О КОМПАНИИ | НАША МИССИЯ | УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
      Два единственных пути повышения эффективности предприятия
Разработка организационной документации
Повышение эффективности предприятия
Мотивация персонала
Развитие организационной структуры
Семинары и тренинги
Наши статьи
 
Термины и определения

       

Удаленные консультации по управленческому консалтингу

Удаленная разработка организационной документации

Наши консалтинговые проекты

Коммерческое предложение по разработке эффективной организационной документации

Коммерческое предложение по повышению эффективности деятельности предприятия

Коммерческое предложение по созданию эффективной системы мотивации

Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг

Наши семинары и тренинги


Наши публикации разных лет

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №9 2020 Построение эффективного предприятия»

Менеджмент сегодня №3 2017 «Целеполагание и стратегическое управление развитием организации»

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы»

Стратегический менеджмент №4 2014 «Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация»

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 «Цель предприятия и стратегия ее достижения»

Креативная экономика №9 2010 «Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия»

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
31.08.2020

Построение эффективного предприятия. Обобщенная модель

Начало статьи А.М. Жемчугов, М.К. Жемчугов
Международный журнал
«Проблемы теории и практики управления». 2020. №9.

1. Обобщенная модель предприятия
1.1. Предприятие в структуре общественного производства и механизмы управляющие производством

Основой капиталистического производства является рынок. Как отмечал Роберт Коуз, рыночный механизм цен не требует внешнего управления по производству продукции. При этом механизме «управление в собственном смысле слова просто реагирует на изменения цен» [10, с. 57]. Рыночный механизм обеспечивает самоорганизацию и самоуправление на производство продукции, востребуемой рынком. Однако рыночный механизм не работает, когда для создания сложного рыночного продукта нет рыночных цен на отдельные необходимые его компоненты. Ведь издержки при обменах, не имеющей таких цен, чрезвычайно велики. Тогда и возникают производственные предприятия, производящие рыночную продукцию2 со всеми входящими в нее компонентами. Ведь Роберт Коуз не отрицал других механизмов производства: «Механизм цен (взятый только как способ распределения ресурсов) может быть вытеснен, только если замещающие его отношения предоставляют какие-то собственные выгоды» [10, с. 40]. На предприятии возникает второй механизм, при котором «вертикальные иерархические структуры и устроены по принципу прямых приказов-команд» [10, с. 204], в котором «роль сложной рыночной структуры со всеми операциями обмена выполняет предприниматель-координатор, который и направляет производство» [10, с. 38]. Здесь заключаемый сторонами долговременный «контракт и есть то, почему фактор за некоторое вознаграждение (которое может быть фиксированным или колеблющимся) соглашается в известных пределах выполнять распоряжения предпринимателя. Существо контракта в том, что им устанавливаются только пределы власти предпринимателя. В этих границах, следовательно, он может управлять остальными факторами производства» [10, с. 42]. Но эти границы предприниматель не может задавать своими распоряжениями: требуется соглашение с персоналом. И это соглашение уже невозможно формализовать – все возможные распоряжения в контракт не включить – контракт не является полным [11]. При повременной системе оплаты стороны формируют зону исполнения приказов («зону безразличия» [12], которая зависит от уровня оплаты на предприятии по отношению к среднерыночному уровню, а также профессиональных и личностных качеств руководителей, – определяется сформированным в ходе деятельности институтом [2].

