ООО "КОРПСИС"
+7 (495) 998-85-99
О КОМПАНИИ | НАША МИССИЯ | УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
Организация эффективной деятельности предприятия
Разработка организационной документации
Повышение эффективности предприятия
Мотивация персонала
Семинары и тренинги
Наши статьи 2010-2024
Статьи 2019-2024 в формате PDF



       

Бесплатный анализ бизнеса предприятия

Анализ деятельности предприятия

Разработка организационной документации

Разработка и создание вертикали власти предприятия и системы стратегического управления

Корпоративные семинары и семинары-тренинги


Наши публикации разных лет

Менеджмент сегодня №3 2021 Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №2, №4, №9, 2020 Построение эффективного предприятия

Менеджмент сегодня №3 2017 Целеполагание и стратегическое управление развитием организации

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы

Стратегический менеджмент №4 2014 Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 Цель предприятия и стратегия ее достижения

Креативная экономика №9 2010 Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
Итог наших консалтинговых исследований 2006-2024 годов
(97)Эффективная организация деятельности и развития предприятия. Концепция и практическая методика (Гайд III) ВИНИТИ РАН, 27.03.2024. № 8. 379 с. Литература 816 источн.
(41)Максимальная эффективность деятельности предприятия. Концепция и практическая методика. ВИНИТИ РАН, 15.04.2024. № 10. 33 с. (доработанное описание методики по главе VII Гайд III)

Проблема мотивации персонала. Ключевые положения предприятия и подразделения

Начало статьи   А.М. Жемчугов, М.К. Жемчугов
Мотивация и оплата труда. 2018. №4

КЛЮЧЕВЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ И ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ КАК ВНУТРЕННИЙ МОТИВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Собственник не может в полной мере контролировать деятельность предприятия даже в том случае, если является руководителем. Она во многом определяется институциональной средой, и ее созданием должен управлять собственник. Ему следует сформулировать и создать такие ключевые положения, при которых будет обеспечено развитие предприятия и достижение максимальных результатов. Однако это возможно только в том случае, если эти ключевые положения будут обеспечивать и максимизацию личных результатов сотрудников — только тогда они будут внутренними мотивами деятельности коллектива.

На верхнем уровне собственником и коллективом должны быть совместно сформулированы ключевые положения предприятия в целом, на нижних — конкретизированы ключевые положения конкретных подразделений со своими частными направлениями деятельности, разработана иерархия формальных актуальных норм и принципов деятельности. «Формальные правила включают политические (и юридические), экономические правила и контракты. Иерархия этих правил — от конституций до статутов (законодательных актов) и обычного права, до законодательных постановлений и распоряжений и, наконец, до индивидуальных контрактов — составляет общие и конкретные ограничения» [4, с. 68].

Политические правила определяют иерархическую структуру власти и наиболее важные характеристики контроля над процедурами. Экономические правила устанавливают права собственности. Контракты содержат условия конкретных соглашений, поэтому «те формы организаций, которые они создают при заключении конкретных контрактов, проистекают из структуры прав собственности» [4, с. 74]. Высший уровень иерархии — ключевые положения предприятия, «конституция», основная идеология предприятия, которая опирается на перспективные цели развития и предприятия, и коллектива: «Ключевая идеология должна быть значимой и вдохновляющей исключительно для людей внутри организации... сотрудники внутри организации должны быть преданы ее целям и ценностям» [14, с. 225]. Понятно, что у людей могут быть самые разные идеалы и интересы, и на формирование идеологии влияет кадровый состав: «Ясная и четко сформулированная идеология привлекает в компанию тех людей, чьи личные убеждения совпадают с ее ценностями, и наоборот, отталкивает тех, чьи убеждения противоречат им... отдельные сотрудники предпочтут уйти, когда станет ясно, что они по своим личным качествам несовместимы с сутью организации — положительное очищающее действие, которого не следует избегать» [14, с. 225]. Таким образом, собственник должен подбирать коллектив, в первую очередь топ-менеджеров — партнеров-единомышленников, на базе своих ключевых положений.

Число ключевых положений ограничено, это:

  • общие цели предприятия;
  • положения, связанные с рыночной нишей, для работы в которой собственник имеет необходимые компетенции;
  • общие нормы и принципы совместной деятельности.

Если такие положения не будут действовать, то вся власть на предприятии сосредоточится в руках топ-менеджеров, а не собственника, и деятельность будет вестись в их интересах. Как отметил еще А. Смит, при этом собственникам остается только жить, «довольствуясь получением такого полугодового или годового дивиденда, какой директора сочтут нужным выдать им» [15, с. 691], и одна из основных задач ключевых положений собственника — это подбор руководящих кадров, «важнейшая из проблем эффективности экономической организации в том и состоит» [16]. Когда топ-менеджеры определены, необходимо вместе с ними выработать ключевые положения для всего предприятия.

При целеполагании каждый топ-менеджер и его структурное подразделение получает свое конкретное направление деятельности в рамках предприятия, соответственно, каждому такому подразделению (а далее и подразделениям нижних уровней иерархии) необходимы свои более конкретные (но в рамках ключевых положений предприятия) ключевые положения, позволяющие ставить максимальные цели и достигать их. Основные положения первоначально, как и собственник, формирует топ-менеджер, а далее он совместно с подчиненными ему руководителями (на нижнем уровне — с рядовыми сотрудниками) создает ключевые положения деятельности подразделений.

Подобным образом формируются ключевые положения деятельности предприятия. «Формальная институциональная структура общества состоит из конституционного каркаса в самом широком понимании, то есть из структуры, которая определяет, как должна разыгрываться политическая и экономическая игра» [17, с. 84]. На предприятии она определяет, как и насколько эффективно будет осуществляться его деятельность [4, 18].

Отметим, что ключевые положения деятельности определяют, как будут проводиться целеполагание и целеосуществление, и не опираются на конкретные текущие цели — они являются долговременными, но развиваемыми.

Таким образом, партнерская организация — это социальная общность людей с едиными нормами и принципами деятельности. Формированию этой общности служат ключевые положения собственника.

Коллективное целеполагание с внутренней мотивацией << СОДЕРЖАНИЕ >> Целеполагание с внутренней мотивацией на достижение экономических результатов предприятия

 


__________________
Версия для печати


Последние новости

15.07.2023
Договор консалтинговых услуг по комплексной организации деятельности группы компаний «Тахограф Мастер»
28.06.2023
Проведены работы по Договору оказания консультационных услуг с группой компаний "Киргу"
26.02.2023
Завершен 1-й этап Договора консультационных услуг с "ГК ВЕКТОР"


Наши новые статьи

18.04.2024 Построение и анализ организационной структуры предприятия
В статье проведен современный анализ вопросов построения и анализа организационной структуры предприятия. Рассмотрена фундаментальная проблема сопротивления ... далее

16.04.2024 Максимальная эффективность деятельности предприятия. Концепция и практическая методика
Аннотация ... далее

27.03.2024 Эффективная организация и развитие предприятия. Концепция и практическая методика (Гайд III) Деп. ВИНИТИ РАН 27.03.2024, № 8-В2024
Гайд III ... далее


  
ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС») г. Москва
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества

Тел. +7 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru
© ООО «КОРПСИС», 2006-2024