О компании | Миссия компании | Наши услуги | Цены | Проекты | Контакты
Целеполагание и стратегическое управление социально-экономическим развитием организации
Управленческий консалтинг. Услуги
Статьи
 
Термины и определения

       

Удаленные консультации по управленческому консалтингу

Удаленная разработка организационной документации

Наши консалтинговые проекты

Коммерческое предложение по разработке эффективной организационной документации

Коммерческое предложение по повышению эффективности деятельности предприятия

Коммерческое предложение по созданию эффективной системы мотивации

Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг

Наши семинары и тренинги


Наши публикации разных лет

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №9 2020 Построение эффективного предприятия»

Менеджмент сегодня №3 2017 «Целеполагание и стратегическое управление развитием организации»

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы»

Стратегический менеджмент №4 2014 «Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация»

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 «Цель предприятия и стратегия ее достижения»

Креативная экономика №9 2010 «Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия»

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
31.08.2020

Построение эффективного предприятия. Введение

Начало статьи А.М. Жемчугов, М.К. Жемчугов
Международный журнал
«Проблемы теории и практики управления». 2020. №9.

В первой статье [1] были рассмотрены вопросы организации предприятия – показано, что это иерархическая связная сеть малых групп, элементами которой являются рабочие и руководящие малые группы. И связность сети в основном осуществляется за счет пересечения составляющих предприятие групп. При этом других элементов в предприятии нет, и его результаты определяются институтами (правилами игры) и деятельностью этих малых групп. Эти институты были подробно рассмотрены во второй статье [2].

Однако, не определено, как должны функционировать эта сеть. Ведь важны не только организация и институты, а и процессы, пронизывающие всю иерархию предприятия, и сверху вниз, и снизу вверх, и вне иерархии. Особо важны процессы целеполагания – как вообще возникают цели (предвидимые результаты и средства их достижения). Проблему целеполагания поставил еще Георг Гегель в 1807 году: «Индивид, следовательно, собирающийся совершить поступок, словно находится в каком-то кругу <...> он не может <...> найти начало, потому что свою первоначальную сущность, которая должна быть его целью, он узнает лишь из действия, а чтобы действовать, у него наперед должна быть цель» [3, с. 213]. И он показал, казалось-бы очевидный выход из этого круга: «интерес, который индивид находит в чем-нибудь, есть уже данный ответ на вопрос: следует ли здесь действовать и как именно» [3, с. 213]. Однако далее он отметил, что «в голом «хотел» <...> сама суть дела имеет значение пустой цели» [3, с. 220]. Как отмечал А.Н. Леонтьев, целеполагание – это «не только конкретизация цели, это есть вместе с тем открытие условий, в которых дана эта цель, а следовательно, первое, основное положение, которое я сегодня выдвигаю, – творческое мышление есть нахождение, открытие адекватной условиям системы операций, нахождение способов решения» [4, с. 399]. Именно открытие адекватных ситуации способов решения определяют цель, а не наоборот. В предприятии же эта проблема много серьезнее, чем у отдельного индивида, и даже малой группы. На цель, которая может быть достигнута, дополнительно влияют и организационная структура предприятия, и его институт, технологии, средства производства, кадровый состав, принятая стратегия. А это не навсегда заданные сущности, а переменные, которые даже должны изменяться при изменении условий. Джеймс Куинн писал: «Цели определяют, какие результаты и когда должны быть достигнуты, однако практически ничего не говорят о том, как именно будут получены планируемые результаты» [5]. И в предприятии не цель определяет средства, а средства1 – их возможное изменение адекватное новым условиям – определяют цель [6]. В итоге, как отмечал А.И. Петросян в 2015 году, «приходится признать, что теория в части, касающейся организационных целей, зашла в тупик» [7, с. 76]. За истекшее время ничего не изменилось. Эдвин Локк и Гэри Латам в своей статье «Развитие теории целеполагания: полувековая ретроспектива» (2019) в разделе «Цели и организации» отметили необходимость целей, но привели только некоторые отдельные моменты целеполагания, например, «необходимость сделать цели прозрачными для всех отделов, тем самым сделав неэтичное поведение менее вероятным» [8, p. 101].

