24
Первичные группы — это экспрессивные группы, обеспечивающие своим членам «производство» только эмоциональных результатов14. В экспрессивных группах между их членами имеется только «психологический обмен» [Кричевский, Дубовская, 2001], обмен нематериальными ценностями. Когда же такая социальная группа сформирована, когда ее члены узнали друг друга, когда между ними возник определенный уровень доверия, это позволяет ее членам проводить и материальный дарообмен15, а далее и проводить совместную деятельность с разделением труда (отдельных его функций16), возникает инструментальная группа17. И «как только мы совершили первый акт кооперации, мы уже связаны, и регулирующее действие общества простирается на нас» [Дюркгейм, 1991, с. 205] — члены группы становятся взаимозависимы. При этом «наиболее поразительное следствие разделения труда состоит не в том, что оно увеличивает производительность разделенных функции, но в том, что оно делает их солидарными. ... Связываются между собой индивиды, которые без этого были бы независимы; вместо того что бы развиваться отдельно, они соединяют свои усилия; они солидарны, и не той солидарностью, которая действует только в короткие мгновения обмена услугами, но солидарностью, простирающейся гораздо дальше этого» [Дюркгейм, 1991, с. 62]. Такую солидарность Дюркгейм назвал органической, в отличие от механической солидарности первичных групп. В первичной группе каждый ее член может уклониться от деятельности или выйти из группы без последствий для группы. В инструментальной группе это приводит к серьезным последствиям для всей группы — именно для этого и требуется доверие. «Если разделение труда производит солидарность, то ... потому, что создает между людьми целую систему прав и обязанностей, надолго связывающих их друг с другом. Точно так же, как социальные сходства дают начало праву и нравственности защищающим их, разделение труда дает
________
14 Наличие положительных эмоций при контактах в группе может рассматриваться и как средство отождествления личности с определенной группой, общностью, культурой [Лабунская, 1999]. При этом «принадлежность к экспрессивной группе движений зависит от того оказывают ли они в первую очередь воздействие на самих участвующих в них людей и их установок и убеждений, а не на окружающую объективную социальную реальность» [Саенко, 2021, с. 104].
15 При этом «дар – это не только что-то полезное, он должен содержать некое духовное сообщение... путем дарения создаются духовные взаимоотношения» [Хорват, 2003, с. 46]. Дары создают «чувственную связь», а товарный обмен – нет [Bell, 1991].
16 Именно специализация членов группы на свои функции и обеспечивает эффективность малой группы [Дюркгейм, 1991].
17 «Разделение труда может происходить только между членами уже установившегося общества» [Дюркгейм, 1991, с. 257].
24
Стр. 23 < СОДЕРЖАНИЕ > Стр. 25