О  КОМПАНИИ | НАША  МИССИЯ | НАШИ  УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
Целеполагание и стратегическое управление социально-экономическим развитием организации
Управленческий консалтинг. Услуги
Статьи
 
Термины и определения

       

Удаленное консультирование

Удаленная разработка организационной документации

Наши консалтинговые проекты

Коммерческое предложение по разработке эффективной организационной документации

Коммерческое предложение по повышению эффективности деятельности предприятия

Коммерческое предложение по созданию эффективной системы мотивации

Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг

Наши семинары и тренинги


Некоторые наши публикации

Менеджмент сегодня №3 2017 г. «Целеполагание и стратегическое управление развитием организации»

Системная инженерия №5 2017 г. «Мотивация, KPI и культура организации»

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 г. Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы»

Стратегический менеджмент №4 2014г. «Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация»

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения»

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
21.01.2019

Основные проблемы корпоративного управления и их разрешение. Введение

Начало статьи   А.М. Жемчугов, М.К. Жемчугов
Деп. в ВИНИТИ РАН №1, 2019 г.

1. Введение

На рынке сделки между сторонами определяются «механизмом цен» – полным контрактом1. В предприятии же невозможно для каждой внутренней сделки (транзакции) между руководителем и подчиненным (принципалом и агентом) согласовывать цену и заключать полный контракт. Здесь стороны заключают единственный неполный контракт, существо которого в том, агент «за некоторое вознаграждение (которое может быть фиксированным или колеблющимся) соглашается в известных пределах выполнять распоряжения предпринимателя» [1, с. 42]. Но ни эти пределы, ни конкретные решения и действия персонала, никак не могут задаваться контрактом, а «каждый человек обладает своей системой ценностей, которая определяет его действия и влияет на принимаемые решения»2 [3, с. 186]. При этом, поскольку «ресурсы распределяются на основе административных решений» [1, с. 63] принимаемых менеджментом, капитал собственника «не оказывается под его непосредственным контролем и в его распоряжении» [4, с. 443].

С точки зрения теории агентских отношений (отношений принципал-агент [5]), проблема заключается в том, что «принципал поручает агенту предпринимать определенные действия от своего имени. Однако принципал не может непосредственно наблюдать за действиями агента» [2, p. 1]. Более того, принципал и агент обладают асимметрией информации [6, с. 490] – каждый обладает большей информацией в своей конкретной области. За счет этого агент имеет остаточные права контроля активов [7] принципала – имеет право использовать активы собственника любым способом, не противоречащим контракту, «что создает проблему морального риска: агент может принимать меры, которые увеличивают его собственную выгоду, но уменьшают общий профицит отношений» [2, с. 1]. И эта проблема морального риска делает «личность агента весьма актуальной» [2, с. 26]. И с этими вопросами во многом связана «проблема корпорации» [8, с. 316], отмечаемая и в современной российской практике: «Основной проблемой в российской корпоративной практике является ситуация, когда руководство компании не действует в интересах акционеров, а стремится действовать в собственных интересах (личное обогащение) в ущерб интересам компании» [ 9, с. 162].

Невозможность контроля активов собственником, неполнота контракта, асимметрия информации, остаточные права контроля активов, доминирование личного интереса3, – это не проблемы – это объективные обстоятельства, находящиеся вне сферы нашего влияния. Необходим комплексный анализ этих обстоятельств, выявление и разрешение всей системы проблем корпоративного управления. В статье, на базе классического труда Ф. Найта «Риск, неопределенность и прибыль» [8], показано, что бизнес имеет две составляющие: предпринимательство, как целеполагание в условиях неопределенности с принятием риска и ответственности за результат; и рутину, как целеосуществление – разработку, производство и реализацию принятых при целеполагании рыночных и внутренних продуктов. Показано, что комплекс проблем корпоративного управления, с учетом результатов трудов целого ряда ученых, в том числе и лауреатов Нобелевских премий по экономике: К. Эрроу (1972), Г. Саймона (1978), Р. Коуза (1991), Г. Беккера (1992), Д. Норта (1993), Дж. Акерлофа (2001), Д. Кахнемана (2002), Э. Остром и О. Уильямсона (2009), О. Харта и Б. Хольмстрома (2016), Р. Тайлера (2017), в основном связан с принципиальной неопределенностью будущего и иррациональностью человека, и включает следующие пять основных обстоятельств, находящиеся вне сферы нашего влияния:

  1. Капитал собственника не находится в распоряжении собственника и под его непосредственным управлением.
  2. Неразложимость общих целей человека и предприятия – невозможность сколь-нибудь логической формализации процесса целеполагания.
  3. Невозможность единых принципов и структур целеполагания и целеосуществления.
  4. Наше видение будущей ситуации, как ничем не ограниченный объем разнородной субъективной информации.
  5. Неверифицируемость исполнения контрактов с руководителями предприятия.

