Текст приведен с сокращением. Полный текст в формате PDF .
Отмеченная в предыдущем разделе удаленная работа — это еще не сетевая организация. Р.П. Колосова и Т.А. Медведева отмечают: «С начала 1990-х гг. многие ученые заговорили о становлении сетевой экономики, используя именно этот термин с целью подчеркнуть тот факт, что основное качество экономики информационного общества — организация процесса производства в сети, а не то, что в ней применяются новейшие технологии. Для становления сетевой экономики характерна одновременная трансформация экономики, труда и занятости, социально-трудовых отношений, культуры, политики, государственных институтов и в конечном счете пространства и времени» [Колосова, Медведева, 2015, с. 90].
Сетевая организация вызвана необходимостью преодоления двух недостатков бюрократической организации, в которой:
-
«Центральный элемент имеет возможность отнимать жизненную энергию у подвластных периферических элементов иерархической системы, это отрицательное воздействие постоянно истощает систему, накапливаясь до разрушительных размеров и угрожая возникновением кризисов из-за нарушения ее устойчивости» [Дерябина, 2020].
-
Управление, базирующееся на исполнении заданий и распоряжений сверху (начиная с собственника и руководителя предприятия) вниз (до рядовых сотрудников) — на всех уровнях иерархии базируется на исполнении заданий и распоряжений руководства и соответствующих институтах (правилах игры). При этом в бюрократической структуре практически отсутствует горизонтальный обмен информации, инновации, стратегическое развитие предприятия ограничено компетенциями собственника. Если они и имеют место, то вопреки бюрократической организации — за счет неформальной горизонтальной организации.
Практически же в любом бюрократическом предприятии имеются и вертикальные (иерархические) и горизонтальные (сетевые) структуры, которые находятся в постоянном взаимодействии [Дерябина, 2020], обеспечивающими и рутинную деятельность по извлечению прибыли (хозяйственный оборот), и инновации и развитие. Такую двойную структуру — сетевую (на базе коллегиальности, гетерархии) для целеполагания, и иерархию для целеосуществления — отмечали и Игорь Ансофф [Ансофф, 1999], и Шоджи Шиба [Shiba et al., 1993], и Джон Коттер [Kotter, 2007; 2014].
Ограничение любого предприятия в том, что его финансовый и креативный капитал ограничен капиталом входящих в него людей. Выйти за эти рамки и позволяет сетевая организация. В такой организации создается «цепочка создания ценности, определяющая распределение работ между участниками сетевого предприятия» [Тельнова и др., 2020, с. 40]. Работ, проведение которых невозможно в рамках ни одного из участников, а создание единого предприятия, объединенного с другими — невозможно. Сетевые же организации можно представить как сложные адаптивные системы — «открытые сети автономных, но функционально взаимозависимых агентов, неотделимые от постоянно изменчивой среды (экосистемы сетевых связей), которую генерируют эти агенты в ходе взаимодействий, причем все сетевые партнеры непрерывно адаптируются друг под друга и под данную среду через сигналы обратной связи. Экосистемы, образуемые на основе коллаборации, позволяют агентам комбинировать и постоянно рекомбинировать свои знания и ресурсы, что ведет к появлению технологических и продуктовых инноваций, которые каждый из агентов не в состоянии произвести самостоятельно в соответствии с требованиями глобальной конкуренции» [Смородинская, 2020, с. 154-155].
В сетевых организациях координация деятельности отличается от организации всех рассмотренных форм предприятий тем, что сформированные временем стабильные внутренние институты уступают место внешней коллаборации: договорным рыночным отношениям в которых правила и нормы деятельности сформированы не временем, а договорными правилами между независимыми субъектами деятельности. Как отмечал М. Кастельс [Кастельс, 2000], сетевое предприятие в самом общем — это «система средств которого составлена путем пересечения сегментов автономных систем целей», у которой «суть состоит в замене многоуровневых иерархий кластерами фирм или специализированных бизнес-единиц, которые координируются рыночными механизмами вместо административных» [Алейнова, 2009, с. 162], или вместо кооперативных — в кооперативных предприятиях. Сетевая организация — это сформированная договорным рыночным способом временная организация, состоящая из независимых субъектов (а не предприятие) в которой каждый субъект ориентирован на достижение своей цели в рамках заключенных договоров.
Кооперативные предприятия, как отмечалось, могут эффективно действовать только в самых малых формах и не имеют эффекта масштаба — не могут конкурировать с крупными, даже антагонистическими бюрократическими. Однако сети из кооперативных предприятий – интеграция кооперативов по принципу создания структур сетевого типа во многом решают эту проблему. Такая интеграция позволяет [Хабибуллин, 2018, с, 6]:
-
использовать достоинства кооперативов малых размеров (в частности, оперативно принимать решения; осуществлять упрощенную (по сравнению с предприятиями больших размеров) оценку интенсивности усилий каждого кооператора);
-
повысить эффективность кооперативов за счет их специализации в рамках сети;
-
выстроить технологическую цепочку из специализированных кооперативов и таким образом выйти на большие масштабы производства;
-
снизить риски внутрисетевой специализации (такое снижение обуславливают обязательства партнеров в рамках технологической цепи) и, как следствие, уменьшить риски привлечения заемных средств на развитие специализированного производства.
Во многих случаях сотрудничество между кооперативами приводит к достижению ими различных целей в своем развитии (например, выход на иностранные рынки, увеличение ассортимента продукции, повышение эффективности переработки и распределения и др.) и, как следствие, к росту их экономических показателей.