ООО "КОРПСИС"
+7 (495) 998-85-99
О КОМПАНИИ | НАША МИССИЯ | УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
Организация эффективной деятельности предприятия
Разработка организационной документации
Повышение эффективности предприятия
Мотивация персонала
Семинары и тренинги
Наши статьи 2010-2024
Статьи 2019-2024 в формате PDF



       

Наша методика консалтинговых услуг повышения эффективности предприятия

Анализ деятельности предприятия

Разработка организационной документации

Разработка и создание вертикали власти предприятия и системы стратегического управления

Корпоративные семинары и семинары-тренинги


Наши публикации разных лет

Менеджмент сегодня №3 2021 Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №2, №4, №9, 2020 Построение эффективного предприятия

Менеджмент сегодня №3 2017 Целеполагание и стратегическое управление развитием организации

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы

Стратегический менеджмент №4 2014 Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 Цель предприятия и стратегия ее достижения

Креативная экономика №9 2010 Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
Итог наших консалтинговых исследований 2006-2024 годов
(110)Эффективная организация деятельности и развития предприятия. Концепция и практическая методика (Гайд III) ВИНИТИ РАН, 27.03.2024. № 8. 379 с. Литература 816 источн.
(52)Максимальная эффективность деятельности предприятия. Концепция и практическая методика. ВИНИТИ РАН, 15.04.2024. № 10. 33 с. (доработанное описание методики по главе VII Гайд III)

Основной фактор построения эффективного предприятия. Основные институты

Начало статьи

© А.М. Жемчугов, М.К. Жемчугов,  2019

5. Два основных института

Именно институт, а не собственник, обеспечивает постановку истинной цели предприятия. Собственник может поставить сколь угодно высокую цель, однако цель, определяемая «хотением», как отмечал еще Георг Гегель более 200 лет назад, «имеет значение пустой цели» [20, с. 220]. Реально достигаемая цель предприятия будет зависеть от того, какие цели будут ставить перед собой члены коллектива, а это зависит от института, от «правил игры». Если результат деятельности предприятия принадлежит собственнику, то у коллектива не будет интереса ставить и достигать высокие цели. У членов коллектива будут сугубо личные разнонаправленные цели, и, как и отмечал Гарингтон Эмерсон, «равнодействующая часто оказывается очень слабой, а иногда и просто отрицательной» [1, с. 45]. Ведь «собственник не может заранее определить тот социально-экономический результат, который может принести его предприятие [информация об этом находится у менеджеров на местах], а значит не может и контролировать достижение этого результата. Он может только постфактум узнавать фактически полученные результаты» [17]. Соответственно при таком институте цель предприятия может ставится «от достигнутого» (в противном случае она не будет достигаться, и на это у персонала всегда найдется много «объективных» причин). А необходимое развитие института может осуществляться только в кризисных ситуациях, тогда, когда предприятие не сможет достигать даже ранее достигнутые цели (рис. 1).


Рисунок 1. Цикл деятельности предприятия «от достигнутого».

Если же результат деятельности предприятия распределяется между участниками, когда участники имеют права собственности на результаты деятельности предприятия, «достижение цели организации становится источником личной удовлетворенности и мотивом для многих участников организации» [2, с. 87]. При этом «предприятие собственника» становится уже не вынужденной совокупностью хозяина и работников с ее антагонистическими противоречиями, а полноценной «социальной организацией» – гармоничным живым организмом – «под социальной организацией мы понимаем относительно устойчивую социальную целостность, проявляющую разумное поведение, подобно живому организму» [21, с. 7].

Таким образом: «предприятие, в котором всеми правами собственности обладает собственник, и предприятия, в котором права собственности определенным образом распределены – это совершенно разные предприятия с разными конституциями, функционирующими на разных принципах, обеспечивающие разные результаты в конкретной внешней среде» [17]. «Эффективные институты возникают в обществе, которое имеет встроенные стимулы к созданию и закреплению эффективных прав собственности» [22, с. 178]. При этом «права собственности – это права, которые индивиды относят к своему труду, к товарам и услугам, находящимся в их владении» [22, с. 52]. А экономические правила в предприятии устанавливают права собственности, по использованию и получению результата от деятельности предприятия. Поэтому «формы организаций, которые они создают при заключении конкретных контрактов [с наемным персоналом], проистекают из структуры прав собственности» [22, с. 74]. Общий принцип определения прав собственности был показан лауреатами Нобелевской премии по экономике 2016 года Оливер Хартом и Б. Хольстрёмом: «На предварительном этапе стороны решают, кому будет принадлежать конечный результат» [23, с. 18].

Таким образом одним из основных «правил игры» в предприятии является правило собственности – имеет ли коллектив права собственности на результаты деятельности предприятия (и своей деятельности) или не имеет. Вопрос распределения результатов предприятия рассмотрен в наших статьях [24, 19].

3. Институт << СОДЕРЖАНИЕ  >> 6. Развитие предприятия как института

 


__________________
Версия для печати


Последние новости

15.07.2023
Договор консалтинговых услуг по комплексной организации деятельности группы компаний «Тахограф Мастер»
28.06.2023
Проведены работы по Договору оказания консультационных услуг с группой компаний "Киргу"
26.02.2023
Завершен 1-й этап Договора консультационных услуг с "ГК ВЕКТОР"


Наши новые статьи

25.04.2024 Повышение эффективности деятельности предприятия: разработка системы регламентов
Повышение эффективности деятельности предприятия как разработка системы регламентов ... далее

24.04.2024 Методика консалтинговых услуг повышения эффективности предприятия
Наша методика консалтинговых услуг повышения эффективности предприятия. Ее развитие с 2006 года ... далее

22.04.2024 Конечный продукт и результат деятельности консалтинговой компании
Результат деятельности компании – это ее продукт, продукт, который она поставляет потребителю. Однако есть еще и результат, который получает потребитель от ... далее


  
ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС») г. Москва
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества

Тел. +7 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru
© ООО «КОРПСИС», 2006-2024