О КОМПАНИИ | НАША МИССИЯ | УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
      Финансовые гарантии качества и результата в наших договорах
Разработка организационной документации
Повышение эффективности предприятия
Мотивация персонала
Развитие организационной структуры
Семинары и тренинги
Наши статьи
 
Термины и определения

       

Удаленные консультации по управленческому консалтингу

Разработка организационной документации: оргструктуры, положений, инструкций, правил, регламентов бизнес-процессов

Наши консалтинговые проекты

Коммерческое предложение по разработке эффективной организационной документации

Коммерческое предложение по повышению эффективности деятельности предприятия

Коммерческое предложение по созданию эффективной системы мотивации

Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг

Наши семинары и тренинги


Наши публикации разных лет

Менеджмент сегодня №3 2021 Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №2, №4, №9, 2020 Построение эффективного предприятия

Менеджмент сегодня №3 2017 Целеполагание и стратегическое управление развитием организации

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы

Стратегический менеджмент №4 2014 Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 Цель предприятия и стратегия ее достижения

Креативная экономика №9 2010 Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
01.12.2018

Решение проблемы мотивации персонала

Журнал "Мотивация и управление персоналом" №3 2018 г.
Жемчугов А.М., Жемчугов М.К.

ВВЕДЕНИЕ

На рынке интересы сторон регулируются свободным обменом, базирующимся на личном интересе и правах собственности, никакого управления сторонами не требуется.

Внутри предприятия ситуация совершенно другая: «Роль сложной рыночной структуры со всеми операциями обмена выполняет предприниматель-координатор, который и направляет производство» [1, с. 38]. Он не заключает серии внутренних контрактов с каждым из сотрудников на каждый обмен — транзакцию, «этот ряд контрактов замещается одним-единственным» [1, с. 41], который поэтому принципиально не может быть полным: контракт определяет лишь пределы власти руководителя, подчиненный «за некоторое вознаграждение (которое может быть фиксированным или колеблющимся) соглашается в известных пределах выполнять распоряжения предпринимателя» [2, с. 41–42]. При этом «координация экономической деятельности с помощью приказов из единого центра также сопряжена с немалыми издержками, и эти издержки бюрократического контроля лавинообразно нарастают по мере увеличения размеров организации» [1, с. 206].

Предприятие должно иметь координацию, обеспечивающую согласованность деятельности персонала и ее направленность на достижение целей организации, а также на предупреждение тупиковых ситуаций, когда непонятно, кому передавать частичные результаты, кто должен принимать решение, кто и какие имеет полномочия и ответственность. Такую организацию впервые представил М. Вебер, назвавший ее «идеальным типом бюрократии» [3]. Для обеспечения эффективной деятельности предприятия необходима оптимальная организационная структура, система бизнес-процессов и др.

Важно, чтобы этот организационный комплекс был не просто папками в шкафу или компьютере, а актуальной и реально действующей системой. Необходимо соответствующее управление персоналом — его мотивация к следованию принятым бизнес-процессам, соблюдение других норм деятельности. Кроме того, нужно учитывать, что человек приходит на предприятие со своими личными интересами, для достижения своих личных целей, а не целей организации. «Вечное препятствие для человеческого сотрудничества заключается в том, что у людей есть свои интересы» [2, с. 1].

Проблема управления персоналом, или проблема «руководитель — подчиненный» («принципал — агент»), состоит в том, что «принципал поручает агенту предпринимать определенные действия от своего имени. Однако принципал не может непосредственно наблюдать за действиями агента, что создает проблему морального риска: агент может принимать меры, которые увеличивают его собственную выплату, но уменьшают общий профицит отношений» [2, с. 1]. Эта проблема усугубляется еще и тем, что принципал не может поставить агенту те цели, которых агент в состоянии достигать, четко определить ресурсы, которые необходимо выделить агенту для их достижения, — принципал не может обладать той полнотой информации, которая имеется у агента.

Данная проблема названа агентской [4], или проблемой остаточных прав контроля активов [5]. Как отмечал еще А. Смит, «собственный интерес каждого человека заставит его искать выгодного и избегать невыгодного занятия» [6, с. 147]. Этот интерес заставляет человека искать наиболее легкие пути выполнения производственных заданий, порой с ущербом для качества, брать на себя минимальные цели, запрашивая для их достижения максимальные ресурсы, использовать получаемые ресурсы в личных целях и т.д.

Если контроль отклонений от заданных процессов и требований еще может быть формальным, то как в данном случае мотивировать персонал, непонятно: все его действия невозможно формализовать, соответственно, невозможно и контролировать отклонения.

