ООО "КОРПСИС"
+7 (495) 998-85-99
О КОМПАНИИ | НАША МИССИЯ | УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
Организация эффективной деятельности предприятия
Разработка организационной документации
Повышение эффективности предприятия
Мотивация персонала
Семинары и тренинги
Наши статьи 2010-2024
Статьи 2019-2024 в формате PDF



       

Наша методика консалтинговых услуг повышения эффективности предприятия

Анализ деятельности предприятия

Разработка организационной документации

Разработка и создание вертикали власти предприятия и системы стратегического управления

Корпоративные семинары и семинары-тренинги


Наши публикации разных лет

Менеджмент сегодня №3 2021 Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №2, №4, №9, 2020 Построение эффективного предприятия

Менеджмент сегодня №3 2017 Целеполагание и стратегическое управление развитием организации

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы

Стратегический менеджмент №4 2014 Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 Цель предприятия и стратегия ее достижения

Креативная экономика №9 2010 Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
Итог наших консалтинговых исследований 2006-2024 годов
(110)Эффективная организация деятельности и развития предприятия. Концепция и практическая методика (Гайд III) ВИНИТИ РАН, 27.03.2024. № 8. 379 с. Литература 816 источн.
(53)Максимальная эффективность деятельности предприятия. Концепция и практическая методика. ВИНИТИ РАН, 15.04.2024. № 10. 33 с. (доработанное описание методики по главе VII Гайд III)

Сетевая организация


Текст приведен с сокращением. Полный текст в формате  PDF .

Отмеченная в предыдущем разделе удаленная работа — это еще не сетевая организация. Р.П. Колосова и Т.А. Медведева отмечают: «С начала 1990-х гг. многие ученые заговорили о становлении сетевой экономики, используя именно этот термин с целью подчеркнуть тот факт, что основное качество экономики информационного общества — организация процесса производства в сети, а не то, что в ней применяются новейшие технологии. Для становления сетевой экономики характерна одновременная трансформация экономики, труда и занятости, социально-трудовых отношений, культуры, политики, государственных институтов и в конечном счете пространства и времени» [Колосова, Медведева, 2015, с. 90].

Сетевая организация вызвана необходимостью преодоления двух недостатков бюрократической организации, в которой:

  • «Центральный элемент имеет возможность отнимать жизненную энергию у подвластных периферических элементов иерархической системы, это отрицательное воздействие постоянно истощает систему, накапливаясь до разрушительных размеров и угрожая возникновением кризисов из-за нарушения ее устойчивости» [Дерябина, 2020].
  • Управление, базирующееся на исполнении заданий и распоряжений сверху (начиная с собственника и руководителя предприятия) вниз (до рядовых сотрудников) — на всех уровнях иерархии базируется на исполнении заданий и распоряжений руководства и соответствующих институтах (правилах игры). При этом в бюрократической структуре практически отсутствует горизонтальный обмен информации, инновации, стратегическое развитие предприятия ограничено компетенциями собственника. Если они и имеют место, то вопреки бюрократической организации — за счет неформальной горизонтальной организации.

Практически же в любом бюрократическом предприятии имеются и вертикальные (иерархические) и горизонтальные (сетевые) структуры, которые находятся в постоянном взаимодействии [Дерябина, 2020], обеспечивающими и рутинную деятельность по извлечению прибыли (хозяйственный оборот), и инновации и развитие. Такую двойную структуру — сетевую (на базе коллегиальности, гетерархии) для целеполагания, и иерархию для целеосуществления — отмечали и Игорь Ансофф [Ансофф, 1999], и Шоджи Шиба [Shiba et al., 1993], и Джон Коттер [Kotter, 2007; 2014].

