О КОМПАНИИ | НАША МИССИЯ | УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
      Финансовые гарантии качества и результата в наших договорах
Гайд по организации и управлению предприятием 2022
Разработка организационной документации
Повышение эффективности предприятия
Мотивация персонала
Развитие организационной структуры
Семинары и тренинги
Наши статьи
Статьи 2019-2022 в формате PDF

       

Удаленные консультации по управленческому консалтингу

Консалтинговое сопровождение проектов заказчика

Разработка эффективной организационной документации

Наши консалтинговые проекты

Коммерческое предложение по повышению эффективности деятельности предприятия

Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг

Наши семинары и тренинги


Наши публикации разных лет

Менеджмент сегодня №3 2021 Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №2, №4, №9, 2020 Построение эффективного предприятия

Менеджмент сегодня №3 2017 Целеполагание и стратегическое управление развитием организации

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы

Стратегический менеджмент №4 2014 Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 Цель предприятия и стратегия ее достижения

Креативная экономика №9 2010 Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
Начало
Гайда
(260)ГАЙД ПО ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЮ ПРЕДПРИЯТИЕМ
А.М. Жемчугов, М.К. Жемчугов, февраль, 2022

3.11. Сетевая организация
3.11.1. Сетевая экономика

Текст приведен с сокращением. Полный текст в формате  PDF .

Отмеченная в предыдущем разделе удаленная работа — это еще не сетевая организация. Р.П. Колосова и Т.А. Медведева отмечают: «С начала 1990-х гг. многие ученые заговорили о становлении сетевой экономики, используя именно этот термин с целью подчеркнуть тот факт, что основное качество экономики информационного общества — организация процесса производства в сети, а не то, что в ней применяются новейшие технологии. Для становления сетевой экономики характерна одновременная трансформация экономики, труда и занятости, социально-трудовых отношений, культуры, политики, государственных институтов и в конечном счете пространства и времени» [Колосова, Медведева, 2015, с. 90].

Сетевая организация вызвана необходимостью преодоления двух недостатков бюрократической организации, в которой:

  • «Центральный элемент имеет возможность отнимать жизненную энергию у подвластных периферических элементов иерархической системы, это отрицательное воздействие постоянно истощает систему, накапливаясь до разрушительных размеров и угрожая возникновением кризисов из-за нарушения ее устойчивости» [Дерябина, 2020].
  • Управление, базирующееся на исполнении заданий и распоряжений сверху (начиная с собственника и руководителя предприятия) вниз (до рядовых сотрудников) — на всех уровнях иерархии базируется на исполнении заданий и распоряжений руководства и соответствующих институтах (правилах игры). При этом в бюрократической структуре практически отсутствует горизонтальный обмен информации, инновации, стратегическое развитие предприятия ограничено компетенциями собственника. Если они и имеют место, то вопреки бюрократической организации — за счет неформальной горизонтальной организации.

Практически же в любом бюрократическом предприятии имеются и вертикальные (иерархические) и горизонтальные (сетевые) структуры, которые находятся в постоянном взаимодействии [Дерябина, 2020], обеспечивающими и рутинную деятельность по извлечению прибыли (хозяйственный оборот), и инновации и развитие. Такую двойную структуру — сетевую (на базе коллегиальности, гетерархии) для целеполагания, и иерархию для целеосуществления — отмечали и Игорь Ансофф [Ансофф, 1999], и Шоджи Шиба [Shiba et al., 1993], и Джон Коттер [Kotter, 2007; 2014].

Ограничение любого предприятия в том, что его финансовый и креативный капитал ограничен капиталом входящих в него людей. Выйти за эти рамки и позволяет сетевая организация. В такой организации создается «цепочка создания ценности, определяющая распределение работ между участниками сетевого предприятия» [Тельнова и др., 2020, с. 40]. Работ, проведение которых невозможно в рамках ни одного из участников, а создание единого предприятия, объединенного с другими — невозможно. Сетевые же организации можно представить как сложные адаптивные системы — «открытые сети автономных, но функционально взаимозависимых агентов, неотделимые от постоянно изменчивой среды (экосистемы сетевых связей), которую генерируют эти агенты в ходе взаимодействий, причем все сетевые партнеры непрерывно адаптируются друг под друга и под данную среду через сигналы обратной связи. Экосистемы, образуемые на основе коллаборации, позволяют агентам комбинировать и постоянно рекомбинировать свои знания и ресурсы, что ведет к появлению технологических и продуктовых инноваций, которые каждый из агентов не в состоянии произвести самостоятельно в соответствии с требованиями глобальной конкуренции» [Смородинская, 2020, с. 154-155].

