ООО "Корпоративные
системы
управления"

О КОМПАНИИ | НАША МИССИЯ | УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
Концептуальные основы и практическое построение эффективного предприятия (Гайд II)
Разработка организационной документации
Повышение эффективности предприятия
Мотивация персонала
Развитие организационной структуры
Семинары и тренинги
Наши статьи
Статьи 2019-2022 в формате PDF

       

Создание эффективной организации деятельности предприятия

Удаленные консультации по управленческому консалтингу

Консалтинговое сопровождение проектов заказчика

Разработка эффективной организационной документации

Наши консалтинговые проекты

Коммерческое предложение по повышению эффективности деятельности предприятия

Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг

Наши семинары и тренинги


Наши публикации разных лет

Менеджмент сегодня №3 2021 Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №2, №4, №9, 2020 Построение эффективного предприятия

Менеджмент сегодня №3 2017 Целеполагание и стратегическое управление развитием организации

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы

Стратегический менеджмент №4 2014 Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 Цель предприятия и стратегия ее достижения

Креативная экономика №9 2010 Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
Итог наших исследований исследований 2006-2022 годов
(189)Концептуальные основы и практическое построение эффективного предприятия (Гайд II) ноябрь 2022
(115)Структурное подразделение как базовая основа предприятия ноябрь 2022
(278)Основная проблема организации и управления предприятием и ее разрешение июль 2022

Построение эффективного предприятия. Обобщенная модель

Начало статьи А.М. Жемчугов, М.К. Жемчугов
Международный журнал
«Проблемы теории и практики управления». 2020. №9.

1. Обобщенная модель предприятия
1.1. Предприятие в структуре общественного производства и механизмы управляющие производством

Основой капиталистического производства является рынок. Как отмечал Роберт Коуз, рыночный механизм цен не требует внешнего управления по производству продукции. При этом механизме «управление в собственном смысле слова просто реагирует на изменения цен» [10, с. 57]. Рыночный механизм обеспечивает самоорганизацию и самоуправление на производство продукции, востребуемой рынком. Однако рыночный механизм не работает, когда для создания сложного рыночного продукта нет рыночных цен на отдельные необходимые его компоненты. Ведь издержки при обменах, не имеющей таких цен, чрезвычайно велики. Тогда и возникают производственные предприятия, производящие рыночную продукцию2 со всеми входящими в нее компонентами. Ведь Роберт Коуз не отрицал других механизмов производства: «Механизм цен (взятый только как способ распределения ресурсов) может быть вытеснен, только если замещающие его отношения предоставляют какие-то собственные выгоды» [10, с. 40]. На предприятии возникает второй механизм, при котором «вертикальные иерархические структуры и устроены по принципу прямых приказов-команд» [10, с. 204], в котором «роль сложной рыночной структуры со всеми операциями обмена выполняет предприниматель-координатор, который и направляет производство» [10, с. 38]. Здесь заключаемый сторонами долговременный «контракт и есть то, почему фактор за некоторое вознаграждение (которое может быть фиксированным или колеблющимся) соглашается в известных пределах выполнять распоряжения предпринимателя. Существо контракта в том, что им устанавливаются только пределы власти предпринимателя. В этих границах, следовательно, он может управлять остальными факторами производства» [10, с. 42]. Но эти границы предприниматель не может задавать своими распоряжениями: требуется соглашение с персоналом. И это соглашение уже невозможно формализовать – все возможные распоряжения в контракт не включить – контракт не является полным [11]. При повременной системе оплаты стороны формируют зону исполнения приказов («зону безразличия» [12], которая зависит от уровня оплаты на предприятии по отношению к среднерыночному уровню, а также профессиональных и личностных качеств руководителей, – определяется сформированным в ходе деятельности институтом [2].

Можно отметить и третий механизм, который Роберт Коуз в своей работе не рассматривал. Под используемым термином «предприниматель» Роберт Коуз «обозначал лицо или группу лиц, которые в конкурентной системе направляют производство, выполняя тем самым роль механизма цен3» [10, с. 38]. Но он не рассматривал эту группу как естественную малую группу, осуществляющую совместную производственную деятельность, что характерно для кооперативов и кооперативных предприятий4, и было рассмотрено в наших предыдущих статьях [1; 2]. А это, после рыночного механизма цен и механизма «вертикальной иерархической структуры и устроенной по принципу прямых приказов-команд», представляет собой уже третий и давно известный [13] механизм производственной деятельности, и даже более эффективный [14]. В этом механизме имеются две стадии деятельности. Первая стадия – целеполагание – включает коллегиальное (а не директивное – прямыми приказами-командами) определение предвидимых результатов (результатов деятельности предприятия) и их распределение. При этом, фактически, участники деятельности (малые рабочие и руководящие группы) наделяются согласованными правами собственности на предвидимые результаты предприятия [15], которые и являются мотивами их дальнейшей деятельности. На первой стадии определяются также и средства их достижения (включая технологические и институциональные). На второй стадии, когда цели согласованы, средства и мотивы определены, деятельность по целеосуществлению проводится в принятой сторонами бюрократической системе, устроенной уже по принципу прямых приказов-команд. Здесь «механизм цен (взятый только как способ распределения ресурсов)» замещен соглашением о правах собственности на предвидимые результаты, и «замещающие его отношения предоставляют какие-то собственные выгоды» [10] участникам деятельности – и не просто «какие-то», а согласованные и явные выгоды определяемые правами собственности. Этот вопрос будет подробно рассмотрен в разделе 3.2.
________________
3 Мы для этого используем термин «собственник», ведь в предприятии имеются и внутренние предприниматели.
4 Не рассматривал вероятно потому, что большие кооперативные предприятия имеют высокую вероятность попадания в институциональные ловушки [2], но здесь надо просто искать соответствующие организационно-институциональные формы.
2 В данном случае к ним не относятся предприятия по оказанию услуг.

Введение << СОДЕРЖАНИЕ >> 1.2. Предприятие, малые рабочие и руководящие группы, и структурные подразделения

__________________
Версия для печати




Наши новые статьи

31.01.2023 Личный интерес человека — единственный фактор эффективности предприятия Журнал "Менеджмент сегодня" 2023, № 1
Направленность деятельности персонала на достижение целей предприятия необходима, но этого не обеспечивает ни одна из существующих систем мотивации. Цель ... далее

11.11.2022 Концептуальные основы и практическое построение эффективного предприятия (Гайд II) Деп. в ВИНИТИ РАН 08.11.2022, № 45-В2022. 169 c.
Девять месяцев назад мы опубликовали наше исследование "Гайд по организации и управлению предприятием". А сейчас публикуем новое исследование, отличающееся ... далее

09.07.2022 Структурное подразделение как базовая основа предприятия Журнал "Менеджмент сегодня" 2022. № 3. С. 190-206
Вопросы повышения эффективности деятельности предприятия в научном плане подняты еще Ф. Тейлором более 100 лет назад, но до настоящего времени в основном ... далее


  

ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС»)
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Адрес: 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, с. 7, оф. 29
Тел. 8 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru





© ООО «КОРПСИС», 2006-2023