О КОМПАНИИ | НАША МИССИЯ | УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
Два научно обоснованных практических пути повышения эффективности
Повышение эффективности предприятия
Мотивация персонала
Развитие организационной структуры
Разработка организационной документации
Семинары и тренинги
Наши статьи
 
Термины и определения

       

Удаленные консультации по управленческому консалтингу

Удаленная разработка организационной документации

Наши консалтинговые проекты

Коммерческое предложение по разработке эффективной организационной документации

Коммерческое предложение по повышению эффективности деятельности предприятия

Коммерческое предложение по созданию эффективной системы мотивации

Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг

Наши семинары и тренинги


Наши публикации разных лет

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №9 2020 Построение эффективного предприятия»

Менеджмент сегодня №3 2017 «Целеполагание и стратегическое управление развитием организации»

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы»

Стратегический менеджмент №4 2014 «Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация»

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 «Цель предприятия и стратегия ее достижения»

Креативная экономика №9 2010 «Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия»

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
21.12.2018

Проблема мотивации персонала. Ключевые положения предприятия и подразделения

Начало статьи   А.М. Жемчугов, М.К. Жемчугов
Мотивация и оплата труда. 2018. №4

КЛЮЧЕВЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ И ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ КАК ВНУТРЕННИЙ МОТИВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Собственник не может в полной мере контролировать деятельность предприятия даже в том случае, если является руководителем. Она во многом определяется институциональной средой, и ее созданием должен управлять собственник. Ему следует сформулировать и создать такие ключевые положения, при которых будет обеспечено развитие предприятия и достижение максимальных результатов. Однако это возможно только в том случае, если эти ключевые положения будут обеспечивать и максимизацию личных результатов сотрудников — только тогда они будут внутренними мотивами деятельности коллектива.

На верхнем уровне собственником и коллективом должны быть совместно сформулированы ключевые положения предприятия в целом, на нижних — конкретизированы ключевые положения конкретных подразделений со своими частными направлениями деятельности, разработана иерархия формальных актуальных норм и принципов деятельности. «Формальные правила включают политические (и юридические), экономические правила и контракты. Иерархия этих правил — от конституций до статутов (законодательных актов) и обычного права, до законодательных постановлений и распоряжений и, наконец, до индивидуальных контрактов — составляет общие и конкретные ограничения» [4, с. 68].

Политические правила определяют иерархическую структуру власти и наиболее важные характеристики контроля над процедурами. Экономические правила устанавливают права собственности. Контракты содержат условия конкретных соглашений, поэтому «те формы организаций, которые они создают при заключении конкретных контрактов, проистекают из структуры прав собственности» [4, с. 74]. Высший уровень иерархии — ключевые положения предприятия, «конституция», основная идеология предприятия, которая опирается на перспективные цели развития и предприятия, и коллектива: «Ключевая идеология должна быть значимой и вдохновляющей исключительно для людей внутри организации... сотрудники внутри организации должны быть преданы ее целям и ценностям» [14, с. 225]. Понятно, что у людей могут быть самые разные идеалы и интересы, и на формирование идеологии влияет кадровый состав: «Ясная и четко сформулированная идеология привлекает в компанию тех людей, чьи личные убеждения совпадают с ее ценностями, и наоборот, отталкивает тех, чьи убеждения противоречат им... отдельные сотрудники предпочтут уйти, когда станет ясно, что они по своим личным качествам несовместимы с сутью организации — положительное очищающее действие, которого не следует избегать» [14, с. 225]. Таким образом, собственник должен подбирать коллектив, в первую очередь топ-менеджеров — партнеров-единомышленников, на базе своих ключевых положений.

Число ключевых положений ограничено, это:

  • общие цели предприятия;
  • положения, связанные с рыночной нишей, для работы в которой собственник имеет необходимые компетенции;
  • общие нормы и принципы совместной деятельности.

Если такие положения не будут действовать, то вся власть на предприятии сосредоточится в руках топ-менеджеров, а не собственника, и деятельность будет вестись в их интересах. Как отметил еще А. Смит, при этом собственникам остается только жить, «довольствуясь получением такого полугодового или годового дивиденда, какой директора сочтут нужным выдать им» [15, с. 691], и одна из основных задач ключевых положений собственника — это подбор руководящих кадров, «важнейшая из проблем эффективности экономической организации в том и состоит» [16]. Когда топ-менеджеры определены, необходимо вместе с ними выработать ключевые положения для всего предприятия.

