О компании | Миссия компании | Наши услуги | Цены | Проекты | Контакты
Целеполагание и стратегическое управление социально-экономическим развитием организации
Управленческий консалтинг. Услуги
Статьи
 
Термины и определения

       

Удаленные консультации по управленческому консалтингу

Удаленная разработка организационной документации

Наши консалтинговые проекты

Коммерческое предложение по разработке эффективной организационной документации

Коммерческое предложение по повышению эффективности деятельности предприятия

Коммерческое предложение по созданию эффективной системы мотивации

Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг

Наши семинары и тренинги


Наши публикации разных лет

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №9 2020 Построение эффективного предприятия»

Менеджмент сегодня №3 2017 «Целеполагание и стратегическое управление развитием организации»

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы»

Стратегический менеджмент №4 2014 «Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация»

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 «Цель предприятия и стратегия ее достижения»

Креативная экономика №9 2010 «Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия»

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
27.11.2017

Корпоративное управление

Корпоративное управление (corporate governance) это, в основном, управление компанией со стороны собственника. По определению Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР): «Корпоративное управление включает в себя систему взаимоотношений между менеджментом компании, ее советом директоров, ее акционерами и иными заинтересованными лицами. Корпоративное управление также определяет структуру, с помощью которой устанавливаются цели компании, а также способы достижения этих целей и мониторинг результатов деятельности» [1, с. 9]. Исходя из этого можно отметить, что корпоративное управление в своей основе включает формирование ключевых положений деятельности предприятия (технологических и институциональных) и обеспечение взаимодействия с основными заинтересованными сторонами, включая определение направления деятельности - основных продуктов и основных потребителей. Фактически - это управление бизнесом его собственником. В то время как управление предприятием - создание и реализация продукции - это прерогатива руководителя предприятия.

Необходимость корпоративного управления объясняется не только необходимостью деятельности собственника во внешней среде, но и обеспечения такой институциональной среды предприятия, при которой деятельность наемных менеджеров и рядовых сотрудников не только в личных интересах, а и в интересах предприятия. Ведь единственной причиной для вступления в кооперацию является стремление удовлетворить личные мотивы, а цель организации не имеет значения для отдельного человека. Для него существенны его отношения с организацией, то, каких жертв она от него требует и какие выгоды приносит [2, с. 44]. Даже «цели высших руководителей компании зачастую не соответствуют целям ее акционеров» [3, с. 62]. Соответственно «основной проблемой в российской корпоративной практике является ситуация, когда руководство компании не действует в интересах акционеров, а стремится действовать в собственных интересах (личное обогащение) в ущерб интересам компании» [4, с. 162].

И такое положение Адам Смит объяснял тем, что управление активами предприятия передается наемному менеджменту и не оказываются под непосредственным контролем и в распоряжении собственника. Отмечают это и Показывают эту проблему и лауреаты Нобелевской премии по экономике 2016 года О. Харт и Б. Хольстрем: «Совет директоров не может точно наблюдать за тем, как генеральный директор управляет компанией» [5, с. 6]. А в такой ситуации: «ничего не может быть глупее, как ожидать, чтобы служащие большой фирмы, <…> почти совершенно свободные от контроля, <…> отказались навсегда от всякой надежды составить себе состояние, для чего они имеют в руках все средства, и удовлетворились скромным жалованьем, которое дают им хозяева» [6, с. 605]. В итоге «фирма выходит из-под контроля ее первоначальных основателей, контроль над ней сосредоточивается преимущественно в руках ее "директоров"» [7, с. 1003], а акционеры могут жить лишь «довольствуясь получением такого полугодового или годового дивиденда, какой директора сочтут нужным выдать им» [6, с. 691].

«Способности, которые должны быть присущи идеальному предпринимателю, столь велики и столь многочисленны, что очень мало людей могут в очень высокой степени обладать всеми ими» [7, с. 993]. Соответственно собственники крупных предприятий стали «передавать свой капитал в руки других, нанимаемых ими, лиц» [7, с. 1003]. И тот собственник, который «обладая малыми способностями, распоряжается крупным капиталом, вскоре теряет его … чем больше предприятие, тем быстрее он приведет его к краху» [7, с. 1027]. Ведь «до какой степени субъект управляет капиталом, до такой он и является собственником-капиталистом» [8, с. 207].

