Бесплатный анализ бизнеса предприятия
Анализ деятельности предприятия
Разработка организационной документации
Разработка и создание вертикали власти предприятия и системы стратегического управления
Корпоративные семинары и семинары-тренинги
Наши публикации разных лет
Менеджмент сегодня №3 2021 Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности
Международный журнал Проблемы теории и практики управления №2, №4, №9, 2020 Построение эффективного предприятия
Менеджмент сегодня №3 2017 Целеполагание и стратегическое управление развитием организации
Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов
Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы
Стратегический менеджмент №4 2014 Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация
Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 Цель предприятия и стратегия ее достижения
Креативная экономика №9 2010 Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия
Основные публикации
|
|
Механизмы деятельности бюрократического предприятия
Текст приведен с сокращением. Полный текст в формате PDF .
Коллектив любой руководящей и рабочей группы предприятия формирует правила игры так, чтобы оптимально осуществлять в ней свою жизнедеятельность [Годелье, 2007], в первую очередь обеспечивать личные результаты, а не направлять свою деятельность на достижение результатов внешних субъектов (будь то вышестоящая руководящая группа, собственник предприятия. Но при этом каждый подчиненный вынужден обеспечить и лояльность руководителя (без чего он просто будет уволен) — найти компромисс. На высшем уровне лояльность определяется по субъективной оценке результатов, получаемых собственником — и только он лично заинтересован в производственных результатах. Далее, по иерархии, по субъективной оценке результатов, получаемых руководителями от подчиненных — производственной составляющей результатов, необходимой для обеспечения лояльности вышестоящего руководителя. И деятельность наемного персонала направлена на интересы предприятия «лишь постольку, поскольку она принимает в расчет поведение третьих лиц» [Вебер, 2016] — без этого механизм бюрократического предприятия работать не будет. Механизм базируется на оценке деятельности персонала сверху в результате чего и каждый уровень бюрократического управления, и, в конечном итоге, рядовой персонал, направляется на достижение целей изначально формулируемых, а далее опосредованно (но ограниченно), контролируемых собственником. В конечном итоге, как отмечает Элинор Остром: «задача организации коллективных действий решается одним-единственным индивидом, доход которого прямо зависит от генерируемого прироста богатства. <...> непосредственную ответственность за обеспечение необходимых изменений в институциональных правилах координации деятельности несет внешнее лицо» [Остром, 2010b]. Этим внешним лицом в бюрократическом предприятии является только собственник. А у руководителя предприятия, и других руководителей, доход не зависит от прироста богатства предприятия — прямо зависит только лояльность собственника и вышестоящих руководителей и имеет определяющее значение только при высоком уровне оплаты труда — существенно более высоким, чем в среднем по рынку труда.
Таким образом, механизм, обеспечивающий направленность деятельности персонала на достижение целей предприятия, обеспечивается тем, что цели, которые ставит любой руководитель перед своим коллективом определяются угрозой его увольнения при несоответствии оценки результатов подразделения вышестоящим руководителем, в конечном итоге – собственником. И он тем эффективнее, чем выше уровень оплаты труда по отношению к среднерыночному (чем выше для руководителя опасность увольнения). При недостаточном же уровне оплаты труда предприятие будет иметь асимметрию информации и использование остаточных прав контроля активов предприятия в личных интересах персонала.
__________________ Версия для печати
|
|