В сетевых организациях координация деятельности отличается от организации всех рассмотренных форм предприятий тем, что сформированные временем стабильные внутренние институты уступают место внешней коллаборации: договорным рыночным отношениям в которых правила и нормы деятельности сформированы не временем, а договорными правилами между независимыми субъектами деятельности. Как отмечал М. Кастельс [Кастельс, 2000], сетевое предприятие в самом общем — это «система средств которого составлена путем пересечения сегментов автономных систем целей», у которой «суть состоит в замене многоуровневых иерархий кластерами фирм или специализированных бизнес-единиц, которые координируются рыночными механизмами вместо административных» [Алейнова, 2009, с. 162], или вместо кооперативных — в кооперативных предприятиях. Сетевая организация — это сформированная договорным рыночным способом временная организация, состоящая из независимых субъектов (а не предприятие) в которой каждый субъект ориентирован на достижение своей цели в рамках заключенных договоров.

Кооперативные предприятия, как отмечалось, могут эффективно действовать только в самых малых формах и не имеют эффекта масштаба — не могут конкурировать с крупными, даже антагонистическими бюрократическими. Однако сети из кооперативных предприятий – интеграция кооперативов по принципу создания структур сетевого типа во многом решают эту проблему. Такая интеграция позволяет [Хабибуллин, 2018, с, 6]:

  • использовать достоинства кооперативов малых размеров (в частности, оперативно принимать решения; осуществлять упрощенную (по сравнению с предприятиями больших размеров) оценку интенсивности усилий каждого кооператора);
  • повысить эффективность кооперативов за счет их специализации в рамках сети;
  • выстроить технологическую цепочку из специализированных кооперативов и таким образом выйти на большие масштабы производства;
  • снизить риски внутрисетевой специализации (такое снижение обуславливают обязательства партнеров в рамках технологической цепи) и, как следствие, уменьшить риски привлечения заемных средств на развитие специализированного производства.

Во многих случаях сотрудничество между кооперативами приводит к достижению ими различных целей в своем развитии (например, выход на иностранные рынки, увеличение ассортимента продукции, повышение эффективности переработки и распределения и др.) и, как следствие, к росту их экономических показателей.


__________________
Версия для печати


Мы будем рады ответить на Ваши вопросы по статье "ГАЙД ПО ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЮ ПРЕДПРИЯТИЕМ", рассмотреть Ваши замечания и отзывы. Отвечает главный специалист Жемчугов Михаил, к.т.н.
Имя
Текст


Последние вопросы, ответы, комментарии к статьям сайта
Как связаны подразделения предприятия между собой и какие функции они выполняют?


20.06.2022 22:15   Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.   Статья: Взаимосвязь структурных подразделений организации

Подразделения связаны между собой в соответствии с принятой в предприятии системой разделения труда. Только важны не выполняемые ими функции, а их конкретные результаты, результат предприятия в целом.



Наши новые статьи

05.07.2022 Основная проблема организации и управления предприятием и ее разрешение ВИНИТИ РАН 04.07.2022. No 30-В2022
В статье рассмотрена основная проблема организации и управления предприятием и практические пути ее разрешения ... далее

19.05.2022 Институты, механизмы и сущность предприятия как детерминанты его эффективности и развития Журнал "Менеджмент сегодня" 2022. № 1. С. 24-38
В статье анализируются сущность предприятия, институты и механизмы его деятельности, детерминанты и практические методики повышения его эффективности. Авторы ... далее

04.03.2022 Консалтинговое сопровождение проектов организации и управления предприятия заказчика
В статье рассмотрены пять видов основных услуг организационного и управленческого консалтинга. Показан наиболее эффективный интегральный вид, объединяющий ... далее

  

ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС»)
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Адрес: 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, с. 7, оф. 29
Тел. 8 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru





© ООО «КОРПСИС», 2006-2022