ООО "КОРПСИС"
+7 (495) 998-85-99
О КОМПАНИИ | НАША МИССИЯ | УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
Концептуальные основы и практическое построение эффективного предприятия (Гайд II)
Разработка организационной документации
Повышение эффективности предприятия
Мотивация персонала
Развитие организационной структуры
Семинары и тренинги
Наши статьи
Статьи 2019-2022 в формате PDF

       

Создание эффективной организации деятельности предприятия

Удаленные консультации по управленческому консалтингу

Консалтинговое сопровождение проектов заказчика

Разработка эффективной организационной документации

Наши консалтинговые проекты

Коммерческое предложение по повышению эффективности деятельности предприятия

Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг

Наши семинары и тренинги


Наши публикации разных лет

Менеджмент сегодня №3 2021 Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №2, №4, №9, 2020 Построение эффективного предприятия

Менеджмент сегодня №3 2017 Целеполагание и стратегическое управление развитием организации

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы

Стратегический менеджмент №4 2014 Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 Цель предприятия и стратегия ее достижения

Креативная экономика №9 2010 Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
Итог наших исследований 2006-2022 годов
(300)Концептуальные основы и практическое построение эффективного предприятия (Гайд II) ноябрь 2022
(175)Структурное подразделение как базовая основа предприятия ноябрь 2022
(361)Основная проблема организации и управления предприятием и ее разрешение июль 2022

Решение проблемы мотивации персонала

Журнал "Мотивация и управление персоналом" №3 2018 г.
Жемчугов А.М., Жемчугов М.К.

ВВЕДЕНИЕ

На рынке интересы сторон регулируются свободным обменом, базирующимся на личном интересе и правах собственности, никакого управления сторонами не требуется.

Внутри предприятия ситуация совершенно другая: «Роль сложной рыночной структуры со всеми операциями обмена выполняет предприниматель-координатор, который и направляет производство» [1, с. 38]. Он не заключает серии внутренних контрактов с каждым из сотрудников на каждый обмен — транзакцию, «этот ряд контрактов замещается одним-единственным» [1, с. 41], который поэтому принципиально не может быть полным: контракт определяет лишь пределы власти руководителя, подчиненный «за некоторое вознаграждение (которое может быть фиксированным или колеблющимся) соглашается в известных пределах выполнять распоряжения предпринимателя» [2, с. 41–42]. При этом «координация экономической деятельности с помощью приказов из единого центра также сопряжена с немалыми издержками, и эти издержки бюрократического контроля лавинообразно нарастают по мере увеличения размеров организации» [1, с. 206].

Предприятие должно иметь координацию, обеспечивающую согласованность деятельности персонала и ее направленность на достижение целей организации, а также на предупреждение тупиковых ситуаций, когда непонятно, кому передавать частичные результаты, кто должен принимать решение, кто и какие имеет полномочия и ответственность. Такую организацию впервые представил М. Вебер, назвавший ее «идеальным типом бюрократии» [3]. Для обеспечения эффективной деятельности предприятия необходима оптимальная организационная структура, система бизнес-процессов и др.

Важно, чтобы этот организационный комплекс был не просто папками в шкафу или компьютере, а актуальной и реально действующей системой. Необходимо соответствующее управление персоналом — его мотивация к следованию принятым бизнес-процессам, соблюдение других норм деятельности. Кроме того, нужно учитывать, что человек приходит на предприятие со своими личными интересами, для достижения своих личных целей, а не целей организации. «Вечное препятствие для человеческого сотрудничества заключается в том, что у людей есть свои интересы» [2, с. 1].

Проблема управления персоналом, или проблема «руководитель — подчиненный» («принципал — агент»), состоит в том, что «принципал поручает агенту предпринимать определенные действия от своего имени. Однако принципал не может непосредственно наблюдать за действиями агента, что создает проблему морального риска: агент может принимать меры, которые увеличивают его собственную выплату, но уменьшают общий профицит отношений» [2, с. 1]. Эта проблема усугубляется еще и тем, что принципал не может поставить агенту те цели, которых агент в состоянии достигать, четко определить ресурсы, которые необходимо выделить агенту для их достижения, — принципал не может обладать той полнотой информации, которая имеется у агента.