Можно отметить и третий механизм, который Роберт Коуз в своей работе не рассматривал. Под используемым термином «предприниматель» Роберт Коуз «обозначал лицо или группу лиц, которые в конкурентной системе направляют производство, выполняя тем самым роль механизма цен3» [10, с. 38]. Но он не рассматривал эту группу как естественную малую группу, осуществляющую совместную производственную деятельность, что характерно для кооперативов и кооперативных предприятий4, и было рассмотрено в наших предыдущих статьях [1; 2]. А это, после рыночного механизма цен и механизма «вертикальной иерархической структуры и устроенной по принципу прямых приказов-команд», представляет собой уже третий и давно известный [13] механизм производственной деятельности, и даже более эффективный [14]. В этом механизме имеются две стадии деятельности. Первая стадия – целеполагание – включает коллегиальное (а не директивное – прямыми приказами-командами) определение предвидимых результатов (результатов деятельности предприятия) и их распределение. При этом, фактически, участники деятельности (малые рабочие и руководящие группы) наделяются согласованными правами собственности на предвидимые результаты предприятия [15], которые и являются мотивами их дальнейшей деятельности. На первой стадии определяются также и средства их достижения (включая технологические и институциональные). На второй стадии, когда цели согласованы, средства и мотивы определены, деятельность по целеосуществлению проводится в принятой сторонами бюрократической системе, устроенной уже по принципу прямых приказов-команд. Здесь «механизм цен (взятый только как способ распределения ресурсов)» замещен соглашением о правах собственности на предвидимые результаты, и «замещающие его отношения предоставляют какие-то собственные выгоды» [10] участникам деятельности – и не просто «какие-то», а согласованные и явные выгоды определяемые правами собственности. Этот вопрос будет подробно рассмотрен в разделе 3.2.
________________
3 Мы для этого используем термин «собственник», ведь в предприятии имеются и внутренние предприниматели.
4 Не рассматривал вероятно потому, что большие кооперативные предприятия имеют высокую вероятность попадания в институциональные ловушки [2], но здесь надо просто искать соответствующие организационно-институциональные формы.
2 В данном случае к ним не относятся предприятия по оказанию услуг.

Введение << СОДЕРЖАНИЕ >> 1.2. Предприятие, малые рабочие и руководящие группы, и структурные подразделения

__________________
Версия для печати

Отзывы, комментарии и вопросы по статье:
"Построение эффективного предприятия"

04.04.2021 9:59  Петр

Главное и основополагающее условие эффективности работы предприятия?

04.04.2021 11:19  Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.

Если говорить о главном и основополагающем условии эффективности предприятия - это эффективный собственник сформировавший и внедривший в деятельность предприятия эффективные ценности, нормы и принципы деятельности. Второй фактор - это эффективный руководитель.
Если же говорить об основополагающих ценностях, нормах и принципах деятельности, то это общность интересов собственника и всего коллектива предприятия.



Мы будем рады ответить на Ваши вопросы по статье "Построение эффективного предприятия", рассмотреть Ваши замечания и отзывы. Отвечает главный специалист Жемчугов Михаил, к.т.н.
Имя
Текст

С января 2021 года цены на наши услуги снижены на 40% с одновременным повышением качества наших услуг, базирующемся на эффективной единой прозрачной методике.

Наши статьи 2021 года (ВИНИТИ РАН)
Производительные силы человека и повышение эффективности
Май Скачать статью (159)                 Читать статью
Эффективность предприятия. Концептуальные основы, практика
Май Скачать статью (116)                 Читать статью
Два единственных метода повышения эффективности
Январь Скачать статью (577)         Читать статью

Последние новости

05.04.2021
Завершены работы по консалтинговому проекту повышения эффективности с компанией "РЕМСТРОЙСЕТЬ"
07.06.2020
Консалтинговые услуги по организации деятельности АНО КПФ «Русь милосердная»
22.11.2019
Разработка системы мотивации и организационной документации компании «Торговый Дом «ЭСКО»


Наши новые статьи

09.06.2021 Теоретические основы эффективного управления предприятием
В статье рассмотрены теоретические основы управления предприятием. Управления, обеспечивающего максимальную эффективность деятельности предприятия. ... далее

08.06.2021 Пути повышения эффективности управления предприятием
В статье рассмотрены пути повышения эффективности управления деятельностью предприятия, все из которых из которых заключается в обеспечении единства интересов ... далее

08.06.2021 Проблемы повышения эффективности деятельности предприятия
В статье рассмотрены основные проблемы, встречающиеся при повышении эффективности деятельности предприятия, и возможные пути их разрешения. ... далее


  

ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС»)
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Адрес: 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, с. 7, оф. 29
Тел. 8 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru





© ООО «КОРПСИС», 2006-2021