О КОМПАНИИ | НАША МИССИЯ | УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
      Финансовые гарантии качества и результата в наших договорах
Разработка организационной документации
Повышение эффективности предприятия
Мотивация персонала
Развитие организационной структуры
Семинары и тренинги
Наши статьи
 
Термины и определения

       

Удаленные консультации по управленческому консалтингу

Разработка организационной документации: оргструктуры, положений, инструкций, правил, регламентов бизнес-процессов

Наши консалтинговые проекты

Коммерческое предложение по разработке эффективной организационной документации

Коммерческое предложение по повышению эффективности деятельности предприятия

Коммерческое предложение по созданию эффективной системы мотивации

Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг

Наши семинары и тренинги


Наши публикации разных лет

Менеджмент сегодня №3 2021 Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №2, №4, №9, 2020 Построение эффективного предприятия

Менеджмент сегодня №3 2017 Целеполагание и стратегическое управление развитием организации

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы

Стратегический менеджмент №4 2014 Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 Цель предприятия и стратегия ее достижения

Креативная экономика №9 2010 Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
31.08.2020

Построение эффективного предприятия. Обобщенная модель

Начало статьи А.М. Жемчугов, М.К. Жемчугов
Международный журнал
«Проблемы теории и практики управления». 2020. №9.

1. Обобщенная модель предприятия
1.1. Предприятие в структуре общественного производства и механизмы управляющие производством

Основой капиталистического производства является рынок. Как отмечал Роберт Коуз, рыночный механизм цен не требует внешнего управления по производству продукции. При этом механизме «управление в собственном смысле слова просто реагирует на изменения цен» [10, с. 57]. Рыночный механизм обеспечивает самоорганизацию и самоуправление на производство продукции, востребуемой рынком. Однако рыночный механизм не работает, когда для создания сложного рыночного продукта нет рыночных цен на отдельные необходимые его компоненты. Ведь издержки при обменах, не имеющей таких цен, чрезвычайно велики. Тогда и возникают производственные предприятия, производящие рыночную продукцию2 со всеми входящими в нее компонентами. Ведь Роберт Коуз не отрицал других механизмов производства: «Механизм цен (взятый только как способ распределения ресурсов) может быть вытеснен, только если замещающие его отношения предоставляют какие-то собственные выгоды» [10, с. 40]. На предприятии возникает второй механизм, при котором «вертикальные иерархические структуры и устроены по принципу прямых приказов-команд» [10, с. 204], в котором «роль сложной рыночной структуры со всеми операциями обмена выполняет предприниматель-координатор, который и направляет производство» [10, с. 38]. Здесь заключаемый сторонами долговременный «контракт и есть то, почему фактор за некоторое вознаграждение (которое может быть фиксированным или колеблющимся) соглашается в известных пределах выполнять распоряжения предпринимателя. Существо контракта в том, что им устанавливаются только пределы власти предпринимателя. В этих границах, следовательно, он может управлять остальными факторами производства» [10, с. 42]. Но эти границы предприниматель не может задавать своими распоряжениями: требуется соглашение с персоналом. И это соглашение уже невозможно формализовать – все возможные распоряжения в контракт не включить – контракт не является полным [11]. При повременной системе оплаты стороны формируют зону исполнения приказов («зону безразличия» [12], которая зависит от уровня оплаты на предприятии по отношению к среднерыночному уровню, а также профессиональных и личностных качеств руководителей, – определяется сформированным в ходе деятельности институтом [2].

Можно отметить и третий механизм, который Роберт Коуз в своей работе не рассматривал. Под используемым термином «предприниматель» Роберт Коуз «обозначал лицо или группу лиц, которые в конкурентной системе направляют производство, выполняя тем самым роль механизма цен3» [10, с. 38]. Но он не рассматривал эту группу как естественную малую группу, осуществляющую совместную производственную деятельность, что характерно для кооперативов и кооперативных предприятий4, и было рассмотрено в наших предыдущих статьях [1; 2]. А это, после рыночного механизма цен и механизма «вертикальной иерархической структуры и устроенной по принципу прямых приказов-команд», представляет собой уже третий и давно известный [13] механизм производственной деятельности, и даже более эффективный [14]. В этом механизме имеются две стадии деятельности. Первая стадия – целеполагание – включает коллегиальное (а не директивное – прямыми приказами-командами) определение предвидимых результатов (результатов деятельности предприятия) и их распределение. При этом, фактически, участники деятельности (малые рабочие и руководящие группы) наделяются согласованными правами собственности на предвидимые результаты предприятия [15], которые и являются мотивами их дальнейшей деятельности. На первой стадии определяются также и средства их достижения (включая технологические и институциональные). На второй стадии, когда цели согласованы, средства и мотивы определены, деятельность по целеосуществлению проводится в принятой сторонами бюрократической системе, устроенной уже по принципу прямых приказов-команд. Здесь «механизм цен (взятый только как способ распределения ресурсов)» замещен соглашением о правах собственности на предвидимые результаты, и «замещающие его отношения предоставляют какие-то собственные выгоды» [10] участникам деятельности – и не просто «какие-то», а согласованные и явные выгоды определяемые правами собственности. Этот вопрос будет подробно рассмотрен в разделе 3.2.
________________
3 Мы для этого используем термин «собственник», ведь в предприятии имеются и внутренние предприниматели.
4 Не рассматривал вероятно потому, что большие кооперативные предприятия имеют высокую вероятность попадания в институциональные ловушки [2], но здесь надо просто искать соответствующие организационно-институциональные формы.
2 В данном случае к ним не относятся предприятия по оказанию услуг.

