Основной фактор построения эффективного предприятия. Основные институты
Начало статьи
© А.М. Жемчугов, М.К. Жемчугов, 2019
5. Два основных института
Именно институт, а не собственник, обеспечивает постановку истинной цели предприятия. Собственник может поставить сколь угодно высокую цель, однако цель, определяемая «хотением», как отмечал еще Георг Гегель более 200 лет назад, «имеет значение пустой цели» [20, с. 220]. Реально достигаемая цель предприятия будет зависеть от того, какие цели будут ставить перед собой члены коллектива, а это зависит от института, от «правил игры». Если результат деятельности предприятия принадлежит собственнику, то у коллектива не будет интереса ставить и достигать высокие цели. У членов коллектива будут сугубо личные разнонаправленные цели, и, как и отмечал Гарингтон Эмерсон, «равнодействующая часто оказывается очень слабой, а иногда и просто отрицательной» [1, с. 45]. Ведь «собственник не может заранее определить тот социально-экономический результат, который может принести его предприятие [информация об этом находится у менеджеров на местах], а значит не может и контролировать достижение этого результата. Он может только постфактум узнавать фактически полученные результаты» [17]. Соответственно при таком институте цель предприятия может ставится «от достигнутого» (в противном случае она не будет достигаться, и на это у персонала всегда найдется много «объективных» причин). А необходимое развитие института может осуществляться только в кризисных ситуациях, тогда, когда предприятие не сможет достигать даже ранее достигнутые цели (рис. 1).
Рисунок 1. Цикл деятельности предприятия «от достигнутого».
Если же результат деятельности предприятия распределяется между участниками, когда участники имеют права собственности на результаты деятельности предприятия, «достижение цели организации становится источником личной удовлетворенности и мотивом для многих участников организации» [2, с. 87]. При этом «предприятие собственника» становится уже не вынужденной совокупностью хозяина и работников с ее антагонистическими противоречиями, а полноценной «социальной организацией» – гармоничным живым организмом – «под социальной организацией мы понимаем относительно устойчивую социальную целостность, проявляющую разумное поведение, подобно живому организму» [21, с. 7].
Таким образом: «предприятие, в котором всеми правами собственности обладает собственник, и предприятия, в котором права собственности определенным образом распределены – это совершенно разные предприятия с разными конституциями, функционирующими на разных принципах, обеспечивающие разные результаты в конкретной внешней среде» [17]. «Эффективные институты возникают в обществе, которое имеет встроенные стимулы к созданию и закреплению эффективных прав собственности» [22, с. 178]. При этом «права собственности – это права, которые индивиды относят к своему труду, к товарам и услугам, находящимся в их владении» [22, с. 52]. А экономические правила в предприятии устанавливают права собственности, по использованию и получению результата от деятельности предприятия. Поэтому «формы организаций, которые они создают при заключении конкретных контрактов [с наемным персоналом], проистекают из структуры прав собственности» [22, с. 74]. Общий принцип определения прав собственности был показан лауреатами Нобелевской премии по экономике 2016 года Оливер Хартом и Б. Хольстрёмом: «На предварительном этапе стороны решают, кому будет принадлежать конечный результат» [23, с. 18].
Таким образом одним из основных «правил игры» в предприятии является правило собственности – имеет ли коллектив права собственности на результаты деятельности предприятия (и своей деятельности) или не имеет. Вопрос распределения результатов предприятия рассмотрен в наших статьях [24, 19].