О  КОМПАНИИ | НАША  МИССИЯ | НАШИ  УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
Целеполагание и стратегическое управление социально-экономическим развитием организации
Управленческий консалтинг. Услуги
Статьи
 
Термины и определения

       

Удаленное консультирование

Удаленная разработка организационной документации

Наши консалтинговые проекты

Коммерческое предложение по разработке эффективной организационной документации

Коммерческое предложение по повышению эффективности деятельности предприятия

Коммерческое предложение по созданию эффективной системы мотивации

Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг

Наши семинары и тренинги


Некоторые наши публикации

Менеджмент сегодня №3 2017 г. «Целеполагание и стратегическое управление развитием организации»

Системная инженерия №5 2017 г. «Мотивация, KPI и культура организации»

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 г. Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы»

Стратегический менеджмент №4 2014г. «Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация»

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения»

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
01.12.2018

Решение проблемы мотивации персонала

Журнал "Мотивация и управление персоналом" №3 2018 г.
Жемчугов А.М., Жемчугов М.К.

ВВЕДЕНИЕ

На рынке интересы сторон регулируются свободным обменом, базирующимся на личном интересе и правах собственности, никакого управления сторонами не требуется.

Внутри предприятия ситуация совершенно другая: «Роль сложной рыночной структуры со всеми операциями обмена выполняет предприниматель-координатор, который и направляет производство» [1, с. 38]. Он не заключает серии внутренних контрактов с каждым из сотрудников на каждый обмен — транзакцию, «этот ряд контрактов замещается одним-единственным» [1, с. 41], который поэтому принципиально не может быть полным: контракт определяет лишь пределы власти руководителя, подчиненный «за некоторое вознаграждение (которое может быть фиксированным или колеблющимся) соглашается в известных пределах выполнять распоряжения предпринимателя» [2, с. 41–42]. При этом «координация экономической деятельности с помощью приказов из единого центра также сопряжена с немалыми издержками, и эти издержки бюрократического контроля лавинообразно нарастают по мере увеличения размеров организации» [1, с. 206].

Предприятие должно иметь координацию, обеспечивающую согласованность деятельности персонала и ее направленность на достижение целей организации, а также на предупреждение тупиковых ситуаций, когда непонятно, кому передавать частичные результаты, кто должен принимать решение, кто и какие имеет полномочия и ответственность. Такую организацию впервые представил М. Вебер, назвавший ее «идеальным типом бюрократии» [3]. Для обеспечения эффективной деятельности предприятия необходима оптимальная организационная структура, система бизнес-процессов и др.

Важно, чтобы этот организационный комплекс был не просто папками в шкафу или компьютере, а актуальной и реально действующей системой. Необходимо соответствующее управление персоналом — его мотивация к следованию принятым бизнес-процессам, соблюдение других норм деятельности. Кроме того, нужно учитывать, что человек приходит на предприятие со своими личными интересами, для достижения своих личных целей, а не целей организации. «Вечное препятствие для человеческого сотрудничества заключается в том, что у людей есть свои интересы» [2, с. 1].

Проблема управления персоналом, или проблема «руководитель — подчиненный» («принципал — агент»), состоит в том, что «принципал поручает агенту предпринимать определенные действия от своего имени. Однако принципал не может непосредственно наблюдать за действиями агента, что создает проблему морального риска: агент может принимать меры, которые увеличивают его собственную выплату, но уменьшают общий профицит отношений» [2, с. 1]. Эта проблема усугубляется еще и тем, что принципал не может поставить агенту те цели, которых агент в состоянии достигать, четко определить ресурсы, которые необходимо выделить агенту для их достижения, — принципал не может обладать той полнотой информации, которая имеется у агента.

Данная проблема названа агентской [4], или проблемой остаточных прав контроля активов [5]. Как отмечал еще А. Смит, «собственный интерес каждого человека заставит его искать выгодного и избегать невыгодного занятия» [6, с. 147]. Этот интерес заставляет человека искать наиболее легкие пути выполнения производственных заданий, порой с ущербом для качества, брать на себя минимальные цели, запрашивая для их достижения максимальные ресурсы, использовать получаемые ресурсы в личных целях и т.д.

Если контроль отклонений от заданных процессов и требований еще может быть формальным, то как в данном случае мотивировать персонал, непонятно: все его действия невозможно формализовать, соответственно, невозможно и контролировать отклонения.

Предлагаемая статья является попыткой решить проблему мотивации персонала, опираясь на труды ученых в области теорий транзакционных издержек, агентских отношений, прав собственности, остаточных прав контроля, контракта. Круг вопросов очень широк, поэтому в данной работе мы проведем анализ проблемы и пути ее решения, а в следующей статье рассмотрим конкретное построение эффективной системы оплаты труда и мотивации.

