Построение эффективного предприятия. Введение
Начало статьи |
А.М. Жемчугов, М.К. Жемчугов
Международный журнал
«Проблемы теории и практики управления». 2020. №9. |
В первой статье [1] были рассмотрены вопросы организации предприятия – показано, что это иерархическая связная сеть малых групп, элементами которой являются рабочие и руководящие малые группы. И связность сети в основном осуществляется за счет пересечения составляющих предприятие групп. При этом других элементов в предприятии нет, и его результаты определяются институтами (правилами игры) и деятельностью этих малых групп. Эти институты были подробно рассмотрены во второй статье [2].
Однако, не определено, как должны функционировать эта сеть. Ведь важны не только организация и институты, а и процессы, пронизывающие всю иерархию предприятия, и сверху вниз, и снизу вверх, и вне иерархии. Особо важны процессы целеполагания – как вообще возникают цели (предвидимые результаты и средства их достижения). Проблему целеполагания поставил еще Георг Гегель в 1807 году: «Индивид, следовательно, собирающийся совершить поступок, словно находится в каком-то кругу <...> он не может <...> найти начало, потому что свою первоначальную сущность, которая должна быть его целью, он узнает лишь из действия, а чтобы действовать, у него наперед должна быть цель» [3, с. 213]. И он показал, казалось-бы очевидный выход из этого круга: «интерес, который индивид находит в чем-нибудь, есть уже данный ответ на вопрос: следует ли здесь действовать и как именно» [3, с. 213]. Однако далее он отметил, что «в голом «хотел» <...> сама суть дела имеет значение пустой цели» [3, с. 220]. Как отмечал А.Н. Леонтьев, целеполагание – это «не только конкретизация цели, это есть вместе с тем открытие условий, в которых дана эта цель, а следовательно, первое, основное положение, которое я сегодня выдвигаю, – творческое мышление есть нахождение, открытие адекватной условиям системы операций, нахождение способов решения» [4, с. 399]. Именно открытие адекватных ситуации способов решения определяют цель, а не наоборот. В предприятии же эта проблема много серьезнее, чем у отдельного индивида, и даже малой группы. На цель, которая может быть достигнута, дополнительно влияют и организационная структура предприятия, и его институт, технологии, средства производства, кадровый состав, принятая стратегия. А это не навсегда заданные сущности, а переменные, которые даже должны изменяться при изменении условий. Джеймс Куинн писал: «Цели определяют, какие результаты и когда должны быть достигнуты, однако практически ничего не говорят о том, как именно будут получены планируемые результаты» [5]. И в предприятии не цель определяет средства, а средства1 – их возможное изменение адекватное новым условиям – определяют цель [6]. В итоге, как отмечал А.И. Петросян в 2015 году, «приходится признать, что теория в части, касающейся организационных целей, зашла в тупик» [7, с. 76]. За истекшее время ничего не изменилось. Эдвин Локк и Гэри Латам в своей статье «Развитие теории целеполагания: полувековая ретроспектива» (2019) в разделе «Цели и организации» отметили необходимость целей, но привели только некоторые отдельные моменты целеполагания, например, «необходимость сделать цели прозрачными для всех отделов, тем самым сделав неэтичное поведение менее вероятным» [8, p. 101].
С учетом вышеизложенного можно заключить, что если рассматривать систему целеполагания независимо от других систем, то это приведет к заведомо низкой эффективности предприятия. Существует единая комплексная задача выявления максимально достижимой цели конкретного предприятия в новых, только предвидимых условиях, с определением необходимых продуктовых, технологических, организационных и институциональных изменений, с разработкой соответствующей стратегии, и с непременным учетом новых внешних условий. На пути решения этой задачи имеются не ряд отдельных проблем, а взаимозависимая их система, образующая – по определению Георга Гегеля – замкнутый круг. Цель проведенных исследований – разорвать этот замкнутый круг – предложить практические комплексные методы построения эффективного предприятия. Получить, в итоге, совместное достижимые максимальных социально-экономических целей предприятия и заинтересованных сторон, и целей необходимых организационных, институциональных, технологических, продуктовых, изменений. Изменений, проведение которых и обеспечит, в дальнейших новых условиях, достижение этих социально-экономических целей, достижение предприятием передовых рыночных позиций.
В предыдущих статьях мы рассмотрели самые общие вопросы организации предприятия и эго элементов – малых групп. Однако многие вопросы требуют рассмотрения их по всей иерархии предприятия. Это вопросы, которые касаются и миссии предприятия, и целеполагания и целеосуществления, и организации, и института, и стратегии, и самой структуры. Важно то, как их решение осуществляется в иерархии предприятия, и как определяется сама эта иерархия. Эти вопросы мы рассмотрим далее, а сейчас, для общего понимания всех процессов, рассмотрим модель предприятия показывающую, в самом общем виде, и технологические, и институциональные аспекты его деятельности.
_______________
1 При этом средствами являются «не конкретные орудия или инструменты, а те свойства вещей и окружающей обстановки, которые действующее лицо в силу своих знаний о них и контроля над ними может изменить по своему усмотрению» [9, 877 с.].