Бесплатный анализ бизнеса предприятия
Анализ деятельности предприятия
Разработка организационной документации
Разработка и создание вертикали власти предприятия и системы стратегического управления
Корпоративные семинары и семинары-тренинги
Наши публикации разных лет
Менеджмент сегодня №3 2021 Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности
Международный журнал Проблемы теории и практики управления №2, №4, №9, 2020 Построение эффективного предприятия
Менеджмент сегодня №3 2017 Целеполагание и стратегическое управление развитием организации
Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов
Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы
Стратегический менеджмент №4 2014 Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация
Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 Цель предприятия и стратегия ее достижения
Креативная экономика №9 2010 Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия
Основные публикации
|
|
Стабильность предприятия
Текст приведен с сокращением. Полный текст в формате PDF .
Честер Барнард писал: «Стабильность кооперации зависит от двух условий: a) эффективности; b) рациональности. Эффективность связана с достижением кооперативной цели: социальной и неличной. Рациональность связана с удовлетворением личных мотивов и носит личный характер. Критерием эффективности является достижение общей цели (целей); ее можно измерить. Критерием рациональности является то, удалось ли привлечь к кооперации достаточное количество людей» [Барнард, 2009]. По Герберту Саймону стабильность, целостность и эффективность предприятия определяется не только оплатой труда и системой мотивации — «Трудовые отношения – это договор особого рода, эффективность которого зависит от склонности человека идентифицировать себя с организационными целями. Он хорошо работает в той мере, в какой такая идентификация создается и поддерживается. Механизм альтруизма обеспечивает основной механизм для создания и поддержания идентификации» [Simon, 2005, p. 103]. Поэтому «организационная идентификация, обеспечивающая поведение в поддержку целей организации [альтруизм], выходящее далеко за рамки того, что может быть получено в результате правоприменения и вознаграждения и наказания [эгоизм], является важной основой эффективности крупных организаций в осуществлении экономической деятельности» [Simon, 1962, p. 100]. Если в предприятии имеется единство интересов и общая распределительная цель — «возникает координация и кооперация», в противном случае — «конфликт интересов, антагонизм, вражда и дезорганизация» [Барнард, 2009]. Понятно, что во втором случае стабильность предприятия может быть обеспечена только при уровне оплаты труда в нем существенно выше среднерыночного, компенсирующего отмеченные Честером Барнардом издержки.
В целом, «устойчивость организаций зависит от качества их лидеров, которое зависит от качества этических принципов, на которых оно основано» [Барнард, 2009]. От тех принципов, которые собственник заложит в основу своего предприятия.
Необходимо также отметить, что при капитализме производительные силы предприятий намного превышают потребности потребителей, возникают даже кризисы перепроизводства. Необходимо не только производство продукции, а и «"производство" потребностей аналогично производству благ. Как мы отмечали выше, необходимая для создания спроса на благо реклама, в том числе и дутая, умение показать товар лицом в причинно-следственном аспекте ничем не отличаются от органически присущей самому товару полезности» [Найт, 2003]. При этом кризисы перепроизводства новой продукции не возникают — просто уничтожается «устаревшая продукция». Поэтому любому предприятию необходимо вкладывать свои ресурсы в "производство" потребностей — в различные виды рекламы. Иначе не выживает ни одно рыночное предприятие.
__________________ Версия для печати
|
|