СОДЕРЖАНИЕ

БЮРОКРАТИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ М. ВЕБЕРА — ИДЕАЛЬНЫЙ ТИП ОРГАНИЗАЦИИ

МОТИВАЦИЯ В БЮРОКРАТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ

МОТИВАЦИЯ ДЛЯ РЕШЕНИЯ АГЕНТСКОЙ ПРОБЛЕМЫ

МОТИВАЦИЯ К ПРИБЫЛИ

ОСНОВНАЯ ПРОБЛЕМА ПРЕДПРИЯТИЯ — ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОСТАТОЧНЫХ ПРАВ КОНТРОЛЯ АКТИВОВ В ЛИЧНЫХ ЦЕЛЯХ

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СРЕДА ПРЕДПРИЯТИЯ — РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПО М. ВЕБЕРУ

ПАРТНЕРСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ — ОСНОВА МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА

ВЫВОДЫ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Адрес статьи на сайте издательства: Решение проблемы мотивации персонала // Мотивация и оплата труда. - 2018. - №3.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: мотивация персонала, согласование инте- ресов, результаты деятельности, остаточные права контроля активов, институциональная среда, оппортунизм

 

                                               >> БЮРОКРАТИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ М. ВЕБЕРА — ИДЕАЛЬНЫЙ ТИП ОРГАНИЗАЦИИ

 


__________________
Версия для печати


Мы будем рады ответить на Ваши вопросы по статье "Решение проблемы мотивации персонала", рассмотреть Ваши замечения и отзывы. Введите Ваше имя и текст.
Имя
Текст


Наши консалтинговые услуги:
В связи с тяжелой ситуацией в стране цены наших консалтинговых услуг с 26 марта 2020 года снижены на 40% по отношению к прайс-листу и ввели удаленное консультирование, а также введена удаленная разработка организационной документации.

Последние новости

16.12.2019
Консалтинговые услуги по организации деятельности АНО КПФ «Русь милосердная»
22.11.2019
Разработка системы мотивации и организационной документации компании «Торговый Дом «ЭСКО»
02.04.2019
Создание системы ключевых положений деятельности компании "МАСЛ ФЕКТОРИ"



Последние вопросы, ответы, комментарии по разделу "Человеческий фактор"

06.01.2020 19:05   Вера   Статья: Мотивация, KPI и культура организации

Почему нельзя без организационной культуры?


06.01.2020 22:46   Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.   Статья: Мотивация, KPI и культура организации

Не просто нельзя - предприятий без организационной культуры не существует (точнее организационная культура еще не существует при самой организации предприятия, когда она еще не успела сформироваться, или при очень большой текучке кадров). Другой вопрос, что организационная культура может быть ориентирована как на цели предприятия (такую культуру называют корпоративной), так и на личные цели персонала, даже с нанесением ущерба предприятию.
Так что можно сказать, что предприятие не может осуществлять эффективную деятельность без организационной культуры направленной на достижение целей предприятия, не может без корпоративной культуры.




Наши новые статьи

27.03.2020 Практическое построение эффективного предприятия. Анонс серии статей Международный журнал "Проблемы теории и практики управления" 2020, №2
В международном журнале «Проблемы теории и практики управления» 2020 года публикуется серия наших статей «Практическое построение эффективного предприятия». Она включает три статьи: «Рыночное предприятие: возникновение, ... далее

26.12.2019 Эффективная организация и ее организационная документация
В предлагаемой статье рассмотрены вопросы организации предприятия и создания соответствующей организационной документации. Показано что наибольшая эффективность достигается при бюрократической консенсуальной ... далее

19.08.2019 Основной фактор построения эффективного предприятия
Настоящая статья посвящена вопросу о том, что является определяющим фактором при построении эффективного предприятия. Показано, что таким фактором является сформированный институт предприятия, именно он определяет ... далее

14.03.2019 Эффективная организация деятельности предприятия. Историко-институциональный подход Деп. в ВИНИТИ РАН 27.02.2019, № 11-В2019. 111 с.
Целью статьи является определение путей повышения эффективности деятельности предприятия. Исследование базируется на изучении различных форм организации деятельности начиная с первобытных общин, трех видов экономических ... далее

21.01.2019 Основные проблемы корпоративного управления и их разрешение Деп. в ВИНИТИ РАН 17.01.2019, № 1-В2019, 40 с.
Одна из первых проблем корпоративного управления была показана еще Адамом Смитом – это проблема того, что капитал собственника не находится под его непосредственным контролем и в его распоряжении. Далее был выявлен и ... далее


  

ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС»)
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Адрес: 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, с. 7, оф. 29
Тел. 8 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru





© ООО «КОРПСИС», 2006-2020