О  КОМПАНИИ | НАША  МИССИЯ | НАШИ  УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
Целеполагание и стратегическое управление социально-экономическим развитием организации
Управленческий консалтинг. Услуги
Статьи
 
Термины и определения

       

Коммерческое предложение консалтинговых услуг

Консалтинговый проект повышения эффективности деятельности предприятия

Эффективная система мотивации персонала

Наш договор консалтинга

Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг

Бесплатный экспресс-анализ деятельности предприятия

Семинары и тренинги "Развитие организации"

Коммерческое предложение по разработке организационной документации

Методика развития организации ВПМ

Парадигма предприятия СТОО


Некоторые наши публикации

Менеджмент сегодня №3 2017 г. «Целеполагание и стратегическое управление развитием организации»

Системная инженерия №5 2017 г. «Мотивация, KPI и культура организации»

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 г. Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы»

Стратегический менеджмент №4 2014г. «Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация»

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения»

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
21.01.2019

Основные проблемы корпоративного управления и их разрешение. Введение

Начало статьи   А.М. Жемчугов, М.К. Жемчугов
Деп. в ВИНИТИ РАН №1, 2019 г.

1. Введение

На рынке сделки между сторонами определяются «механизмом цен» – полным контрактом1. В предприятии же невозможно для каждой внутренней сделки (транзакции) между руководителем и подчиненным (принципалом и агентом) согласовывать цену и заключать полный контракт. Здесь стороны заключают единственный неполный контракт, существо которого в том, агент «за некоторое вознаграждение (которое может быть фиксированным или колеблющимся) соглашается в известных пределах выполнять распоряжения предпринимателя» [1, с. 42]. Но ни эти пределы, ни конкретные решения и действия персонала, никак не могут задаваться контрактом, а «каждый человек обладает своей системой ценностей, которая определяет его действия и влияет на принимаемые решения»2 [3, с. 186]. При этом, поскольку «ресурсы распределяются на основе административных решений» [1, с. 63] принимаемых менеджментом, капитал собственника «не оказывается под его непосредственным контролем и в его распоряжении» [4, с. 443].

С точки зрения теории агентских отношений (отношений принципал-агент [5]), проблема заключается в том, что «принципал поручает агенту предпринимать определенные действия от своего имени. Однако принципал не может непосредственно наблюдать за действиями агента» [2, p. 1]. Более того, принципал и агент обладают асимметрией информации [6, с. 490] – каждый обладает большей информацией в своей конкретной области. За счет этого агент имеет остаточные права контроля активов [7] принципала – имеет право использовать активы собственника любым способом, не противоречащим контракту, «что создает проблему морального риска: агент может принимать меры, которые увеличивают его собственную выгоду, но уменьшают общий профицит отношений» [2, с. 1]. И эта проблема морального риска делает «личность агента весьма актуальной» [2, с. 26]. И с этими вопросами во многом связана «проблема корпорации» [8, с. 316], отмечаемая и в современной российской практике: «Основной проблемой в российской корпоративной практике является ситуация, когда руководство компании не действует в интересах акционеров, а стремится действовать в собственных интересах (личное обогащение) в ущерб интересам компании» [ 9, с. 162].

Невозможность контроля активов собственником, неполнота контракта, асимметрия информации, остаточные права контроля активов, доминирование личного интереса3, – это не проблемы – это объективные обстоятельства, находящиеся вне сферы нашего влияния. Необходим комплексный анализ этих обстоятельств, выявление и разрешение всей системы проблем корпоративного управления. В статье, на базе классического труда Ф. Найта «Риск, неопределенность и прибыль» [8], показано, что бизнес имеет две составляющие: предпринимательство, как целеполагание в условиях неопределенности с принятием риска и ответственности за результат; и рутину, как целеосуществление – разработку, производство и реализацию принятых при целеполагании рыночных и внутренних продуктов. Показано, что комплекс проблем корпоративного управления, с учетом результатов трудов целого ряда ученых, в том числе и лауреатов Нобелевских премий по экономике: К. Эрроу (1972), Г. Саймона (1978), Р. Коуза (1991), Г. Беккера (1992), Д. Норта (1993), Дж. Акерлофа (2001), Д. Кахнемана (2002), Э. Остром и О. Уильямсона (2009), О. Харта и Б. Хольмстрома (2016), Р. Тайлера (2017), в основном связан с принципиальной неопределенностью будущего и иррациональностью человека, и включает следующие пять основных обстоятельств, находящиеся вне сферы нашего влияния:

  1. Капитал собственника не находится в распоряжении собственника и под его непосредственным управлением.
  2. Неразложимость общих целей человека и предприятия – невозможность сколь-нибудь логической формализации процесса целеполагания.
  3. Невозможность единых принципов и структур целеполагания и целеосуществления.
  4. Наше видение будущей ситуации, как ничем не ограниченный объем разнородной субъективной информации.
  5. Неверифицируемость исполнения контрактов с руководителями предприятия.

