О КОМПАНИИ | НАША МИССИЯ | УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
      Два единственных пути повышения эффективности предприятия
Разработка организационной документации
Повышение эффективности предприятия
Мотивация персонала
Развитие организационной структуры
Семинары и тренинги
Наши статьи
 
Термины и определения

       

Удаленные консультации по управленческому консалтингу

Удаленная разработка организационной документации

Наши консалтинговые проекты

Коммерческое предложение по разработке эффективной организационной документации

Коммерческое предложение по повышению эффективности деятельности предприятия

Коммерческое предложение по созданию эффективной системы мотивации

Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг

Наши семинары и тренинги


Наши публикации разных лет

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №9 2020 Построение эффективного предприятия»

Менеджмент сегодня №3 2017 «Целеполагание и стратегическое управление развитием организации»

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы»

Стратегический менеджмент №4 2014 «Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация»

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 «Цель предприятия и стратегия ее достижения»

Креативная экономика №9 2010 «Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия»

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
19.08.2019

Основной фактор построения эффективного предприятия. Развитие

Начало статьи

© А.М. Жемчугов, М.К. Жемчугов,  2019

6. Развитие предприятия как института

«У нас нет конечной цели. Мы сторонники постоянного, непрерывного развития» [25, с. 563]. Аналогичный тезис дал и Эдуард Бернштейн: «Конечная цель - ничто, движение - все» [26, с. 123]. В.А. Спивак, анализируя этот тезис, писал: «жизнь проходит в процессе постоянных изменений, в постановке целей и их достижении … Целью обычно является иное состояние живого организма, системы и (или) его отдельных элементов и качеств» [27, с. 96]. Однако остается вопрос, исходя из чего, с какой целью и как мы осуществляем эту смену состояний? На него ответил Альфред Адлер в 1931 году, он писал, что мы ориентируемся на искусственно созданную постоянную цель развития и превосходства, на «цель, которая не имеет никаких основ в реальной действительности, другими словами, на фикцию» [28, с. 65], «но эта фиктивная цель дает человеку «план души», жизненный план как попытку ее добиться, который в реальной деятельности человека всегда принимает конкретную форму» [29, с. 12-13]. Именно эта цель развития и превосходства социальной системы, элементами которых являются люди, принципиально отличает ее от механических систем. «Мы можем в соответствии с ней отнести к определенной категории любое наше ощущение и чувство» [28, с. 65], эти категории и есть «функция ценности», определяющие личное развитие, личные результаты человека. Н.А. Бернштейн писал: «цель, понимаемая как закодированная в мозгу модель потребного организму будущего, обусловливает процессы, которые следует объединить в понятии целеустремленности. Последняя включает в себя всю мотивацию борьбы организма за достижение цели и ведет к развитию и закреплению целесообразных механизмов ее реализации» [26, с. 454]. Таким образом, имея свою функции ценности, человек способен сформировать конкретную цель – видение – «модель потребного организму будущего», и не просто «иное состояние живого организма», отмеченного В.А. Спиваком [27], такое состояние, которое будет обеспечивать его потенциальное развитие и превосходство, а также «план души», жизненный план как попытку его добиться, который в реальной деятельности человека всегда принимает конкретную форму» [29, с. 12-13]. Таким образом человек способен четко ставить конкретные цели ведущие его к личному развитию, осуществлять свое развитие.

При этом социальная система в целом может существовать только потому, что элементы системы – люди – осознают свою взаимозависимость, понимают, что, действуя сообща и организуя совместную деятельность, они смогут ставить высокие цели и достигать более высокие личные результаты, чем осуществляя свою деятельность вне системы. Осознают, что вне системы они просто не выживут. Соответственно, со временем, стихийно сформированная социальная система превращается в социальную организацию: «комплексные системы образуют структуры, без которых они не могут существовать» [30, с. 371]), или, если элементы оказываются несовместимыми, система распадаются, элементы присоединяются к другим системам, создавать другие системы.
Изложенное показывает, что конкретные цели предприятия не первичны, первичен институт, который создает последующее более привлекательное предвидимое состояние – видение предприятия, из которого и выявляются цели. «Только имея такое видение и можно понять, как строить предприятие соответствующее предприятие, какие стратегические цели для этого надо поставить, какая программа действий для их реализации необходима» [31] (рис. 2). При этом «процесс целеполагания включает и укрупненную разработку стратегии — проектов развития, планов производства. Только так можно обеспечить достижимость устанавливаемых целей» [32]: «целеполагание, разработка стратегии и структуры — это единый, неразделимый процесс» [33].

