Бесплатный анализ бизнеса предприятия
Анализ деятельности предприятия
Разработка организационной документации
Разработка и создание вертикали власти предприятия и системы стратегического управления
Корпоративные семинары и семинары-тренинги
Наши публикации разных лет
Менеджмент сегодня №3 2021 Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности
Международный журнал Проблемы теории и практики управления №2, №4, №9, 2020 Построение эффективного предприятия
Менеджмент сегодня №3 2017 Целеполагание и стратегическое управление развитием организации
Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов
Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы
Стратегический менеджмент №4 2014 Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация
Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 Цель предприятия и стратегия ее достижения
Креативная экономика №9 2010 Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия
Основные публикации
|
|
Общие положения деятельности предприятия и базовая организация предприятия
Текст приведен с сокращением. Полный текст в формате PDF .
Естественная малая группа владеет ресурсами группы и управляет ими, осуществляет деятельность в интересах своих членов. Предприятие отличается тем, что оно осуществляет деятельность под управлением собственника предприятия, направленного на достижение его личных целей (личной целью здесь является и развитие своего предприятия). А деятельность, направленная на достижение целей собственника, осуществляется уже наемным персоналом, у которого доминируют свои личные цели. И для того, чтобы персонал мог осуществлять деятельность в интересах собственника, последний должен предоставить ему соответствующие стимулы, которые должны быть осознаны персоналом, которые должны обеспечить необходимые личные результаты. Тогда персонал, получая эти личные необходимые ему результаты, вырабатывает соответствующие «правила игры» как законсервированный положительный опыт деятельности. Соответственно формируемая система стимулов должна обеспечивать достижение персоналом и результатов предприятия, и личных персонала — все зависит от того, как сформирована и как реально работает эта система стимулов. Если в самом общем виде рассмотреть организацию двух базовых институтов с общностью и противоположностью интересов, можно получить две системы стимулов. Если персоналу будет предоставлен такой стимул, как его права собственности на результаты деятельности предприятия (добавленной стоимости), то достижение цели предприятия будет личным результатом и личным интересом его персонала. Здесь мы имеем общность интересов. Если же результаты деятельности предприятия принадлежат его собственнику, а он выплачивает персоналу тот фиксированный объем оплаты труда, который он считает нужным (или просто заранее им заданный), интересы собственника и персонала антагонистичны: «Заработная плата рабочего устанавливается взаимным соглашением между ним и предпринимателем: один старается как можно больше получить, другой — как можно меньше дать» [Сэй, 2000, с. 66]. Персонал старается минимизировать уровень своего труда, минимизируя напряженность труда, или выделяя рабочее время для досуга или деятельности в личных интересах. Здесь мы имеем противоположность интересов. От выбора предприятием своей базовой организации зависит и эффективность деятельности предприятия. При этом, однако необходимо сказать, что эффективность зависит и от капитала собственника, и от капитала персонала, и в определенных случаях эффективным может быть и предприятие с противоположностью интересов. Этот вопрос и будет рассмотрен в дальнейших разделах. И начальный этап этого рассмотрения заключается в разделении функций владения и управления, что необходимо при любой базовой организации предприятия.
__________________ Версия для печати
|
|