ООО "КОРПСИС"
+7 (495) 998-85-99

О КОМПАНИИ | НАША МИССИЯ | УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ

Наш путь не "разработан", а выявлен в ходе наших 18-летних консалтинговых услуг с параллельными теоретическими исследованиями. Получен сопоставительным анализом наших практических результатов, результатов, полученных антропологами Марселем Моссом, Брониславот Малиновским, Марселем Годелье, с положениями отцов-основателей социологии: Карла Маркса, Эмиля Дюркгейма, Макса Вебера. А там, где социология не помогала, например, в целеполагании – с положениями основателей психоанализа Зигмунда Фрейда, Альфреда Адлера, Карла Юнга. А также сопоставительным анализом и положениями целого ряда лауреатов Нобелевских премий, известных современных российских и зарубежных авторов.

.
Аналитические статьи по организации и эффективности деятельности предприятия
Консалтинг Современный менеджмент
Мотивация и культура
Стратегическое управлениеОргструктуры управленияМенеджмент качестваСтатьи PDF 2019–2024
Наши статьи "Современный менеджмент":

Корпоративное управление

Корпоративное управление (corporate governance) это, в основном, управление компанией со стороны собственника. По определению Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР): «Корпоративное управление включает в себя систему взаимоотношений между менеджментом компании, ее советом директоров, ее акционерами и иными заинтересованными лицами. Корпоративное управление также определяет структуру, с помощью которой устанавливаются цели компании, а также способы достижения этих целей и мониторинг результатов деятельности» [1, с. 9]. Исходя из этого можно отметить, что корпоративное управление в своей основе включает формирование ключевых положений деятельности предприятия (технологических и институциональных) и обеспечение взаимодействия с основными заинтересованными сторонами, включая определение направления деятельности - основных продуктов и основных потребителей. Фактически - это управление бизнесом его собственником. В то время как управление предприятием - создание и реализация продукции - это прерогатива руководителя предприятия.

Необходимость корпоративного управления объясняется не только необходимостью деятельности собственника во внешней среде, но и обеспечения такой институциональной среды предприятия, при которой деятельность наемных менеджеров и рядовых сотрудников не только в личных интересах, а и в интересах предприятия. Ведь единственной причиной для вступления в кооперацию является стремление удовлетворить личные мотивы, а цель организации не имеет значения для отдельного человека. Для него существенны его отношения с организацией, то, каких жертв она от него требует и какие выгоды приносит [2, с. 44]. Даже «цели высших руководителей компании зачастую не соответствуют целям ее акционеров» [3, с. 62]. Соответственно «основной проблемой в российской корпоративной практике является ситуация, когда руководство компании не действует в интересах акционеров, а стремится действовать в собственных интересах (личное обогащение) в ущерб интересам компании» [4, с. 162].

И такое положение Адам Смит объяснял тем, что управление активами предприятия передается наемному менеджменту и не оказываются под непосредственным контролем и в распоряжении собственника. Отмечают это и Показывают эту проблему и лауреаты Нобелевской премии по экономике 2016 года О. Харт и Б. Хольстрем: «Совет директоров не может точно наблюдать за тем, как генеральный директор управляет компанией» [5, с. 6]. А в такой ситуации: «ничего не может быть глупее, как ожидать, чтобы служащие большой фирмы, <…> почти совершенно свободные от контроля, <…> отказались навсегда от всякой надежды составить себе состояние, для чего они имеют в руках все средства, и удовлетворились скромным жалованьем, которое дают им хозяева» [6, с. 605]. В итоге «фирма выходит из-под контроля ее первоначальных основателей, контроль над ней сосредоточивается преимущественно в руках ее "директоров"» [7, с. 1003], а акционеры могут жить лишь «довольствуясь получением такого полугодового или годового дивиденда, какой директора сочтут нужным выдать им» [6, с. 691].

«Способности, которые должны быть присущи идеальному предпринимателю, столь велики и столь многочисленны, что очень мало людей могут в очень высокой степени обладать всеми ими» [7, с. 993]. Соответственно собственники крупных предприятий стали «передавать свой капитал в руки других, нанимаемых ими, лиц» [7, с. 1003]. И тот собственник, который «обладая малыми способностями, распоряжается крупным капиталом, вскоре теряет его … чем больше предприятие, тем быстрее он приведет его к краху» [7, с. 1027]. Ведь «до какой степени субъект управляет капиталом, до такой он и является собственником-капиталистом» [8, с. 207].

Таким образом корпоративное управление это проблема того, что с одной стороны собственник должен передавать управление капиталом наемному менеджменту, с другой - должен сам управлять своим капиталом. И эффективным собственником-капиталистом является тот, кто способен решить эту проблему. Этому вопросу будет посвящена следующая статья.

Вторая статья "Эффективное корпоративное управление".

См. статью 2019 года "Основные проблемы корпоративного управления и их разрешение"

Список литературы

  1. OECD. Принципы корпоративного управления G20/ОЭСР. OECD Publishing, Paris. 2016. URL: http://dx.doi.org/10.1787/9789264252035-ru.
  2. Барнард Ч. Функции руководителя: власть, стимулы и ценности в организации. М., Челябинск: Социум, ИРИСЭН. 2009.
  3. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. СПб: Питер Ком. 1999.
  4. Луценко С.И. Дилемма выбора модели управления компанией // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2014, № 2. С. 162-172.
  5. Hart O.D., Holmström B. Contract theory. Scientic background on the Sveriges Riksbank Prize in economic sciences in memory of Alfred Nobel. The Royal Swedish Academy of Sciences. Stockholm, Sweden. 2016. URL: https://www.nobelprize.org/uploads/2018/06/advanced-economicsciences2016.pdf. Уточнено 12.10.2018.
  6. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.: Эксмо. 2017.
  7. Маршалл А. Принципы экономической науки. М.: Директ-Медиа. 2012.
  8. Ильина М. С. Роль управления в процессе трансформации капиталистической формы собственности: от частной к «менеджерской»? // Известия высших учебных заведений. Общественные науки. 2015. №4. С. 197-209.

__________________
Версия для печати


:

Наши новые статьи

03.07.2024 Единая солидарная система регламентов ЕССР Деп. в ВИНИТИ РАН 08.07.2024, № 26-В2024, 37 с.
В настоящее время – время интеллектуального труда – его измерение невозможно. И системы мотивации не работают в принципе. Единственный путь повышения ... далее

04.05.2024 Методика организации деятельности предприятия, обеспечивающая максимальную эффективность его деятельности Деп. в ВИНИТИ РАН 06.05.2024, № 18 – В024
Настоящая статья является развитием нашей методики организации деятельности предприятия, обеспечивающей максимальную эффективность его деятельности, ... далее

25.04.2024 Повышение эффективности деятельности предприятия: разработка системы регламентов
Повышение эффективности деятельности предприятия как разработка системы регламентов ... далее



       
ООО Корпоративные системы управления («КОРПСИС») г. Москва
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Тел. +7 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru

© ООО «КОРПСИС», 2006-2024