Введение << СОДЕРЖАНИЕ >> 1.2. Предприятие, малые рабочие и руководящие группы, и структурные подразделения

__________________
Версия для печати

Отзывы, комментарии и вопросы по статье:
"Построение эффективного предприятия"

04.04.2021 9:59  Петр

Главное и основополагающее условие эффективности работы предприятия?

04.04.2021 11:19  Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.

Если говорить о главном и основополагающем условии эффективности предприятия - это эффективный собственник сформировавший и внедривший в деятельность предприятия эффективные ценности, нормы и принципы деятельности. Второй фактор - это эффективный руководитель.
Если же говорить об основополагающих ценностях, нормах и принципах деятельности, то это общность интересов собственника и всего коллектива предприятия.

08.10.2021 19:51  NIC

Как построить систему управления предприятием?

08.10.2021 22:03  Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.

К сожалению, вопрос о построении системы управления предприятием не имеет решения:

Цитата:
«Говорить об управлении, руководстве или назначении работников для выполнения различных задач - это обманчивый способ отметить, что работодатель постоянно участвует в пересмотре контрактов на условиях, которые должны быть приемлемыми для обеих сторон» [Alchian A.A., Demsetz H. 1972. Production, Information Costs, and Economic Organization. The American Economic Review. 62 (5): 777–795. P. 777].

Так еще Фредерик Тейлор писал, что,

Цитата:
«завод в действительности управляется не администрацией, а самими рабочими» [Тейлор, 1991]

Отмечали это и Макс Вебер, и Честер Баранд, и др. На наш взгляд, механизм «управления» предприятием лучше всего показал Честер Баранд в своей книге «Функции руководителя: власть, стимулы и ценности в организации.». Он показал, что руководитель и подчиненные формируют «зону безразличия», или «зону принятия», в рамкахкоторой выполняются задания и распоряжения руководителя. И не выполняются при их выходе за рамки этой зоны. Руководитель управляет конкретными заданиями и распоряжениями, а подчиненными - объемом и содержанием получаемых заданий и распоряжений. Этот механизм подтвердил далее и лауреат Нобелевской премии по экономике Герберт Саймон [Simon H.A. 1991. Organizations and Markets // Journal of Economic Perspectives, Vol 5. No. 2. p. 25-44]. Соответственно механизм предприятия должнн строиться так, чтобы подчиненные наиболее полно выполняли задания и распоряжения руководителя. Решение этого вопроса Вы можете найти в наших статьях уже 2021 года.





Мы будем рады ответить на Ваши вопросы по статье "Построение эффективного предприятия", рассмотреть Ваши замечания и отзывы. Отвечает главный специалист Жемчугов Михаил, к.т.н.
Имя
Текст

В связи с разработкой новых практических методик цены на наши услуги снижены на 40% с сокращением сроков работ, повышением качества и результатов наших консалтинговых проектов, их финансовыми гарантиями в заключаемых договорах.

Итоговые статьи наших исследований 2006-2021 годов
(106)Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности. Октябрь 2021
(163)Концептуальные основы механизма деятельности предприятия и его эффективности. Июль 2021
(194)Развитие предприятия. Система консалтинговых проектов организации и повышения эффективности предприятия. Май 2021

Последние новости

05.04.2021
Завершены работы по консалтинговому проекту повышения эффективности с компанией "РЕМСТРОЙСЕТЬ"
07.06.2020
Консалтинговые услуги по организации деятельности АНО КПФ «Русь милосердная»


Наши новые статьи

19.12.2021 Единственно правильная модель проведения организационных изменений
Проведение организационных изменений - это основная проблема, возникающая при проектах повышения эффективности и развития предприятия. Зачастую это и ... далее

15.11.2021 Мотивация к следованию бизнес-процессам
Если внедряемая система бизнес-процессов не будет поддерживаться соответствующими стимулами и мотивами, то ее положения и не будут исполняться персоналом. ... далее

12.11.2021 Институты, бизнес-процессы и ИТ-проекты
Внедрение системы бизнес-процессов — это не просто введение формальной системы бизнес-процессов — это зачастую непредсказуемые институциональные изменения ... далее

  

ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС»)
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Адрес: 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, с. 7, оф. 29
Тел. 8 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru





© ООО «КОРПСИС», 2006-2021