О КОМПАНИИ | НАША МИССИЯ | УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
      Финансовые гарантии качества и результата в наших договорах
Гайд по организации и управлению предприятием 2022
Разработка организационной документации
Повышение эффективности предприятия
Мотивация персонала
Развитие организационной структуры
Семинары и тренинги
Наши статьи
Статьи 2019-2022 в формате PDF

       

Удаленные консультации по управленческому консалтингу

Консалтинговое сопровождение проектов заказчика

Разработка эффективной организационной документации

Наши консалтинговые проекты

Коммерческое предложение по повышению эффективности деятельности предприятия

Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг

Наши семинары и тренинги


Наши публикации разных лет

Менеджмент сегодня №3 2021 Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №2, №4, №9, 2020 Построение эффективного предприятия

Менеджмент сегодня №3 2017 Целеполагание и стратегическое управление развитием организации

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы

Стратегический менеджмент №4 2014 Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 Цель предприятия и стратегия ее достижения

Креативная экономика №9 2010 Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
Начало
Гайда
(260)ГАЙД ПО ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЮ ПРЕДПРИЯТИЕМ
А.М. Жемчугов, М.К. Жемчугов, февраль, 2022

3.4.1.4. Реальный внутренний институт бюрократического предприятия

Текст приведен с сокращением. Полный текст в формате  PDF .

Макс Вебер отмечал: «Любое хозяйствование в экономике обмена предпринимается и реализуется единичными субъектами с целью удовлетворения их собственных — идеальных или материальных — интересов» [Вебер, 2016], а не удовлетворении интересов собственника и вышестоящих руководителей — исполнения их заданий и распоряжений (и они исполняются только тогда, когда в их интересах оставаться в предприятии, а не быть уволенным). Как отмечалось выше, любая совместная деятельность людей — их реальные производственные отношения — строится на базе первичных неформальных экспрессивных отношений в малых группах. В иерархических предприятиях — в руководящих и рабочих малых группах.

Как отмечал Людвиг фон Мизес: «бюрократическое ведение дел представляет собой способ руководства, при котором необходимо подчиняться детальным правилам и нормам, установленным властью вышестоящего органа» [Мизес 2019, с. 292], такой, при котором любой руководитель предприятия «подчиняется безличному порядку, в соответствии с которым ориентирует свои распоряжения» [Вебер, 2016]. Делегированию полномочий, личной инициативе и самоорганизации нет места в бюрократическом предприятии. Каждый должен подчиняться формальному институту предприятия и распоряжениям своего руководства. Только «предприятие не имеет, ни полномочий, ни дисциплинарных мер, ни малейшего отличия от обычных рыночных контрактов между любыми двумя людьми» [Alchian, Demsetz, 1972, p. 777] и «человек сам решает, работать или бездельничать, в зависимости от того, во сколько ему обойдется его выбор» [Акерлоф, Шиллер, 2010, с. 136–137]. Рациональная бюрократия Макса Вебера базируется на протестантской этике, на «духе капитализма» [Вебер Дух, 2016], у современных же бюрократов скорее присутствует дух наживы: каждый рационален только по отношению к своим личным интересам.

В предприятии реально действуют только те положения внешних институтов, которые имплементированы в сформированные коллективом институты, направленные на достижение личных целей, и те формальные положения, которые обеспечиваются реально действующей системой санкций (поддерживающих и запрещающих), что и было показано в разделе 3.1.2. «Бизнесу понадобилось много времени, чтобы понять, что неформальная система знаний и влияния в бизнесе часто более важны, чем официальная организационная иерархия» [Андреас, 2010, с. 256]. Таким образом, бюрократическое предприятие не может иметь самоорганизации и самоуправления (точнее они будут направлены на достижение внутренних личных целей коллектива), инноваций, всегда будет иметь результаты предприятия на уровне среднерыночных (при соответствующем рынку труда уровне результатов персонала). При этом невидимая рука Адама Смита, движущая предприятием в исполнении своего предназначения — «это статус феноменов культуры, существование которых и эволюция в конечном счете не зависят от индивидуального сознания» [Антипов, 2017, с. 148]. Но она не зависит и от внешнего института предприятия — зависит от культуры коллектива как законсервированного положительного личного опыта малых руководящих и рабочих групп предприятия.

Таким образом, реально функционирующий внутренний институт предприятия определяется коллективом предприятия — определяется теми формальными положениями, которые находятся в сфере интересов коллектива, и тех, которые не соответствуют, но реально поддерживаются санкциями. При этом первые работают на подсознательном уровне с малыми трансакционными издержками, вторые, поскольку человек ищет пути обхода санкций — с большими издержками.


__________________
Версия для печати


Мы будем рады ответить на Ваши вопросы по статье "ГАЙД ПО ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЮ ПРЕДПРИЯТИЕМ", рассмотреть Ваши замечания и отзывы. Отвечает главный специалист Жемчугов Михаил, к.т.н.
Имя
Текст


Последние вопросы, ответы, комментарии к статьям сайта
Как связаны подразделения предприятия между собой и какие функции они выполняют?


20.06.2022 22:15   Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.   Статья: Взаимосвязь структурных подразделений организации

Подразделения связаны между собой в соответствии с принятой в предприятии системой разделения труда. Только важны не выполняемые ими функции, а их конкретные результаты, результат предприятия в целом.



Наши новые статьи

05.07.2022 Основная проблема организации и управления предприятием и ее разрешение ВИНИТИ РАН 04.07.2022. No 30-В2022
В статье рассмотрена основная проблема организации и управления предприятием и практические пути ее разрешения ... далее

19.05.2022 Институты, механизмы и сущность предприятия как детерминанты его эффективности и развития Журнал "Менеджмент сегодня" 2022. № 1. С. 24-38
В статье анализируются сущность предприятия, институты и механизмы его деятельности, детерминанты и практические методики повышения его эффективности. Авторы ... далее

04.03.2022 Консалтинговое сопровождение проектов организации и управления предприятия заказчика
В статье рассмотрены пять видов основных услуг организационного и управленческого консалтинга. Показан наиболее эффективный интегральный вид, объединяющий ... далее

  

ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС»)
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Адрес: 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, с. 7, оф. 29
Тел. 8 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru





© ООО «КОРПСИС», 2006-2022