О компании | Миссия компании | Наши услуги | Цены | Проекты | Контакты
Целеполагание и стратегическое управление социально-экономическим развитием организации
Управленческий консалтинг. Услуги
Статьи
 
Термины и определения

       

Удаленные консультации по управленческому консалтингу

Удаленная разработка организационной документации

Наши консалтинговые проекты

Коммерческое предложение по разработке эффективной организационной документации

Коммерческое предложение по повышению эффективности деятельности предприятия

Коммерческое предложение по созданию эффективной системы мотивации

Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг

Наши семинары и тренинги


Наши публикации разных лет

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №9 2020 Построение эффективного предприятия»

Менеджмент сегодня №3 2017 «Целеполагание и стратегическое управление развитием организации»

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы»

Стратегический менеджмент №4 2014 «Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация»

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 «Цель предприятия и стратегия ее достижения»

Креативная экономика №9 2010 «Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия»

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
31.08.2020

Построение эффективного предприятия. Обобщенная модель

Начало статьи А.М. Жемчугов, М.К. Жемчугов
Международный журнал
«Проблемы теории и практики управления». 2020. №9.

1. Обобщенная модель предприятия
1.1. Предприятие в структуре общественного производства и механизмы управляющие производством

Основой капиталистического производства является рынок. Как отмечал Роберт Коуз, рыночный механизм цен не требует внешнего управления по производству продукции. При этом механизме «управление в собственном смысле слова просто реагирует на изменения цен» [10, с. 57]. Рыночный механизм обеспечивает самоорганизацию и самоуправление на производство продукции, востребуемой рынком. Однако рыночный механизм не работает, когда для создания сложного рыночного продукта нет рыночных цен на отдельные необходимые его компоненты. Ведь издержки при обменах, не имеющей таких цен, чрезвычайно велики. Тогда и возникают производственные предприятия, производящие рыночную продукцию2 со всеми входящими в нее компонентами. Ведь Роберт Коуз не отрицал других механизмов производства: «Механизм цен (взятый только как способ распределения ресурсов) может быть вытеснен, только если замещающие его отношения предоставляют какие-то собственные выгоды» [10, с. 40]. На предприятии возникает второй механизм, при котором «вертикальные иерархические структуры и устроены по принципу прямых приказов-команд» [10, с. 204], в котором «роль сложной рыночной структуры со всеми операциями обмена выполняет предприниматель-координатор, который и направляет производство» [10, с. 38]. Здесь заключаемый сторонами долговременный «контракт и есть то, почему фактор за некоторое вознаграждение (которое может быть фиксированным или колеблющимся) соглашается в известных пределах выполнять распоряжения предпринимателя. Существо контракта в том, что им устанавливаются только пределы власти предпринимателя. В этих границах, следовательно, он может управлять остальными факторами производства» [10, с. 42]. Но эти границы предприниматель не может задавать своими распоряжениями: требуется соглашение с персоналом. И это соглашение уже невозможно формализовать – все возможные распоряжения в контракт не включить – контракт не является полным [11]. При повременной системе оплаты стороны формируют зону исполнения приказов («зону безразличия» [12], которая зависит от уровня оплаты на предприятии по отношению к среднерыночному уровню, а также профессиональных и личностных качеств руководителей, – определяется сформированным в ходе деятельности институтом [2].