Предлагаемая статья является попыткой решить проблему мотивации персонала, опираясь на труды ученых в области теорий транзакционных издержек, агентских отношений, прав собственности, остаточных прав контроля, контракта. Круг вопросов очень широк, поэтому в данной работе мы проведем анализ проблемы и пути ее решения, а в следующей статье рассмотрим конкретное построение эффективной системы оплаты труда и мотивации.

СОДЕРЖАНИЕ

БЮРОКРАТИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ М. ВЕБЕРА — ИДЕАЛЬНЫЙ ТИП ОРГАНИЗАЦИИ

МОТИВАЦИЯ В БЮРОКРАТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ

МОТИВАЦИЯ ДЛЯ РЕШЕНИЯ АГЕНТСКОЙ ПРОБЛЕМЫ

МОТИВАЦИЯ К ПРИБЫЛИ

ОСНОВНАЯ ПРОБЛЕМА ПРЕДПРИЯТИЯ — ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОСТАТОЧНЫХ ПРАВ КОНТРОЛЯ АКТИВОВ В ЛИЧНЫХ ЦЕЛЯХ

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СРЕДА ПРЕДПРИЯТИЯ — РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПО М. ВЕБЕРУ

ПАРТНЕРСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ — ОСНОВА МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА

ВЫВОДЫ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Адрес статьи на сайте издательства: Решение проблемы мотивации персонала // Мотивация и оплата труда. - 2018. - №3.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: мотивация персонала, согласование инте- ресов, результаты деятельности, остаточные права контроля активов, институциональная среда, оппортунизм

 

                                               >> БЮРОКРАТИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ М. ВЕБЕРА — ИДЕАЛЬНЫЙ ТИП ОРГАНИЗАЦИИ

 


__________________
Версия для печати


Мы будем рады ответить на Ваши вопросы по статье "Решение проблемы мотивации персонала", рассмотреть Ваши замечания и отзывы. Отвечает главный специалист Жемчугов Михаил, к.т.н.
Имя
Текст

В связи с разработкой новых практических методик цены на наши услуги снижены на 40% с сокращением сроков работ, повышением качества и результатов наших консалтинговых проектов, их финансовыми гарантиями в заключаемых договорах.

Итоговые статьи наших исследований 2006-2021 годов
Четыре системы управления предприятием и повышение их эффективности
Скачать статью (38)                 Читать статью
Концептуальные основы механизма предприятия и его эффективности
Скачать статью (106)                 Читать статью
Развитие предприятия. Система консалтинговых проектов
Скачать статью (147)                 Читать статью

Последние новости

05.04.2021
Завершены работы по консалтинговому проекту повышения эффективности с компанией "РЕМСТРОЙСЕТЬ"
07.06.2020
Консалтинговые услуги по организации деятельности АНО КПФ «Русь милосердная»



Последние вопросы, ответы, комментарии по разделу "Человеческий фактор"

19.09.2021 22:13   Василиса   Статья: Экономический человек и социальный человек

Экономическое поведение социального человека?


20.09.2021 10:02   Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.   Статья: Экономический человек и социальный человек

Поведение социального человека ориентировано не на личные результаты, а на результаты своего социума - это альтруистическое поведение. Но, как отмечалось, чистый альтруизм нежизнеспособен.
Цитата:
Чистый бескорыстный альтруизм — нечто, чему нет места в природе, чего никогда не существовало на свете за всю его историю.
Докинз Р. Эгоистичный ген. 1993
Жизнеспособен «реципрокный» - взаимный альтруизм, когда альтруистические взаимные дары взаимовыгодны. А это уже экономическое поведение.



Наши новые статьи

19.10.2021 Формирование требуемого института предприятия, культуры
Формирование требуемого института предприятия, культуры — это единственная, действительно важная проблема руководителя. Если она разрешена, других проблем у ... далее

17.10.2021 Анализ, оптимизация и управление бизнес-процессами
Основная проблема при анализе, оптимизации и управлении бизнес-процессами заключается не в том, чтобы разработать наиболее эффективную для предприятия систему ... далее

17.10.2021 Комплексное повышение эффективности действующего предприятия
Повышение эффективности — это всегда комплексный вопрос, и решить его можно только комплексно и опираясь на сложившуюся культуру предприятия ... далее


  

ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС»)
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Адрес: 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, с. 7, оф. 29
Тел. 8 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru





© ООО «КОРПСИС», 2006-2021