Таким образом корпоративное управление это проблема того, что с одной стороны собственник должен передавать управление капиталом наемному менеджменту, с другой - должен сам управлять своим капиталом. И эффективным собственником-капиталистом является тот, кто способен решить эту проблему. Этому вопросу будет посвящена следующая статья.

Вторая статья "Эффективное корпоративное управление".

См. статью 2019 года "Основные проблемы корпоративного управления и их разрешение"

Список литературы

  1. OECD. Принципы корпоративного управления G20/ОЭСР. OECD Publishing, Paris. 2016. URL: http://dx.doi.org/10.1787/9789264252035-ru.
  2. Барнард Ч. Функции руководителя: власть, стимулы и ценности в организации. М., Челябинск: Социум, ИРИСЭН. 2009.
  3. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. СПб: Питер Ком. 1999.
  4. Луценко С.И. Дилемма выбора модели управления компанией // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2014, № 2. С. 162-172.
  5. Hart O.D., Holmström B. Contract theory. Scientic background on the Sveriges Riksbank Prize in economic sciences in memory of Alfred Nobel. The Royal Swedish Academy of Sciences. Stockholm, Sweden. 2016. URL: https://www.nobelprize.org/uploads/2018/06/advanced-economicsciences2016.pdf. Уточнено 12.10.2018.
  6. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.: Эксмо. 2017.
  7. Маршалл А. Принципы экономической науки. М.: Директ-Медиа. 2012.
  8. Ильина М. С. Роль управления в процессе трансформации капиталистической формы собственности: от частной к «менеджерской»? // Известия высших учебных заведений. Общественные науки. 2015. №4. С. 197-209.

__________________
Версия для печати


Мы будем рады ответить на Ваши вопросы по статье "Корпоративное управление", рассмотреть Ваши замечания и отзывы. Отвечает главный специалист Жемчугов Михаил, к.т.н.
Имя
Текст


В связи с тяжелой ситуацией в стране, цены наших консалтинговых услуг с марта 2020 г. снижены на 40%. Введено удаленное проведение (Skype, Zoom, WhatsApp, Viber): консультаций; семинаров и тренингов; разработки организационной документации; консалтинговых проектов и, с октября, бесплатные консультации и бесплатные семинары.

Последние новости

07.06.2020
Консалтинговые услуги по организации деятельности АНО КПФ «Русь милосердная»
22.11.2019
Разработка системы мотивации и организационной документации компании «Торговый Дом «ЭСКО»
02.04.2019
Создание системы ключевых положений деятельности компании "МАСЛ ФЕКТОРИ"



Последние вопросы, ответы, комментарии по разделу "Организация"

20.01.2021 19:16   Дмитрий   Статья: Цель деятельности организации

Так как все же определить цель компании?


20.01.2021 23:16   Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.   Статья: Цель деятельности организации

Цель компании - это, с одной стороны, цель, которая может быть достигнута. Постановка недостижимой цели может привести компанию к гибели. С другой же - это цель, которая будет обеспечивать устойчивое, а лучше лидирующее положение на рынке. Соответственно необходима максимально достижимая цель.
Если не вдаваться в детали, найти эту цель можно анализируя деятельность компании "как есть", далее строя видение компании, которая будет более эффективна - видение "как должно быть", далее определяя результаты, которые будет давать компания при достижении ею состояния "как должно быть". Это и будет цель предприятия. Но ее достижению должна предшествовать реализация цели превращения текущего состояния компании, в состояние "как должно быть".



Наши новые статьи

26.10.2020 Социальные отношения и производительные силы: ретроспектива, состояние и перспективы ВИНИТИ РАН, 2020, № 44, 141 с.
В статье показана полная неадекватность управления по различным показателям эффективности. Показан единственно правильный путь повышения эффективности за счет ... далее

31.08.2020 Построение эффективного предприятия Международный журнал "Проблемы теории и практики управления" 2020, №9
Предлагаемая статья является завершающей статьей одноименной серии 3-х статей "Построение эффективного предприятия". В статье показано, что предприятие ... далее

01.06.2020 Эффективность предприятия как эффективность входящих в него малых рабочих и организационных групп Международный журнал "Проблемы теории и практики управления" 2020, №6
В первой нашей статье «Рыночное предприятие: возникновение, организация и институты, эффективность» было показано что предприятие – это связная иерархическая ... далее


  

ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС»)
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Адрес: 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, с. 7, оф. 29
Тел. 8 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru





© ООО «КОРПСИС», 2006-2021