Можно отметить и третий механизм, который Роберт Коуз в своей работе не рассматривал. Под используемым термином «предприниматель» Роберт Коуз «обозначал лицо или группу лиц, которые в конкурентной системе направляют производство, выполняя тем самым роль механизма цен3» [10, с. 38]. Но он не рассматривал эту группу как естественную малую группу, осуществляющую совместную производственную деятельность, что характерно для кооперативов и кооперативных предприятий4, и было рассмотрено в наших предыдущих статьях [1; 2]. А это, после рыночного механизма цен и механизма «вертикальной иерархической структуры и устроенной по принципу прямых приказов-команд», представляет собой уже третий и давно известный [13] механизм производственной деятельности, и даже более эффективный [14]. В этом механизме имеются две стадии деятельности. Первая стадия – целеполагание – включает коллегиальное (а не директивное – прямыми приказами-командами) определение предвидимых результатов (результатов деятельности предприятия) и их распределение. При этом, фактически, участники деятельности (малые рабочие и руководящие группы) наделяются согласованными правами собственности на предвидимые результаты предприятия [15], которые и являются мотивами их дальнейшей деятельности. На первой стадии определяются также и средства их достижения (включая технологические и институциональные). На второй стадии, когда цели согласованы, средства и мотивы определены, деятельность по целеосуществлению проводится в принятой сторонами бюрократической системе, устроенной уже по принципу прямых приказов-команд. Здесь «механизм цен (взятый только как способ распределения ресурсов)» замещен соглашением о правах собственности на предвидимые результаты, и «замещающие его отношения предоставляют какие-то собственные выгоды» [10] участникам деятельности – и не просто «какие-то», а согласованные и явные выгоды определяемые правами собственности. Этот вопрос будет подробно рассмотрен в разделе 3.2.
________________
3 Мы для этого используем термин «собственник», ведь в предприятии имеются и внутренние предприниматели.
4 Не рассматривал вероятно потому, что большие кооперативные предприятия имеют высокую вероятность попадания в институциональные ловушки [2], но здесь надо просто искать соответствующие организационно-институциональные формы.
2 В данном случае к ним не относятся предприятия по оказанию услуг.

Введение << СОДЕРЖАНИЕ >> 1.2. Предприятие, малые рабочие и руководящие группы, и структурные подразделения

__________________
Версия для печати


Мы будем рады ответить на Ваши вопросы по статье "Построение эффективного предприятия", рассмотреть Ваши замечания и отзывы. Отвечает главный специалист Жемчугов Михаил, к.т.н.
Имя
Текст


В связи с тяжелой ситуацией в стране, цены наших консалтинговых услуг с марта 2020 г. снижены на 40%. Введено удаленное проведение (Skype, Zoom, WhatsApp, Viber): консультаций; семинаров и тренингов; разработки организационной документации; консалтинговых проектов и, с октября, бесплатные консультации и бесплатные семинары.

Последние новости

07.06.2020
Консалтинговые услуги по организации деятельности АНО КПФ «Русь милосердная»
22.11.2019
Разработка системы мотивации и организационной документации компании «Торговый Дом «ЭСКО»
02.04.2019
Создание системы ключевых положений деятельности компании "МАСЛ ФЕКТОРИ"



Последние вопросы, ответы, комментарии по разделу "Организация"

20.01.2021 19:16   Дмитрий   Статья: Цель деятельности организации

Так как все же определить цель компании?


20.01.2021 23:16   Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.   Статья: Цель деятельности организации

Цель компании - это, с одной стороны, цель, которая может быть достигнута. Постановка недостижимой цели может привести компанию к гибели. С другой же - это цель, которая будет обеспечивать устойчивое, а лучше лидирующее положение на рынке. Соответственно необходима максимально достижимая цель.
Если не вдаваться в детали, найти эту цель можно анализируя деятельность компании "как есть", далее строя видение компании, которая будет более эффективна - видение "как должно быть", далее определяя результаты, которые будет давать компания при достижении ею состояния "как должно быть". Это и будет цель предприятия. Но ее достижению должна предшествовать реализация цели превращения текущего состояния компании, в состояние "как должно быть".



Наши новые статьи

26.10.2020 Социальные отношения и производительные силы: ретроспектива, состояние и перспективы ВИНИТИ РАН, 2020, № 44, 141 с.
В статье показана полная неадекватность управления по различным показателям эффективности. Показан единственно правильный путь повышения эффективности за счет ... далее

31.08.2020 Построение эффективного предприятия Международный журнал "Проблемы теории и практики управления" 2020, №9
Предлагаемая статья является завершающей статьей одноименной серии 3-х статей "Построение эффективного предприятия". В статье показано, что предприятие ... далее

01.06.2020 Эффективность предприятия как эффективность входящих в него малых рабочих и организационных групп Международный журнал "Проблемы теории и практики управления" 2020, №6
В первой нашей статье «Рыночное предприятие: возникновение, организация и институты, эффективность» было показано что предприятие – это связная иерархическая ... далее


  

ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС»)
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Адрес: 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, с. 7, оф. 29
Тел. 8 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru





© ООО «КОРПСИС», 2006-2021