О КОМПАНИИ | НАША МИССИЯ | УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
      Два единственных пути повышения эффективности предприятия
Разработка организационной документации
Повышение эффективности предприятия
Мотивация персонала
Развитие организационной структуры
Семинары и тренинги
Наши статьи
 
Термины и определения

       

Удаленные консультации по управленческому консалтингу

Удаленная разработка организационной документации

Наши консалтинговые проекты

Коммерческое предложение по разработке эффективной организационной документации

Коммерческое предложение по повышению эффективности деятельности предприятия

Коммерческое предложение по созданию эффективной системы мотивации

Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг

Наши семинары и тренинги


Наши публикации разных лет

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №9 2020 Построение эффективного предприятия»

Менеджмент сегодня №3 2017 «Целеполагание и стратегическое управление развитием организации»

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы»

Стратегический менеджмент №4 2014 «Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация»

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 «Цель предприятия и стратегия ее достижения»

Креативная экономика №9 2010 «Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия»

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
19.08.2019

Основной фактор построения эффективного предприятия. Основные институты

Начало статьи

© А.М. Жемчугов, М.К. Жемчугов,  2019

5. Два основных института

Именно институт, а не собственник, обеспечивает постановку истинной цели предприятия. Собственник может поставить сколь угодно высокую цель, однако цель, определяемая «хотением», как отмечал еще Георг Гегель более 200 лет назад, «имеет значение пустой цели» [20, с. 220]. Реально достигаемая цель предприятия будет зависеть от того, какие цели будут ставить перед собой члены коллектива, а это зависит от института, от «правил игры». Если результат деятельности предприятия принадлежит собственнику, то у коллектива не будет интереса ставить и достигать высокие цели. У членов коллектива будут сугубо личные разнонаправленные цели, и, как и отмечал Гарингтон Эмерсон, «равнодействующая часто оказывается очень слабой, а иногда и просто отрицательной» [1, с. 45]. Ведь «собственник не может заранее определить тот социально-экономический результат, который может принести его предприятие [информация об этом находится у менеджеров на местах], а значит не может и контролировать достижение этого результата. Он может только постфактум узнавать фактически полученные результаты» [17]. Соответственно при таком институте цель предприятия может ставится «от достигнутого» (в противном случае она не будет достигаться, и на это у персонала всегда найдется много «объективных» причин). А необходимое развитие института может осуществляться только в кризисных ситуациях, тогда, когда предприятие не сможет достигать даже ранее достигнутые цели (рис. 1).


Рисунок 1. Цикл деятельности предприятия «от достигнутого».

Если же результат деятельности предприятия распределяется между участниками, когда участники имеют права собственности на результаты деятельности предприятия, «достижение цели организации становится источником личной удовлетворенности и мотивом для многих участников организации» [2, с. 87]. При этом «предприятие собственника» становится уже не вынужденной совокупностью хозяина и работников с ее антагонистическими противоречиями, а полноценной «социальной организацией» – гармоничным живым организмом – «под социальной организацией мы понимаем относительно устойчивую социальную целостность, проявляющую разумное поведение, подобно живому организму» [21, с. 7].

Таким образом: «предприятие, в котором всеми правами собственности обладает собственник, и предприятия, в котором права собственности определенным образом распределены – это совершенно разные предприятия с разными конституциями, функционирующими на разных принципах, обеспечивающие разные результаты в конкретной внешней среде» [17]. «Эффективные институты возникают в обществе, которое имеет встроенные стимулы к созданию и закреплению эффективных прав собственности» [22, с. 178]. При этом «права собственности – это права, которые индивиды относят к своему труду, к товарам и услугам, находящимся в их владении» [22, с. 52]. А экономические правила в предприятии устанавливают права собственности, по использованию и получению результата от деятельности предприятия. Поэтому «формы организаций, которые они создают при заключении конкретных контрактов [с наемным персоналом], проистекают из структуры прав собственности» [22, с. 74]. Общий принцип определения прав собственности был показан лауреатами Нобелевской премии по экономике 2016 года Оливер Хартом и Б. Хольстрёмом: «На предварительном этапе стороны решают, кому будет принадлежать конечный результат» [23, с. 18].

Таким образом одним из основных «правил игры» в предприятии является правило собственности – имеет ли коллектив права собственности на результаты деятельности предприятия (и своей деятельности) или не имеет. Вопрос распределения результатов предприятия рассмотрен в наших статьях [24, 19].

3. Институт << СОДЕРЖАНИЕ  >> 6. Развитие предприятия как института

 


__________________
Версия для печати

Отзывы, комментарии и вопросы по статье:
"Основной фактор построения эффективного предприятия"

03.04.2021 19:52  Илья

Как формальные институты влияют на деятельность персонала?

03.04.2021 22:12  Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.

Формальные институты сами по себе никак не влияют на деятельность персонала. На деятельность персонала они оказывают влияние или тогда, когда деятельность в соответствии с положениями этих формальных институтов приводит к повышению личных результатов персонала, или тогда, когда за отклонения от положений формальных институтов на нарушителей накладываются санкции.
В первом случае такие формальные положения становятся нормами неформальных институтов и выполняются на подсознательном уровне. Во втором случае, как только санкции прекращаются, прекращается и деятельность в соответствии с этими положениями.




Мы будем рады ответить на Ваши вопросы по статье "Основной фактор построения эффективного предприятия", рассмотреть Ваши замечания и отзывы. Отвечает главный специалист Жемчугов Михаил, к.т.н.
Имя
Текст

С января 2021 года цены на наши услуги снижены на 40% с одновременным повышением качества наших услуг, базирующемся на эффективной единой прозрачной методике.

Наши статьи 2021 года (ВИНИТИ РАН)
Развитие предприятия. Система консалтинговых проектов организации и повышения эффективности предприятия
Июнь Скачать статью (45)                 Читать статью
Производительные силы человека и повышение эффективности
Май Скачать статью (221)                 Читать статью
Эффективность предприятия. Концептуальные основы, практика
Май Скачать статью (179)                 Читать статью

Последние новости

05.04.2021
Завершены работы по консалтинговому проекту повышения эффективности с компанией "РЕМСТРОЙСЕТЬ"
07.06.2020
Консалтинговые услуги по организации деятельности АНО КПФ «Русь милосердная»


Наши новые статьи

14.07.2021 Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности Журнал "Менеджмент сегодня" № 3 2021
В стате описаны механизмы деятельности и пути повышения эффективности предприятия при четырех практических типах его организации: административной, ... далее

21.06.2021 Развитие предприятия. Система консалтинговых проектов организации и повышения эффективности предприятия Деп. в ВИНИТИ РАН 21.06.2021, № 41 - В 2021, 77 с.
Менеджмент как наука существует для того, чтобы обеспечивать создание новых более эффективных предприятий, повышать эффективность существующих. Практически — ... далее

09.06.2021 Теоретические основы эффективного управления предприятием
В статье рассмотрены теоретические основы управления предприятием. Управления, обеспечивающего максимальную эффективность деятельности предприятия. ... далее


  

ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС»)
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Адрес: 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, с. 7, оф. 29
Тел. 8 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru





© ООО «КОРПСИС», 2006-2021