Данная проблема названа агентской [4], или проблемой остаточных прав контроля активов [5]. Как отмечал еще А. Смит, «собственный интерес каждого человека заставит его искать выгодного и избегать невыгодного занятия» [6, с. 147]. Этот интерес заставляет человека искать наиболее легкие пути выполнения производственных заданий, порой с ущербом для качества, брать на себя минимальные цели, запрашивая для их достижения максимальные ресурсы, использовать получаемые ресурсы в личных целях и т.д.

Если контроль отклонений от заданных процессов и требований еще может быть формальным, то как в данном случае мотивировать персонал, непонятно: все его действия невозможно формализовать, соответственно, невозможно и контролировать отклонения.

Предлагаемая статья является попыткой решить проблему мотивации персонала, опираясь на труды ученых в области теорий транзакционных издержек, агентских отношений, прав собственности, остаточных прав контроля, контракта. Круг вопросов очень широк, поэтому в данной работе мы проведем анализ проблемы и пути ее решения, а в следующей статье рассмотрим конкретное построение эффективной системы оплаты труда и мотивации.

СОДЕРЖАНИЕ

БЮРОКРАТИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ М. ВЕБЕРА — ИДЕАЛЬНЫЙ ТИП ОРГАНИЗАЦИИ

МОТИВАЦИЯ В БЮРОКРАТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ

МОТИВАЦИЯ ДЛЯ РЕШЕНИЯ АГЕНТСКОЙ ПРОБЛЕМЫ

МОТИВАЦИЯ К ПРИБЫЛИ

ОСНОВНАЯ ПРОБЛЕМА ПРЕДПРИЯТИЯ — ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОСТАТОЧНЫХ ПРАВ КОНТРОЛЯ АКТИВОВ В ЛИЧНЫХ ЦЕЛЯХ

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СРЕДА ПРЕДПРИЯТИЯ — РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПО М. ВЕБЕРУ

ПАРТНЕРСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ — ОСНОВА МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА

ВЫВОДЫ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Адрес статьи на сайте издательства: Решение проблемы мотивации персонала // Мотивация и оплата труда. - 2018. - №3.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: мотивация персонала, согласование инте- ресов, результаты деятельности, остаточные права контроля активов, институциональная среда, оппортунизм

 

                                               >> БЮРОКРАТИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ М. ВЕБЕРА — ИДЕАЛЬНЫЙ ТИП ОРГАНИЗАЦИИ

 


__________________
Версия для печати



Последние новости

26.02.2023
Завершен 1-й этап Договора консультационных услуг с "ГК ВЕКТОР"
05.04.2021
Завершены работы по консалтинговому проекту повышения эффективности с компанией "РЕМСТРОЙСЕТЬ"


Наши новые статьи

20.02.2023 Личный интерес человека — единственный фактор эффективности предприятия Журнал "Менеджмент сегодня" 2023, № 1
Направленность деятельности персонала на достижение целей предприятия необходима, но этого не обеспечивает ни одна из существующих систем мотивации. Цель ... далее

11.11.2022 Концептуальные основы и практическое построение эффективного предприятия (Гайд II) Деп. в ВИНИТИ РАН 08.11.2022, № 45-В2022. 169 c.
Девять месяцев назад мы опубликовали наше исследование "Гайд по организации и управлению предприятием". А сейчас публикуем новое исследование, отличающееся ... далее

09.07.2022 Структурное подразделение как базовая основа предприятия Журнал "Менеджмент сегодня" 2022. № 3. С. 190-206
Вопросы повышения эффективности деятельности предприятия в научном плане подняты еще Ф. Тейлором более 100 лет назад, но до настоящего времени в основном ... далее


  
ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС») г. Москва
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества

Тел. +7 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru




© ООО «КОРПСИС», 2006-2023