При целеполагании каждый топ-менеджер и его структурное подразделение получает свое конкретное направление деятельности в рамках предприятия, соответственно, каждому такому подразделению (а далее и подразделениям нижних уровней иерархии) необходимы свои более конкретные (но в рамках ключевых положений предприятия) ключевые положения, позволяющие ставить максимальные цели и достигать их. Основные положения первоначально, как и собственник, формирует топ-менеджер, а далее он совместно с подчиненными ему руководителями (на нижнем уровне — с рядовыми сотрудниками) создает ключевые положения деятельности подразделений.

Подобным образом формируются ключевые положения деятельности предприятия. «Формальная институциональная структура общества состоит из конституционного каркаса в самом широком понимании, то есть из структуры, которая определяет, как должна разыгрываться политическая и экономическая игра» [17, с. 84]. На предприятии она определяет, как и насколько эффективно будет осуществляться его деятельность [4, 18].

Отметим, что ключевые положения деятельности определяют, как будут проводиться целеполагание и целеосуществление, и не опираются на конкретные текущие цели — они являются долговременными, но развиваемыми.

Таким образом, партнерская организация — это социальная общность людей с едиными нормами и принципами деятельности. Формированию этой общности служат ключевые положения собственника.

Коллективное целеполагание с внутренней мотивацией << СОДЕРЖАНИЕ >> Целеполагание с внутренней мотивацией на достижение экономических результатов предприятия

 


__________________
Версия для печати


Мы будем рады ответить на Ваши вопросы по статье "Проблема мотивации персонала: практическое решение ", рассмотреть Ваши замечания и отзывы. Отвечает главный специалист Жемчугов Михаил, к.т.н.
Имя
Текст

С января 2021 года цены на наши услуги снижены на 40% с одновременным повышением качества наших услуг, базирующемся на эффективной единой прозрачной методике.

Два единственных метода повышения эффективности
Скачать статью (ВИНИТИ РАН 12.01.2021, № 53, 71 с.)
Читать статью

Последние новости

07.06.2020
Консалтинговые услуги по организации деятельности АНО КПФ «Русь милосердная»
22.11.2019
Разработка системы мотивации и организационной документации компании «Торговый Дом «ЭСКО»
02.04.2019
Создание системы ключевых положений деятельности компании "МАСЛ ФЕКТОРИ"



Последние вопросы, ответы, комментарии по разделу "Человеческий фактор"

23.02.2021 10:45   Вадим   Статья: Организационный порядок

Чем отличаются термины "организационный порядок", организационная культура", "институт"?


23.02.2021 16:22   Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.   Статья: Организационный порядок

Устоявшейся терминологии нет, соответственно каждый автор раскручивает то, что ему кажется выгоднее.
На наш взгляд и "организационный порядок", и организационная культура", и "институт", и "правила игры", не имеют принципиальных отличий из-за которых нужно вести какие-то споры.



Наши новые статьи

12.02.2021 Корпоративный семинар «Два единственных пути повышения эффективности деятельности предприятия»
Корпоративный семинар «Два единственных пути повышения эффективности деятельности предприятия — практическая методика и предвидимые результаты» ... далее

19.01.2021 Производительные силы предприятия и его эффективность. Два единственных пути повышения и их практическая реализация Деп. ВИНИТИ РАН 12.01.2021, № 3 - В2021, 71 с.
В связи с большим отставанием эффективности наших предприятий от предприятий развитых стран и все более обостряющейся международной конкуренцией, проблема ... далее

26.10.2020 Социальные отношения и производительные силы: ретроспектива, состояние и перспективы ВИНИТИ РАН, 2020, № 44, 141 с.
В статье показана полная неадекватность управления по различным показателям эффективности. Показан единственно правильный путь повышения эффективности за счет ... далее


  

ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС»)
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Адрес: 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, с. 7, оф. 29
Тел. 8 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru





© ООО «КОРПСИС», 2006-2021