|
ООО "КОРПСИС" +7 (495) 998-85-99
|
|
|
В современной конкурентном мире, для отстаивания своего достойного места, высокого имиджа, каждому предприятию необходимо постоянное развитие. В этом направлении наша компания с 2006 года проводила консалтинговые услуги по повышению эффективности наших предприятий. При этом мы постоянно сочетали теорию и практику разрабатывая и апробируя необходимую методику. В итоге мы получили необходимый инструмент: "Единую солидарную систему регламентов – ЕССР".
Эта методика научно обоснована трудами классиков и лауреатов Нобелевских премий по экономике, полностью открыта PDF , PDF , проста и даже самоочевидна.
Охватывает и все уровни иерархии, и все необходимые факторы деятельности. Имея такой инструмент, наши консалтинговые услуги обеспечивают нашим заказчикам:
-
Неразрывную вертикаль власти в предприятии: от собственника до каждого рядового сотрудника. Вертикаль – направленную на достижение целей предприятия.
-
Самоорганизацию коллектива на достижение целей предприятия – высокую корпоративную культуру.
-
Повышение эффективности предприятий наших заказчиков до максимально возможных значений. В среднем 2-4 раза, в зависимости от ситуации, и более.
-
Снижение в 2-3 раза загрузки руководителей и повышение эффективность управления предприятием.
Ни одна консалтинговая компания не имеет системной методики организации и не может обеспечивать Вам подобных результатов.
Требуются консультанты, имеющие опыт руководящей работы и знание "Единой солидарной системы регламентов – ЕССР" Email: info@corpsys.ru
|
|
|
Текст приведен с сокращением. Полный текст в формате PDF .
Предприятие — это социальная система, а «система должна мыслиться и задаваться как нечто изначальное по отношению к элементам» [Юдин 1986, с. 39]. При этом система должна изначально мыслиться собственником. Ведь «Организации создаются для того, чтобы преследовать цели своих создателей» [Норт, 1997a, с. 97]. При этом собственник не может задать все положения внешних институтов всех руководящих и рабочих групп предприятия — у него не хватит ни времени, ни возможностей. И первая его задача — это сформировать ключевые положения своего бизнеса [Жемчуговы, 2017c; 2018a; 2020a; 2022] — внешний институт высшей руководящей группы — и найти топ-менеджеров которые, во-первых, соответствуют этим положениям, разделяют и принимают их, во-вторых, которые при соответствующих условиях способны сформировать организацию [Пригожин 2017, с. 792]. Далее эти руководители могут уже сформулировать внешние институты уже следующего уровня иерархии, и так до уровня рабочих подразделений. «Именно индивиды как члены организаций принимают решения, которые изменяют правила игры» [Норт, 2010], а на этапе создания предприятия создают эти правила игры.
При этом «социальное бытие человека больше чем совокупность его нужд или тех или иных социальных потребностей, по той простой причине, что люди не довольствуются жизнью в обществе и его воспроизводством, как другие социальные животные; они должны создавать общество, чтобы жить» [Годелье, 2007, с. 48]. Человек, коллектив, создает предприятие как социум, ориентированный на свои внутренние интересы, а не на интересы собственника, ведь в этом социуме он проводит большую часть своей сознательной жизни. Создает внутренние институты, ориентированные на личные цели.
Только этот процесс формирования внутренних институтов всех уровней иерархии зависит от того, какие ключевые положения бизнеса закладывает собственник, какое предприятие строит собственник: бюрократическое с противоположностью интересов, с отклонением от бюрократического и некоторым единством интересов, или небюрократическое с единством интересов (или с некоторыми отклонениями от этого единства). Поэтому конкретные вопросы создания предприятия зависят от ключевых положений собственника — от внешнего института высшей руководящей группы.
Какие ключевые положения бизнеса должен собственник заложить для того, чтобы предприятие обеспечивало достижение его целей. К основным можно отметить положения по следующим направлениям:
-
Общие цели предприятия, индивидуальные для каждого собственника.
-
Необходимо определить рыночную нишу предприятия — продукцию предприятия и ее потребителя. Ведь достичь свои цели собственник может только за счет производства и реализации продукции. Также необходимо определить основные положения технологий и средств производства, требования к поставщикам. Необходимо отметить, что в отмеченных направлениях собственнику необходимы высокие компетенции, иначе у него с топ-менеджерами будет высокая асимметрия информации и они могут использовать ее в личных целях.
-
Необходимо конкретизировать права собственности персонала, на которой в том числе, базируется и система оплаты труда, во многом определяющую систему управления предприятием [Хаммер, Чампи, 2006].
-
Выбор типа организации предприятия: административная бюрократическая, кооперативная, партнерская, либеральная, сетевая.