Ограничение любого предприятия в том, что его финансовый и креативный капитал ограничен капиталом входящих в него людей. Выйти за эти рамки и позволяет сетевая организация. В такой организации создается «цепочка создания ценности, определяющая распределение работ между участниками сетевого предприятия» [Тельнова и др., 2020, с. 40]. Работ, проведение которых невозможно в рамках ни одного из участников, а создание единого предприятия, объединенного с другими — невозможно. Сетевые же организации можно представить как сложные адаптивные системы — «открытые сети автономных, но функционально взаимозависимых агентов, неотделимые от постоянно изменчивой среды (экосистемы сетевых связей), которую генерируют эти агенты в ходе взаимодействий, причем все сетевые партнеры непрерывно адаптируются друг под друга и под данную среду через сигналы обратной связи. Экосистемы, образуемые на основе коллаборации, позволяют агентам комбинировать и постоянно рекомбинировать свои знания и ресурсы, что ведет к появлению технологических и продуктовых инноваций, которые каждый из агентов не в состоянии произвести самостоятельно в соответствии с требованиями глобальной конкуренции» [Смородинская, 2020, с. 154-155].

В сетевых организациях координация деятельности отличается от организации всех рассмотренных форм предприятий тем, что сформированные временем стабильные внутренние институты уступают место внешней коллаборации: договорным рыночным отношениям в которых правила и нормы деятельности сформированы не временем, а договорными правилами между независимыми субъектами деятельности. Как отмечал М. Кастельс [Кастельс, 2000], сетевое предприятие в самом общем — это «система средств которого составлена путем пересечения сегментов автономных систем целей», у которой «суть состоит в замене многоуровневых иерархий кластерами фирм или специализированных бизнес-единиц, которые координируются рыночными механизмами вместо административных» [Алейнова, 2009, с. 162], или вместо кооперативных — в кооперативных предприятиях. Сетевая организация — это сформированная договорным рыночным способом временная организация, состоящая из независимых субъектов (а не предприятие) в которой каждый субъект ориентирован на достижение своей цели в рамках заключенных договоров.

Кооперативные предприятия, как отмечалось, могут эффективно действовать только в самых малых формах и не имеют эффекта масштаба — не могут конкурировать с крупными, даже антагонистическими бюрократическими. Однако сети из кооперативных предприятий – интеграция кооперативов по принципу создания структур сетевого типа во многом решают эту проблему. Такая интеграция позволяет [Хабибуллин, 2018, с, 6]:

  • использовать достоинства кооперативов малых размеров (в частности, оперативно принимать решения; осуществлять упрощенную (по сравнению с предприятиями больших размеров) оценку интенсивности усилий каждого кооператора);
  • повысить эффективность кооперативов за счет их специализации в рамках сети;
  • выстроить технологическую цепочку из специализированных кооперативов и таким образом выйти на большие масштабы производства;
  • снизить риски внутрисетевой специализации (такое снижение обуславливают обязательства партнеров в рамках технологической цепи) и, как следствие, уменьшить риски привлечения заемных средств на развитие специализированного производства.

Во многих случаях сотрудничество между кооперативами приводит к достижению ими различных целей в своем развитии (например, выход на иностранные рынки, увеличение ассортимента продукции, повышение эффективности переработки и распределения и др.) и, как следствие, к росту их экономических показателей.


__________________
Версия для печати


Последние новости

15.07.2023
Договор консалтинговых услуг по комплексной организации деятельности группы компаний «Тахограф Мастер»
28.06.2023
Проведены работы по Договору оказания консультационных услуг с группой компаний "Киргу"
26.02.2023
Завершен 1-й этап Договора консультационных услуг с "ГК ВЕКТОР"


Наши новые статьи

25.04.2024 Повышение эффективности деятельности предприятия: разработка системы регламентов
Повышение эффективности деятельности предприятия как разработка системы регламентов ... далее

24.04.2024 Методика консалтинговых услуг повышения эффективности предприятия
Наша методика консалтинговых услуг повышения эффективности предприятия. Ее развитие с 2006 года ... далее

22.04.2024 Конечный продукт и результат деятельности консалтинговой компании
Результат деятельности компании – это ее продукт, продукт, который она поставляет потребителю. Однако есть еще и результат, который получает потребитель от ... далее


  
ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС») г. Москва
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества

Тел. +7 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru
© ООО «КОРПСИС», 2006-2024