля и принуждения [Норт, 1997a, с. 162]. Первый — это большие иерархические предприятия, которые обеспечивают «снижения затрат на единицу продукции, возникающего в результате увеличения масштабов деятельности компании» [Томилина, Табурчак, 2006]. Второй — это создание эффективных институтов (правил игры), образующих структуру для взаимодействия людей, которые имеет ключевое значение для издержек производства [Норт, 1997a; Норт, 2010].

3.2.2. Предприятие — иерархическая система малых руководящих и рабочих групп

Честер Барнард утверждал, что «единственный способ создать большую организацию заключается в том, чтобы соединить много маленьких организаций» [Барнард, 2009, с. 104]. И «все сложные организации созданы из подразделений и состоят из множества «рабочих» или «базовых» организационных подразделений, поверх которых наложены руководящие организационные подразделения» [Барнард, 2009, с. 111]. При такой организации каждый руководитель одновременно будет и руководителем своей малой группы, и подчиненным в малой группе более высокого уровня иерархии. «В силу этого конкретное действие или решение будет относиться к деятельности двух разных подразделений организации. То, что одно действие вносит вклад одновременно сразу в две организации, вероятно, представляет собой ключевую особенность сложных организаций, потому что благодаря ей комплекс становится органическим целым» [Барнард, 2009, с. 111]. И это непосредственно видно из рис. 4. И предприятие как сложившаяся социальная организация – это «относительно устойчивая социальная целостность, проявляющая разумное поведение, подобно живому организму» [Франчук, 2000, с. 7]. С другой стороны и «живые системы можно определить как иерархически организованные открытые системы, сохраняющие себя или развивающиеся в направлении достижения состояния подвижного равновесия» [Bertalanffy, 1962, с. 42].

Эффективность предприятия зависит от эффективности его малых групп. Здесь О.С. Сухарев отмечал, что «если все элементы системы эффективны, то, при определённых условиях, система может оказаться неэффективной (например, один из цехов при общей эффективности своей работы не успевает за высокой производительностью других – общий монтаж и сборка оборудования становятся неэффективным)» [Сухарев, 2009]. Однако благодаря тому, что комплекс становится органическим целым (рис. 4) при совместной деятельности всех малых групп предприятия (и руководящих всех уровней, и рабочих групп нижнего уровня), эффективность всех групп предприятия обеспечивает эффективность и всего предприятия — эффективные руководящие малые группы обеспечивают необходимую координацию нижестоящих руководящих и рабочих.

Рисунок 2. Иерархическая организация крупных предприятий

Если рассмотреть внутрифирменную функционально-управленческую конфигурацию предприятия, то в ней выделяют [Клейнер, 2019, с. 41]:

  • топ-менеджеров;
  • работников (персонал предприятия);
  • специалистов (участники, обладающие знаниями и возможностями регулирования отдельных функциональных подсистем предприятия);
  • собственников (владельцев акций, долей, облигаций, других ценных бумаг).

Может возникнуть вопрос о том, входит ли собственник в предприятие. Мы под предприятием будем понимать совокупность собственника и наемного персонала (рис. 4). Если собственник отсутствует — мы получаем естественную эгалитарную группу с ее результатами (раздел 2.3.7). Если все сотрудники предприятия являются собственниками — мы получаем кооперативное предприятие, рассмотренное в разделе 3.6. Если же он не несет основной руководящей роли, мы получим предприятие, которым управляют топ-менеджеры, ориентированные на свои личные цели, а не цели предприятия. А «до какой степени субъект управляет капиталом, до такой он и является собственником-капиталистом» [Маршалл, 2012, с. 207] — собственник будет просто кредитором предприятия. Поэтому все вопросы целей, миссии, и др. должны начинаться с собственника [Жемчугов, 2011].


__________________
Версия для печати


Мы будем рады ответить на Ваши вопросы по статье "ГАЙД ПО ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЮ ПРЕДПРИЯТИЕМ", рассмотреть Ваши замечания и отзывы. Отвечает главный специалист Жемчугов Михаил, к.т.н.
Имя
Текст


Последние вопросы, ответы, комментарии к статьям сайта
Как связаны подразделения предприятия между собой и какие функции они выполняют?


20.06.2022 22:15   Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.   Статья: Взаимосвязь структурных подразделений организации

Подразделения связаны между собой в соответствии с принятой в предприятии системой разделения труда. Только важны не выполняемые ими функции, а их конкретные результаты, результат предприятия в целом.



Наши новые статьи

05.07.2022 Основная проблема организации и управления предприятием и ее разрешение ВИНИТИ РАН 04.07.2022. No 30-В2022
В статье рассмотрена основная проблема организации и управления предприятием и практические пути ее разрешения ... далее

19.05.2022 Институты, механизмы и сущность предприятия как детерминанты его эффективности и развития Журнал "Менеджмент сегодня" 2022. № 1. С. 24-38
В статье анализируются сущность предприятия, институты и механизмы его деятельности, детерминанты и практические методики повышения его эффективности. Авторы ... далее

04.03.2022 Консалтинговое сопровождение проектов организации и управления предприятия заказчика
В статье рассмотрены пять видов основных услуг организационного и управленческого консалтинга. Показан наиболее эффективный интегральный вид, объединяющий ... далее

  

ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС»)
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Адрес: 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, с. 7, оф. 29
Тел. 8 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru





© ООО «КОРПСИС», 2006-2022