Человек не в силе изменить эти объективные обстоятельства и проблема не в том, чтобы их изменить, проблема в том, чтобы решить вытекающие из этих обстоятельств проблемы и обеспечивать эффективную деятельность предприятия в этих объективных обстоятельствах.

Настоящая статья посвящена анализу отмеченных обстоятельств и практическому решению комплекса вытекающих проблем и, как следствие, определения путей практического повышения эффективности корпоративного управления.

_____________________

1 Здесь сделка – это передача права собственности на какой-либо конкретный материальный или нематериальный актив [2].

2 В предприятии при принятии решения для человека представляют ценность: его личные предвидимые результаты: материальное вознаграждение, рост человеческого капитала, повышение социального статуса, удовлетворенность условиями труда и отношениями в коллективе, развитие социума результатами деятельности предприятия (общественная необходимость деятельности). Для каждого индивида эти факторы имеют разную ценность, каждый при принятии решения имеет свою оценку совокупности отмеченных факторов.

3 «Вечным препятствием для человеческого сотрудничества является то, что у людей разные интересы» [2, с. 1].

Начало статьи << СОДЕРЖАНИЕ >> 2. Две составляющие корпоративного управления

 


__________________
Версия для печати


Мы будем рады ответить на Ваши вопросы по статье "Основные проблемы корпоративного управления и их разрешение", рассмотреть Ваши замечания и отзывы. Отвечает главный специалист Жемчугов Михаил, к.т.н.
Имя
Текст


Наши консалтинговые услуги:
В связи с тяжелой ситуацией в стране цены наших консалтинговых услуг с 26 марта 2020 года снижены на 40% по отношению к прайс-листу. Введены удаленное консультирование и удаленная разработка организационной документации.

Последние новости

16.12.2019
Консалтинговые услуги по организации деятельности АНО КПФ «Русь милосердная»
22.11.2019
Разработка системы мотивации и организационной документации компании «Торговый Дом «ЭСКО»
02.04.2019
Создание системы ключевых положений деятельности компании "МАСЛ ФЕКТОРИ"



Последние вопросы, ответы, комментарии по разделу "Организация"

Почему организационная структура должна соответствовать стратегии организации?


19.03.2020 21:44   Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.   Статья: Как построить эффективную организацию в России: стратегия и структура

Если мы говорим, что организационная структура должна соответствовать стратегии организации, то мы говорим о том, что изменение стратегии должно изменять и организационную структуру.
Однако структура – это самый консервативный элемент предприятия, в то время как стратегия может изменяться по нескольку раз в год. Поэтому чаще всего стратегия разрабатывается под действующую структуру, а изменения структуры проводят только тогда, когда это особо необходимо: когда потери, связанные с дальнейшим сохранением устаревающей структуры, превысят потери (моральные и материальные) на ее изменение.



Наши новые статьи

27.03.2020 Практическое построение эффективного предприятия. Анонс серии статей Международный журнал "Проблемы теории и практики управления" 2020, №2
В международном журнале «Проблемы теории и практики управления» 2020 года публикуется серия наших статей «Практическое построение эффективного предприятия». Она включает три статьи: «Рыночное предприятие: возникновение, ... далее

26.12.2019 Эффективная организация и ее организационная документация
В предлагаемой статье рассмотрены вопросы организации предприятия и создания соответствующей организационной документации. Показано что наибольшая эффективность достигается при бюрократической консенсуальной ... далее

19.08.2019 Основной фактор построения эффективного предприятия
Настоящая статья посвящена вопросу о том, что является определяющим фактором при построении эффективного предприятия. Показано, что таким фактором является сформированный институт предприятия, именно он определяет ... далее

14.03.2019 Эффективная организация деятельности предприятия. Историко-институциональный подход Деп. в ВИНИТИ РАН 27.02.2019, № 11-В2019. 111 с.
Целью статьи является определение путей повышения эффективности деятельности предприятия. Исследование базируется на изучении различных форм организации деятельности начиная с первобытных общин, трех видов экономических ... далее

21.01.2019 Основные проблемы корпоративного управления и их разрешение Деп. в ВИНИТИ РАН 17.01.2019, № 1-В2019, 40 с.
Одна из первых проблем корпоративного управления была показана еще Адамом Смитом – это проблема того, что капитал собственника не находится под его непосредственным контролем и в его распоряжении. Далее был выявлен и ... далее


  

ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС»)
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Адрес: 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, с. 7, оф. 29
Тел. 8 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru





© ООО «КОРПСИС», 2006-2020