Бесплатный анализ бизнеса предприятия
Анализ деятельности предприятия
Разработка организационной документации
Разработка и создание вертикали власти предприятия и системы стратегического управления
Корпоративные семинары и семинары-тренинги
Наши публикации разных лет
Менеджмент сегодня №3 2021 Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности
Международный журнал Проблемы теории и практики управления №2, №4, №9, 2020 Построение эффективного предприятия
Менеджмент сегодня №3 2017 Целеполагание и стратегическое управление развитием организации
Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов
Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы
Стратегический менеджмент №4 2014 Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация
Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 Цель предприятия и стратегия ее достижения
Креативная экономика №9 2010 Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия
Основные публикации
|
|
Роль кадрового состава в бюрократической системе
Текст приведен с сокращением. Полный текст в формате PDF .
Поскольку институты средних и нижних уровней предприятия разрабатываются самими руководителями подразделений, особую роль в бюрократическом предприятии играет кадровый состав персонала. И «бюрократия — это не только способ осуществления работы в учреждениях и не только специфически организованный, по определенным критериям отобранный слой служащих» [Спиридонова, 1997]. И здесь моральные критерии могут быть важнее профессиональных: «Моральные качества соискателя управленческой должности были главным критерием отбора и продвижения талантов в Китае и Корее на протяжении более 1000 лет» [Воробьева, 2021, с. 251]. Ведь профессиональные качества приобретаются обучением, а моральные — всей предысторией человека. И чем больше предприятие, тем значительнее эта проблема, ведь «издержки бюрократического контроля лавинообразно нарастают по мере увеличения размеров организации» [Коуз, 2007, с. 206], а также и по мере повышения степени интеллектуальности труда. Соответственно в бюрократии Макса Вебера именно «этика обретает определяющее влияние на жизненное поведение и тем самым на хозяйство» [Вебер, 2016a Избранные, с. 59].
Только этика может повысить эффективность бюрократического предприятия выше среднерыночного. Но тогда перед персоналом встанет дилемма: приверженность высокой этике ради повышения лишь результатов собственника при низком уровне собственной жизни, или более высокий уровень жизни за счет ограничения результатов собственника (использования асимметрии информации и остаточных прав контроля активов в личных целях) — определенной жертвы этикой. Когда вопрос касается не собственника, а общества, государства, этика в большинстве работает и человек в определенной мере жертвует собственными интересами. Когда же вопрос касается интересов какого-то другого индивида, таких жертв практически не наблюдается. При этом «многие люди ограничены моральными и этическими соображениями и что они не совершают преступлений, когда это выгодно и когда нет опасности их обнаружения» [Becker, 1993, p. 5]. Но преступлений, а не снижения уровня своего труда до среднерыночного.
__________________ Версия для печати
|
|