Ж: Жизненный цикл продукта, Жизненный цикл товара на рынке
Жизненный цикл продукта (Life cycle of a product)
Все этапы «жизни» продукции. Включает этапы от инновационной идеи создания продукта до его утилизации.
Стандарт ИСО 9004-1 определяет следующие типичные этапы жизненного цикла:
а) маркетинг и изучение рынка;
b) проектирование и разработка продукции;
с) планирование и разработка процессов;
d) закупки;
е) производство или предоставление услуг;
f) проверки;
g) упаковка и хранение;
h) реализация и распределение;
i) монтаж и ввод в эксплуатацию;
j) техническая помощь и обслуживание;
k) послепродажная деятельность;
l) утилизация или переработка продукции в конце полезного срока службы.
Жизненный цикл товара на рынке (Merchandise life-cycle)
Впервые концепция жизненного цикла товара была изложена Теодором Левитом в 1965 году. Он сравнивает жизнь товара с человеческой жизнью и предполагает, что товар рождается (выводится на рынок), развивается (растет объем торговли), взрослеет (обретает зрелость на рынке) и умирает (уходит с рынка).
Смысл этой концепции сводится к тому, что каждый товар производится и живёт на рынке определённое время, т.е. имеет свой жизненный цикл. Любой товар рано или поздно вытесняется с рынка другим товаром. Новым товаром, который будет более отвечать новым возрастающим потребностям и ожиданиям потребителей.
Понятие жизненного цикла товара применяется как к конкретным товарам, так и к классам и подклассам товаров, и даже к торговой марке.
В зависимости от уровня спроса на продукцию, её качества и особенностей рынка жизненный цикл конкретного товара длиться от нескольких дней до нескольких десятков лет.
Фазы жизненного цикла товара:
- Внедрение или выход на рынок - период медленного роста сбыта по мере выхода товаров на рынок.
- Фаза развития, роста продаж - фаза признания товара потребителем. Характеризуется она существенным увеличением объема продаж и возрастания его прибыли.
- Фаза зрелости - период постепенного замедления темпов прироста продаж в связи с тем, что товар уже воспринят большинством потенциальных покупателей.
- Фаза насыщения - рост продаж прекращается. Цена сильно снижается. На этой фазе часто проводится совершенствование товара и технологии его изготовления. Часто эту фазу соединяют с этапом зрелости по той причине, что четкого различия между ними нет.
- Фаза спада - период резкого снижения объема продаж и прибыли.