ООО "Корпоративные
системы
управления"

О КОМПАНИИ | НАША МИССИЯ | УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
Концептуальные основы и практическое построение эффективного предприятия (Гайд II)
Разработка организационной документации
Повышение эффективности предприятия
Мотивация персонала
Развитие организационной структуры
Семинары и тренинги
Наши статьи
Статьи 2019-2022 в формате PDF

       

Создание эффективной организации деятельности предприятия

Удаленные консультации по управленческому консалтингу

Консалтинговое сопровождение проектов заказчика

Разработка эффективной организационной документации

Наши консалтинговые проекты

Коммерческое предложение по повышению эффективности деятельности предприятия

Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг

Наши семинары и тренинги


Наши публикации разных лет

Менеджмент сегодня №3 2021 Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №2, №4, №9, 2020 Построение эффективного предприятия

Менеджмент сегодня №3 2017 Целеполагание и стратегическое управление развитием организации

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы

Стратегический менеджмент №4 2014 Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 Цель предприятия и стратегия ее достижения

Креативная экономика №9 2010 Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
Итог наших исследований исследований 2006-2022 годов
(189)Концептуальные основы и практическое построение эффективного предприятия (Гайд II) ноябрь 2022
(115)Структурное подразделение как базовая основа предприятия ноябрь 2022
(278)Основная проблема организации и управления предприятием и ее разрешение июль 2022

Построение эффективного предприятия. Введение

Начало статьи А.М. Жемчугов, М.К. Жемчугов
Международный журнал
«Проблемы теории и практики управления». 2020. №9.

В первой статье [1] были рассмотрены вопросы организации предприятия – показано, что это иерархическая связная сеть малых групп, элементами которой являются рабочие и руководящие малые группы. И связность сети в основном осуществляется за счет пересечения составляющих предприятие групп. При этом других элементов в предприятии нет, и его результаты определяются институтами (правилами игры) и деятельностью этих малых групп. Эти институты были подробно рассмотрены во второй статье [2].

Однако, не определено, как должны функционировать эта сеть. Ведь важны не только организация и институты, а и процессы, пронизывающие всю иерархию предприятия, и сверху вниз, и снизу вверх, и вне иерархии. Особо важны процессы целеполагания – как вообще возникают цели (предвидимые результаты и средства их достижения). Проблему целеполагания поставил еще Георг Гегель в 1807 году: «Индивид, следовательно, собирающийся совершить поступок, словно находится в каком-то кругу <...> он не может <...> найти начало, потому что свою первоначальную сущность, которая должна быть его целью, он узнает лишь из действия, а чтобы действовать, у него наперед должна быть цель» [3, с. 213]. И он показал, казалось-бы очевидный выход из этого круга: «интерес, который индивид находит в чем-нибудь, есть уже данный ответ на вопрос: следует ли здесь действовать и как именно» [3, с. 213]. Однако далее он отметил, что «в голом «хотел» <...> сама суть дела имеет значение пустой цели» [3, с. 220]. Как отмечал А.Н. Леонтьев, целеполагание – это «не только конкретизация цели, это есть вместе с тем открытие условий, в которых дана эта цель, а следовательно, первое, основное положение, которое я сегодня выдвигаю, – творческое мышление есть нахождение, открытие адекватной условиям системы операций, нахождение способов решения» [4, с. 399]. Именно открытие адекватных ситуации способов решения определяют цель, а не наоборот. В предприятии же эта проблема много серьезнее, чем у отдельного индивида, и даже малой группы. На цель, которая может быть достигнута, дополнительно влияют и организационная структура предприятия, и его институт, технологии, средства производства, кадровый состав, принятая стратегия. А это не навсегда заданные сущности, а переменные, которые даже должны изменяться при изменении условий. Джеймс Куинн писал: «Цели определяют, какие результаты и когда должны быть достигнуты, однако практически ничего не говорят о том, как именно будут получены планируемые результаты» [5]. И в предприятии не цель определяет средства, а средства1 – их возможное изменение адекватное новым условиям – определяют цель [6]. В итоге, как отмечал А.И. Петросян в 2015 году, «приходится признать, что теория в части, касающейся организационных целей, зашла в тупик» [7, с. 76]. За истекшее время ничего не изменилось. Эдвин Локк и Гэри Латам в своей статье «Развитие теории целеполагания: полувековая ретроспектива» (2019) в разделе «Цели и организации» отметили необходимость целей, но привели только некоторые отдельные моменты целеполагания, например, «необходимость сделать цели прозрачными для всех отделов, тем самым сделав неэтичное поведение менее вероятным» [8, p. 101].

С учетом вышеизложенного можно заключить, что если рассматривать систему целеполагания независимо от других систем, то это приведет к заведомо низкой эффективности предприятия. Существует единая комплексная задача выявления максимально достижимой цели конкретного предприятия в новых, только предвидимых условиях, с определением необходимых продуктовых, технологических, организационных и институциональных изменений, с разработкой соответствующей стратегии, и с непременным учетом новых внешних условий. На пути решения этой задачи имеются не ряд отдельных проблем, а взаимозависимая их система, образующая – по определению Георга Гегеля – замкнутый круг. Цель проведенных исследований – разорвать этот замкнутый круг – предложить практические комплексные методы построения эффективного предприятия. Получить, в итоге, совместное достижимые максимальных социально-экономических целей предприятия и заинтересованных сторон, и целей необходимых организационных, институциональных, технологических, продуктовых, изменений. Изменений, проведение которых и обеспечит, в дальнейших новых условиях, достижение этих социально-экономических целей, достижение предприятием передовых рыночных позиций.
В предыдущих статьях мы рассмотрели самые общие вопросы организации предприятия и эго элементов – малых групп. Однако многие вопросы требуют рассмотрения их по всей иерархии предприятия. Это вопросы, которые касаются и миссии предприятия, и целеполагания и целеосуществления, и организации, и института, и стратегии, и самой структуры. Важно то, как их решение осуществляется в иерархии предприятия, и как определяется сама эта иерархия. Эти вопросы мы рассмотрим далее, а сейчас, для общего понимания всех процессов, рассмотрим модель предприятия показывающую, в самом общем виде, и технологические, и институциональные аспекты его деятельности.
_______________
1 При этом средствами являются «не конкретные орудия или инструменты, а те свойства вещей и окружающей обстановки, которые действующее лицо в силу своих знаний о них и контроля над ними может изменить по своему усмотрению» [9, 877 с.].

                                       СОДЕРЖАНИЕ >> 1.1. Обобщенная модель предприятия

__________________
Версия для печати




Наши новые статьи

31.01.2023 Личный интерес человека — единственный фактор эффективности предприятия Журнал "Менеджмент сегодня" 2023, № 1
Направленность деятельности персонала на достижение целей предприятия необходима, но этого не обеспечивает ни одна из существующих систем мотивации. Цель ... далее

11.11.2022 Концептуальные основы и практическое построение эффективного предприятия (Гайд II) Деп. в ВИНИТИ РАН 08.11.2022, № 45-В2022. 169 c.
Девять месяцев назад мы опубликовали наше исследование "Гайд по организации и управлению предприятием". А сейчас публикуем новое исследование, отличающееся ... далее

09.07.2022 Структурное подразделение как базовая основа предприятия Журнал "Менеджмент сегодня" 2022. № 3. С. 190-206
Вопросы повышения эффективности деятельности предприятия в научном плане подняты еще Ф. Тейлором более 100 лет назад, но до настоящего времени в основном ... далее


  

ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС»)
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Адрес: 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, с. 7, оф. 29
Тел. 8 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru





© ООО «КОРПСИС», 2006-2023