О КОМПАНИИ | НАША МИССИЯ | УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
Два научно обоснованных практических пути повышения эффективности
Повышение эффективности предприятия
Мотивация персонала
Развитие организационной структуры
Разработка организационной документации
Семинары и тренинги
Наши статьи
 
Термины и определения

       

Удаленные консультации по управленческому консалтингу

Удаленная разработка организационной документации

Наши консалтинговые проекты

Коммерческое предложение по разработке эффективной организационной документации

Коммерческое предложение по повышению эффективности деятельности предприятия

Коммерческое предложение по созданию эффективной системы мотивации

Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг

Наши семинары и тренинги


Наши публикации разных лет

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №9 2020 Построение эффективного предприятия»

Менеджмент сегодня №3 2017 «Целеполагание и стратегическое управление развитием организации»

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы»

Стратегический менеджмент №4 2014 «Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация»

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 «Цель предприятия и стратегия ее достижения»

Креативная экономика №9 2010 «Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия»

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
14.03.2019

Эффективная организация деятельности предприятия. Трансакции дара и обмена

Начало статьи

1.3.Трансакции дара и обмена

 

Дж. Коммонс ввел три экономических трансакции: bargaining – сделки (торга, свободного рыночного обмена), managing – управления и rationing – рационализации (нормирования, распределения). Здесь мы рассмотрим только первую из них, остальные в разделе 2.1. «Трансакции, не "обмен товаров", а отчуждение/приобретение индивидами прав собственности и свобод, созданных обществом, которое, следовательно, должно быть предметом переговоров между заинтересованными сторонами» [64, с. 652]. При этом «в каждой экономической трансакции существует конфликт интересов, поскольку каждый участник пытается получить как можно больше, а отдать как можно меньше» [65, с. 118.]. Если же посмотреть положения экономики дара Хорвата: «взаимный обмен дарами относится к отложенным трансакциям» [51, с. 46] и трансакции дара «обладают тремя компонентами: дарение, принятие и возврат» [51, с. 46], то можно отметить следующее. При трансакции дара индивиду ничего не известно о том, когда и каким будет ответный дар, даже не гарантируется само наличие ответного дара, нет и факта переговоров между сторонами. Конфликт интересов здесь – это только риск невозврата дара. Исходя из этого трансакция дара – это трансакция из одной компоненты – дарения – и осуществляемая без переговоров. Возврат дара не привязан к конкретному дару14 и, поэтому, – это самостоятельная трансакция дара. Возможно поэтому Дж. Коммонс и не включил трансакцию дара в число трех своих экономических трансакции. Только можно отметить, что переговоры сторон в транзакции дара исключены, их место занимает ответный дар – «ответная» трансакция без переговоров. И это исключает транзакционные издержки в транзакциях дара.

Трансакция дара – это трансакция, при которой одна сторона отчуждает какой-либо предмет и приобретает свободу (снимает с себя обязательство ответного дара), а вторая сторона получает этот предмет и теряет свободу (принимает обязательство ответного дара).

Если рассмотреть идеальную трансакцию торга, то после нее стороны не имеют друг перед другом каких-либо моральных обязательств. Однако полного согласования в ряде случаев достигнуть не удается – трансакционные издержки на такое согласование могут быть огромны. Рациональная трансакция практически невозможна: во-первых, возможности человека ограничены в определении оценок – он обладает только ограниченной рациональностью [61]. Во-вторых, дать адекватную оценку полученным ценностям, человек может только в процессе их использования. Поэтому в реальных случаях ограниченной рациональности трансакции обмена сопровождаются трансакциями дара (определенными сопутствующими уступками, нематериальными дарами), и именно они определяют взаимные обязательства между людьми по завершению трансакции, особенно в результате повторяющихся трансакций. В итоге формируются долговременные отношения между людьми – они и определяют культуру: принятые ценности, нормы и принципы деятельности. Ведь по классическому определению М. Рокича, «ценность – устойчивое убеждение в том, что определенный способ поведения или конечная цель существования предпочтительнее с личной или социальной точек зрения, чем противоположный или обратный способ поведения, либо конечная цель существования. Система ценностных ориентаций – устойчивая система убеждений о предпочтительных методах поведения или конечной цели существования» [цит. по: 66, с. 62]. Если бы обмен был чисто рациональным, не ориентировался на ценности культуры, не сопровождался трансакциями дара, то и отношений между людьми не было бы – была бы чисто механистическая система, а не социальная.

Стороны анализируют не рациональность каждой отдельной трансакции, а анализируют весь комплекс повторяющихся трансакций сделок и даров на достаточно продолжительных интервалах времени, и исходя из этого определяют ценности и принципы взаимодействия. Именно это и формирует культуру, моральные ценности группы, ведь «общественная мораль, в сущности, всегда альтруистична, поскольку главная задача любой морали – разумное ограничение индивидуального эгоизма людей. Кроме того, она психологически опирается на альтруизм как на естественную способность человека к состраданию и самопожертвованию» [53, с. 356].