С учетом вышеизложенного можно заключить, что если рассматривать систему целеполагания независимо от других систем, то это приведет к заведомо низкой эффективности предприятия. Существует единая комплексная задача выявления максимально достижимой цели конкретного предприятия в новых, только предвидимых условиях, с определением необходимых продуктовых, технологических, организационных и институциональных изменений, с разработкой соответствующей стратегии, и с непременным учетом новых внешних условий. На пути решения этой задачи имеются не ряд отдельных проблем, а взаимозависимая их система, образующая – по определению Георга Гегеля – замкнутый круг. Цель проведенных исследований – разорвать этот замкнутый круг – предложить практические комплексные методы построения эффективного предприятия. Получить, в итоге, совместное достижимые максимальных социально-экономических целей предприятия и заинтересованных сторон, и целей необходимых организационных, институциональных, технологических, продуктовых, изменений. Изменений, проведение которых и обеспечит, в дальнейших новых условиях, достижение этих социально-экономических целей, достижение предприятием передовых рыночных позиций.
В предыдущих статьях мы рассмотрели самые общие вопросы организации предприятия и эго элементов – малых групп. Однако многие вопросы требуют рассмотрения их по всей иерархии предприятия. Это вопросы, которые касаются и миссии предприятия, и целеполагания и целеосуществления, и организации, и института, и стратегии, и самой структуры. Важно то, как их решение осуществляется в иерархии предприятия, и как определяется сама эта иерархия. Эти вопросы мы рассмотрим далее, а сейчас, для общего понимания всех процессов, рассмотрим модель предприятия показывающую, в самом общем виде, и технологические, и институциональные аспекты его деятельности.
_______________
1 При этом средствами являются «не конкретные орудия или инструменты, а те свойства вещей и окружающей обстановки, которые действующее лицо в силу своих знаний о них и контроля над ними может изменить по своему усмотрению» [9, 877 с.].

                                       СОДЕРЖАНИЕ >> 1.1. Обобщенная модель предприятия

__________________
Версия для печати


Мы будем рады ответить на Ваши вопросы по статье "Построение эффективного предприятия", рассмотреть Ваши замечания и отзывы. Отвечает главный специалист Жемчугов Михаил, к.т.н.
Имя
Текст


В связи с тяжелой ситуацией в стране, цены наших консалтинговых услуг с марта 2020 г. снижены на 40%. Введено удаленное проведение (Skype, Zoom, WhatsApp, Viber): консультаций; семинаров и тренингов; разработки организационной документации; консалтинговых проектов и, с октября, бесплатные консультации и бесплатные семинары.

Последние новости

07.06.2020
Консалтинговые услуги по организации деятельности АНО КПФ «Русь милосердная»
22.11.2019
Разработка системы мотивации и организационной документации компании «Торговый Дом «ЭСКО»
02.04.2019
Создание системы ключевых положений деятельности компании "МАСЛ ФЕКТОРИ"



Последние вопросы, ответы, комментарии по разделу "Организация"

20.01.2021 19:16   Дмитрий   Статья: Цель деятельности организации

Так как все же определить цель компании?


20.01.2021 23:16   Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.   Статья: Цель деятельности организации

Цель компании - это, с одной стороны, цель, которая может быть достигнута. Постановка недостижимой цели может привести компанию к гибели. С другой же - это цель, которая будет обеспечивать устойчивое, а лучше лидирующее положение на рынке. Соответственно необходима максимально достижимая цель.
Если не вдаваться в детали, найти эту цель можно анализируя деятельность компании "как есть", далее строя видение компании, которая будет более эффективна - видение "как должно быть", далее определяя результаты, которые будет давать компания при достижении ею состояния "как должно быть". Это и будет цель предприятия. Но ее достижению должна предшествовать реализация цели превращения текущего состояния компании, в состояние "как должно быть".



Наши новые статьи

26.10.2020 Социальные отношения и производительные силы: ретроспектива, состояние и перспективы ВИНИТИ РАН, 2020, № 44, 141 с.
В статье показана полная неадекватность управления по различным показателям эффективности. Показан единственно правильный путь повышения эффективности за счет ... далее

31.08.2020 Построение эффективного предприятия Международный журнал "Проблемы теории и практики управления" 2020, №9
Предлагаемая статья является завершающей статьей одноименной серии 3-х статей "Построение эффективного предприятия". В статье показано, что предприятие ... далее

01.06.2020 Эффективность предприятия как эффективность входящих в него малых рабочих и организационных групп Международный журнал "Проблемы теории и практики управления" 2020, №6
В первой нашей статье «Рыночное предприятие: возникновение, организация и институты, эффективность» было показано что предприятие – это связная иерархическая ... далее


  

ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС»)
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Адрес: 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, с. 7, оф. 29
Тел. 8 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru





© ООО «КОРПСИС», 2006-2021