Человек не в силе изменить эти объективные обстоятельства и проблема не в том, чтобы их изменить, проблема в том, чтобы решить вытекающие из этих обстоятельств проблемы и обеспечивать эффективную деятельность предприятия в этих объективных обстоятельствах.

Настоящая статья посвящена анализу отмеченных обстоятельств и практическому решению комплекса вытекающих проблем и, как следствие, определения путей практического повышения эффективности корпоративного управления.

_____________________

1 Здесь сделка – это передача права собственности на какой-либо конкретный материальный или нематериальный актив [2].

2 В предприятии при принятии решения для человека представляют ценность: его личные предвидимые результаты: материальное вознаграждение, рост человеческого капитала, повышение социального статуса, удовлетворенность условиями труда и отношениями в коллективе, развитие социума результатами деятельности предприятия (общественная необходимость деятельности). Для каждого индивида эти факторы имеют разную ценность, каждый при принятии решения имеет свою оценку совокупности отмеченных факторов.

3 «Вечным препятствием для человеческого сотрудничества является то, что у людей разные интересы» [2, с. 1].

Начало статьи << СОДЕРЖАНИЕ >> 2. Две составляющие корпоративного управления

 


__________________
Версия для печати


Мы будем рады ответить на Ваши вопросы по статье "Основные проблемы корпоративного управления и их разрешение", рассмотреть Ваши замечения и отзывы. Введите Ваше имя и текст.
Имя
Текст


Наши консалтинговые услуги:
В связи с завершением отработки нашей методологии консалтинговых работ время проведения работ, а соответственно и цены, понижены, качество - повышено.

Последние новости

02.04.2019
Заключен Договор с компанией "МАСЛ ФЕКТОРИ"
03.08.2017
Заключен договор с холдингом «Рублевский» на проведение консалтингового проекта
20.07.2017
Проведен корпоративный семинар по новой теме «Новая парадигма предприятия. Практическое повышение эффективности»



Последние вопросы, ответы, комментарии по разделу "Организация"

23.09.2019 13:39   Виктор   Статья: Корпоративное управление. Дерево целей

Понятие и сущность корпоративного управления?


23.09.2019 15:04   Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.   Статья: Корпоративное управление. Дерево целей

По определению Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР): «Корпоративное управление включает в себя систему взаимоотношений между менеджментом компании, ее советом директоров, ее акционерами и иными заинтересованными лицами. Корпоративное управление также определяет структуру, с помощью которой устанавливаются цели компании, а также способы достижения этих целей и мониторинг результатов деятельности» [OECD (2016). Принципы корпоративного управления G20/ОЭСР. OECD Publishing, Paris. URL: http://dx.doi.org/10.1787/9789264252035-ru].



Наши новые статьи

14.03.2019 Эффективная организация деятельности предприятия. Историко-институциональный подход Деп. в ВИНИТИ РАН 27.02.2019, № 11-В2019. 111 с.
Целью статьи является определение путей повышения эффективности деятельности предприятия. Исследование базируется на изучении различных форм организации деятельности начиная с первобытных общин, трех видов экономических ... далее

21.01.2019 Основные проблемы корпоративного управления и их разрешение Деп. в ВИНИТИ РАН 17.01.2019, № 1-В2019, 40 с.
Одна из первых проблем корпоративного управления была показана еще Адамом Смитом – это проблема того, что капитал собственника не находится под его непосредственным контролем и в его распоряжении. Далее был выявлен и ... далее

01.12.2018 Решение проблемы мотивации персонала Журнал "Мотивация и управление персоналом" №3 2018 г.
Проблема мотивации персонала до настоящего времени так и не решена, несмотря на большое число исследований в данной сфере. Это можно осуществить только на базе современных трудов ученых в области теорий транзакционных ... далее

21.11.2018 Проблема мотивации персонала: практическое решение Журнал "Мотивация и управление персоналом" №4 2018 г.
В статье описано коллективное целеполагание с определением эффективных средств достижения целей и предоставлением персоналу прав собственности на результаты деятельности предприятия, что обеспечивает внутреннюю ... далее

09.08.2018 Основные положения парадигмы собственника эффективного предприятия Международный журнал "Проблемы теории и практики управления" № 6, 2018
Показано, что социально-экономические результаты предприятия являются следствием созданной в нем институциональной и организационной среды. По мнению авторов, управление предприятием со стороны собственника в основном ... далее


  

ООО «Корпоративные системы управления- КОРПСИС»
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Адрес: 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, с. 7, оф. 29
Тел. 8 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru





© 2006—2019 CopSys.ru