М. Аболафия писал, что «существенное преимущество анализа рынков как культур состоит в том, что такой подход помогает избавиться от атомизированного представления о рынках <…> Он позволяет исследователю анализировать последствия повторяющейся трансакции, т.е. конструирование институционализированных отношений и систем смыслов. В ходе повторяющегося взаимодействия участники рынка формируют ожидания относительно уместного поведения и сценарии своих ролевых действий. Именно посредством правил и ролей участники и выстраивают [constitute] рынок» [67, с. 64]. Повторяющиеся трансакции – это непременная сущность внутренней деятельности группы – ее внутреннего рынка базирующегося на экономических трансакциях обмена и бартера. Причем культура, ее наличие и ценности, определяется именно трансакциями дара. Рассматривая группы и предприятия как культуры, «мы не принимаем рациональность как некую данность <…> подход к рынкам как культурам позволяет избежать функционалистского заблуждения, свойственного теориям агентских отношений и трансакционных издержек и гласящего, что принятые на рынке правила и роли суть отражение требований рыночной эффективности. Скорее, власть, статус и исторические взаимосвязи (зависимость от предшествующего пути) на рынке отображены социальными образованиями. Данный подход позволяет нам увидеть, как происходит социальное конструирование рыночной культуры» [67, с. 71]. Эти слова М. Аболафия относил к внешним рынкам – тем более они относятся к предприятиям с их внутренними рынками суррогатного обмена и экономики дара.

Таким образом именно внутренние дары определяют ценности группы, ее культуру. Без даров культуры не было бы. Даже самые рациональные индивиды идут на скидки, сопровождают сделку обмена признаками уважения и признания второй стороны, элементами, выходящими за рамки договора, и т.д., а это элементы трансакций дара.

____________________

14 Ответный дар может быть отложенной трансакцией дара сразу на несколько принятых даров.

1.2. Отношения альтруизма и эгоизма в деятельности группы << СОДЕРЖАНИЕ >> 1.4. Эффективность деятельности малой группы

__________________
Версия для печати

Отзывы, комментарии и вопросы по статье:
"Эффективная организация деятельности предприятия. Историко-институциональный подход"

26.12.2020 21:44  Виталий

Судя по статье, наиболее эффективна партнерская организация предприятия когда часть достигаемого результата предприятия принадлежит коллективу. Так почему мы не видим партнерских предприятий?

26.12.2020 22:33  Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.

Организация, когда часть достигаемого результата предприятия принадлежит коллективу, отлично показала себя в малых группах численностью 5-6 человек. И это отмечалось более 100 лет назад, отмечается и сейчас. В больших же группах этому препятствует эгоистичная сущность человека - чем больше группа, тем меньше вклад каждого члена в ее результат, тем менее он ощутим. И здесь неизбежно появляются «сачки», «халявщики», «безбилетники». А выявлять их и бороться с ними могут только малые тесно сотрудничающие группы.
Теория предприятия как системы партнерских иерархических малых групп только развивается, но, как и все новое, не принимается официальной наукой. Тем не менее принципы построения такой системы уже опубликованы в наших статьях и не вызывают сомнений - какое либо опровержение, или даже критика их, отсутствует.



Мы будем рады ответить на Ваши вопросы по статье "Эффективная организация деятельности предприятия. Историко-институциональный подход", рассмотреть Ваши замечания и отзывы. Отвечает главный специалист Жемчугов Михаил, к.т.н.
Имя
Текст

С января 2021 года цены на наши услуги снижены на 40% с одновременным повышением качества наших услуг, базирующемся на эффективной единой прозрачной методике.

Два единственных метода повышения эффективности
Скачать статью (ВИНИТИ РАН 12.01.2021, № 53, 71 с.)
Читать статью

Последние новости

07.06.2020
Консалтинговые услуги по организации деятельности АНО КПФ «Русь милосердная»
22.11.2019
Разработка системы мотивации и организационной документации компании «Торговый Дом «ЭСКО»
02.04.2019
Создание системы ключевых положений деятельности компании "МАСЛ ФЕКТОРИ"


Наши новые статьи

12.02.2021 Корпоративный семинар «Два единственных пути повышения эффективности деятельности предприятия»
Корпоративный семинар «Два единственных пути повышения эффективности деятельности предприятия — практическая методика и предвидимые результаты» ... далее

19.01.2021 Производительные силы предприятия и его эффективность. Два единственных пути повышения и их практическая реализация Деп. ВИНИТИ РАН 12.01.2021, № 3 - В2021, 71 с.
В связи с большим отставанием эффективности наших предприятий от предприятий развитых стран и все более обостряющейся международной конкуренцией, проблема ... далее

26.10.2020 Социальные отношения и производительные силы: ретроспектива, состояние и перспективы ВИНИТИ РАН, 2020, № 44, 141 с.
В статье показана полная неадекватность управления по различным показателям эффективности. Показан единственно правильный путь повышения эффективности за счет ... далее


  

ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС»)
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Адрес: 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, с. 7, оф. 29
Тел. 8 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru





© ООО «КОРПСИС», 2006-2021