-
Общие положения организационной структуры предприятия, определяющей распределение труда в предприятии и систему власти, и системы бизнес-процессов, определяющей координацию деятельности руководителей и их подразделений.
-
Системы целеполагания и целеосуществления, которые определяют всю деятельность любого предприятия.
-
Процессная или проектная организация.
-
Стратегическое управление с предсказанием развития ситуации и анализом альтернатив, или оперативное только по текущей ситуации — «текучка». Давно уже всеми признана необходимость стратегического управления, однако в нашей стране многие предприятия осуществляют деятельность в режиме «текучки».
-
Определить ориентацию на коллективистскую или индивидуалистическую деятельность персонала. В разных странах доминируют различные ориентации: в восточных коллективистская, в западных — индивидуалистическая.
-
Система управления финансами. При ее отсутствии эффективность деятельность любого предприятия существенно ограничена.
-
Любая оптимизация деятельности требует критерия эффективности. Ведь результирующая организация будет зависеть от применяемого критерия. А без критерия эффективности возможно создание и повышение эффективности предприятия только методом проб и ошибок — требующего больших затрат времени и огромных издержек, как материальных, так и моральных.
-
Другие возможные положения.
В ключевых положениях бизнеса необходимо конкретизировать только общие положения бизнеса, а внешние институты предприятия и топ-менеджеров окончательно формулировать уже с топ-менеджерами. Положения нижних уровней формируют уже топ-менеджеры совместно с руководителями подчиненных структурных подразделений — они обладают большими компетенциями на своих местах, и им работать по этим положениям.
Как уже отмечалось, элементы системы ключевых положений взаимозависимы. Основные зависимости между ними приведены на рис. 3.
Рисунок 3. Основные положения системы ключевых положений бизнеса
Практически ключевых положений бизнеса может быть больше, здесь приведены только основные необходимые и достаточные ключевые положения бизнеса и основные их взаимосвязи. Эти ключевые положения после их выбора и определения необходимо согласовать с топ-менеджерами, формируя ключевые положения предприятия (внешний институт предприятия), а далее сформировать ключевые положения структурных подразделений (их внешние институты) на всех уровнях иерархии предприятия - сформировать внешний институт предприятия как иерархическую систему. При этом необходимо отметить, что реально исполняемые институты (внутренние институты) коллективы формирует самостоятельно, при правильно сформулированной системе ключевых положений — в рамках этой системы внешних институтов. При этом контроль института предприятия - это контроль внутреннего института на соответствие внешнему.
Методика создания предприятия во многом зависит от принятой собственником организации предприятия. В самом общем виде создание предприятия содержит следующие шаги.
-
Собственник формирует ключевые положения своего бизнеса, исходя из своих собственных целей, интересов, компетенций, возможностей.
-
Собственник подбирает руководителя предприятия, который разделяет и свободно принимает ключевые положения бизнеса собственника. Они согласуют и конкретизируют эти ключевые положения исходя из интересов обеих сторон, предварительно формируя внешний институт предприятия. Определяют общие предвидимые результаты предприятия, конкретные права собственности руководителя на эти результаты. Также предварительно определяют ключевые положения деятельности структурных подразделений топ-менеджеров (их внешних институтов).
-
Собственник совместно с руководителем предприятия производят подбор топ-менеджеров, которые свободно разделяет выработанные ключевые положения предприятия и их подразделений. Они совместно окончательно согласовывают внешний институт предприятия. Предварительно определяют ключевые положения подчиненных подразделений (их внешние институты), систему оплаты труда и мотивации топ-менеджеров.
-
Руководитель предприятия совместно с топ-менеджерами производит отбор руководителей следующего уровня иерархии, которые разделяют ключевые положения предприятия и подразделений. Руководитель предприятия с каждым из топ-менеджеров уточняют и конкретизируют ключевые положения их подчиненных подразделений (внешние институты), определяют предвидимые результаты подразделений, системы оплаты труда и мотивации руководителей.
-
Далее процесс осуществляется рекурсивно вплоть до рабочих групп.
Так формируется и кадровый состав всех руководящих и рабочих групп предприятия, одновременно формируется структура, основные бизнес-процессы, иерархическая система внешних институтов руководящих и рабочих групп предприятия. Причем, при соответствующем отборе персонала и согласовании — институты, соответствующие интересам всех участников деятельности. При такой системе каждый субъект деятельности (структурное подразделение) имеет свободу в рамках сформированного совместно с ним и принятого им института. И деятельность предприятия осуществляется не только на власти и необходимом ограничении свобод, а на возможной самоорганизации коллективов с минимальном ограничением их свобод.
__________________ Версия для печати
:
|
|
|