При этом в литературе достаточное место занимает вопрос о том, что первично: стратегия или структура. Альфред Чандлер говорит, что стратегия определяет структуру [34]. Однако Ицхак Адизес [35] считает, что структура определяет поведение людей, следовательно, структура определяет стратегию. Оба подхода представляется нам ограниченными: первичен институт (определяемый в том числе и структурой как системой политических и экономических отношений, системой власти), который формирует требуемое видение – неизбежно ограничиваемое рамками действующей структуры. А, исходя из видения – цель и стратегию ее достижения. Только если требуемые высокие результаты не достигаются при данной структуре – институт и его структура изменяются (рис. 2) – достигаемые институтом результаты определяет и его структуру. Только невозможность при существующей структуре ставить и достигать высокие цели изменяет эту структуру. Но такое развитие происходит только в том случае, если постановка высоких целей приносит личный результат большинству структурных элементов организации, и они могут принести в жертву некоторые из существующих структурных элементов (изменить структуру политико-экономических отношений и власти).

Рисунок 2. Цикл развития предприятия при эффективном институте.

Структура системы – это самый консервативный ее элемент. Но и другие элементы изменить достаточно затруднительно, система консервативна: «институты, в основе которых лежат правила-привычки и верования-убеждения, неизбежно являются инерционными. На смену привычек и убеждений нужны время и кропотливая работа в области образования-воспитания, в центре которого должна быть организация коллективного обдумывания-обсуждения. Без этого вновь введенные формальные нормы будут либо отторгнуты, либо искажены с самыми плачевными, а иногда и трагическими, последствиями» [36]. Как отмечалось, изменения будут проводиться достаточно просто только в том случае, если изменения будут с очевидностью приносить повышенные результата большинству участников, и если достаточно быстро участники практически увидят эти результаты.

5. Два основных института << СОДЕРЖАНИЕ  >> 7. Необходимость поддержки института

 


__________________
Версия для печати

Отзывы, комментарии и вопросы по статье:
"Основной фактор построения эффективного предприятия"

03.04.2021 19:52  Илья

Как формальные институты влияют на деятельность персонала?

03.04.2021 22:12  Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.

Формальные институты сами по себе никак не влияют на деятельность персонала. На деятельность персонала они оказывают влияние или тогда, когда деятельность в соответствии с положениями этих формальных институтов приводит к повышению личных результатов персонала, или тогда, когда за отклонения от положений формальных институтов на нарушителей накладываются санкции.
В первом случае такие формальные положения становятся нормами неформальных институтов и выполняются на подсознательном уровне. Во втором случае, как только санкции прекращаются, прекращается и деятельность в соответствии с этими положениями.




Мы будем рады ответить на Ваши вопросы по статье "Основной фактор построения эффективного предприятия", рассмотреть Ваши замечания и отзывы. Отвечает главный специалист Жемчугов Михаил, к.т.н.
Имя
Текст

С января 2021 года цены на наши услуги снижены на 40% с одновременным повышением качества наших услуг, базирующемся на эффективной единой прозрачной методике.

Наши статьи 2021 года (ВИНИТИ РАН)
Развитие предприятия. Система консалтинговых проектов организации и повышения эффективности предприятия
Июнь Скачать статью (45)                 Читать статью
Производительные силы человека и повышение эффективности
Май Скачать статью (221)                 Читать статью
Эффективность предприятия. Концептуальные основы, практика
Май Скачать статью (179)                 Читать статью

Последние новости

05.04.2021
Завершены работы по консалтинговому проекту повышения эффективности с компанией "РЕМСТРОЙСЕТЬ"
07.06.2020
Консалтинговые услуги по организации деятельности АНО КПФ «Русь милосердная»


Наши новые статьи

14.07.2021 Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности Журнал "Менеджмент сегодня" № 3 2021
В стате описаны механизмы деятельности и пути повышения эффективности предприятия при четырех практических типах его организации: административной, ... далее

21.06.2021 Развитие предприятия. Система консалтинговых проектов организации и повышения эффективности предприятия Деп. в ВИНИТИ РАН 21.06.2021, № 41 - В 2021, 77 с.
Менеджмент как наука существует для того, чтобы обеспечивать создание новых более эффективных предприятий, повышать эффективность существующих. Практически — ... далее

09.06.2021 Теоретические основы эффективного управления предприятием
В статье рассмотрены теоретические основы управления предприятием. Управления, обеспечивающего максимальную эффективность деятельности предприятия. ... далее


  

ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС»)
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Адрес: 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, с. 7, оф. 29
Тел. 8 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru





© ООО «КОРПСИС», 2006-2021