Эффективная организация деятельности предприятия. Трансакции дара и обмена
Начало статьи
1.3.Трансакции дара и обмена
Дж. Коммонс ввел три экономических трансакции: bargaining – сделки (торга, свободного рыночного обмена), managing – управления и rationing – рационализации (нормирования, распределения). Здесь мы рассмотрим только первую из них, остальные в разделе 2.1. «Трансакции, не "обмен товаров", а отчуждение/приобретение индивидами прав собственности и свобод, созданных обществом, которое, следовательно, должно быть предметом переговоров между заинтересованными сторонами» [64, с. 652]. При этом «в каждой экономической трансакции существует конфликт интересов, поскольку каждый участник пытается получить как можно больше, а отдать как можно меньше» [65, с. 118.]. Если же посмотреть положения экономики дара Хорвата: «взаимный обмен дарами относится к отложенным трансакциям» [51, с. 46] и трансакции дара «обладают тремя компонентами: дарение, принятие и возврат» [51, с. 46], то можно отметить следующее. При трансакции дара индивиду ничего не известно о том, когда и каким будет ответный дар, даже не гарантируется само наличие ответного дара, нет и факта переговоров между сторонами. Конфликт интересов здесь – это только риск невозврата дара. Исходя из этого трансакция дара – это трансакция из одной компоненты – дарения – и осуществляемая без переговоров. Возврат дара не привязан к конкретному дару14 и, поэтому, – это самостоятельная трансакция дара. Возможно поэтому Дж. Коммонс и не включил трансакцию дара в число трех своих экономических трансакции. Только можно отметить, что переговоры сторон в транзакции дара исключены, их место занимает ответный дар – «ответная» трансакция без переговоров. И это исключает транзакционные издержки в транзакциях дара.
Трансакция дара – это трансакция, при которой одна сторона отчуждает какой-либо предмет и приобретает свободу (снимает с себя обязательство ответного дара), а вторая сторона получает этот предмет и теряет свободу (принимает обязательство ответного дара).
Если рассмотреть идеальную трансакцию торга, то после нее стороны не имеют друг перед другом каких-либо моральных обязательств. Однако полного согласования в ряде случаев достигнуть не удается – трансакционные издержки на такое согласование могут быть огромны. Рациональная трансакция практически невозможна: во-первых, возможности человека ограничены в определении оценок – он обладает только ограниченной рациональностью [61]. Во-вторых, дать адекватную оценку полученным ценностям, человек может только в процессе их использования. Поэтому в реальных случаях ограниченной рациональности трансакции обмена сопровождаются трансакциями дара (определенными сопутствующими уступками, нематериальными дарами), и именно они определяют взаимные обязательства между людьми по завершению трансакции, особенно в результате повторяющихся трансакций. В итоге формируются долговременные отношения между людьми – они и определяют культуру: принятые ценности, нормы и принципы деятельности. Ведь по классическому определению М. Рокича, «ценность – устойчивое убеждение в том, что определенный способ поведения или конечная цель существования предпочтительнее с личной или социальной точек зрения, чем противоположный или обратный способ поведения, либо конечная цель существования. Система ценностных ориентаций – устойчивая система убеждений о предпочтительных методах поведения или конечной цели существования» [цит. по: 66, с. 62]. Если бы обмен был чисто рациональным, не ориентировался на ценности культуры, не сопровождался трансакциями дара, то и отношений между людьми не было бы – была бы чисто механистическая система, а не социальная.
Стороны анализируют не рациональность каждой отдельной трансакции, а анализируют весь комплекс повторяющихся трансакций сделок и даров на достаточно продолжительных интервалах времени, и исходя из этого определяют ценности и принципы взаимодействия. Именно это и формирует культуру, моральные ценности группы, ведь «общественная мораль, в сущности, всегда альтруистична, поскольку главная задача любой морали – разумное ограничение индивидуального эгоизма людей. Кроме того, она психологически опирается на альтруизм как на естественную способность человека к состраданию и самопожертвованию» [53, с. 356].
М. Аболафия писал, что «существенное преимущество анализа рынков как культур состоит в том, что такой подход помогает избавиться от атомизированного представления о рынках <…> Он позволяет исследователю анализировать последствия повторяющейся трансакции, т.е. конструирование институционализированных отношений и систем смыслов. В ходе повторяющегося взаимодействия участники рынка формируют ожидания относительно уместного поведения и сценарии своих ролевых действий. Именно посредством правил и ролей участники и выстраивают [constitute] рынок» [67, с. 64]. Повторяющиеся трансакции – это непременная сущность внутренней деятельности группы – ее внутреннего рынка базирующегося на экономических трансакциях обмена и бартера. Причем культура, ее наличие и ценности, определяется именно трансакциями дара. Рассматривая группы и предприятия как культуры, «мы не принимаем рациональность как некую данность <…> подход к рынкам как культурам позволяет избежать функционалистского заблуждения, свойственного теориям агентских отношений и трансакционных издержек и гласящего, что принятые на рынке правила и роли суть отражение требований рыночной эффективности. Скорее, власть, статус и исторические взаимосвязи (зависимость от предшествующего пути) на рынке отображены социальными образованиями. Данный подход позволяет нам увидеть, как происходит социальное конструирование рыночной культуры» [67, с. 71]. Эти слова М. Аболафия относил к внешним рынкам – тем более они относятся к предприятиям с их внутренними рынками суррогатного обмена и экономики дара.
Таким образом именно внутренние дары определяют ценности группы, ее культуру. Без даров культуры не было бы. Даже самые рациональные индивиды идут на скидки, сопровождают сделку обмена признаками уважения и признания второй стороны, элементами, выходящими за рамки договора, и т.д., а это элементы трансакций дара.
____________________
14 Ответный дар может быть отложенной трансакцией дара сразу на несколько принятых даров.
__________________
Версия для печати