ООО "КОРПСИС"
+7 (495) 998-85-99
О КОМПАНИИ | НАША МИССИЯ | УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
Организация эффективной деятельности предприятия
Разработка организационной документации
Повышение эффективности предприятия
Мотивация персонала
Семинары и тренинги
Наши статьи 2010-2024
Статьи 2019-2024 в формате PDF



       

Бесплатный анализ бизнеса предприятия

Анализ деятельности предприятия

Разработка организационной документации

Разработка и создание вертикали власти предприятия и системы стратегического управления

Корпоративные семинары и семинары-тренинги


Наши публикации разных лет

Менеджмент сегодня №3 2021 Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №2, №4, №9, 2020 Построение эффективного предприятия

Менеджмент сегодня №3 2017 Целеполагание и стратегическое управление развитием организации

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы

Стратегический менеджмент №4 2014 Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 Цель предприятия и стратегия ее достижения

Креативная экономика №9 2010 Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
Итог наших консалтинговых исследований 2006-2024 годов
(104)Эффективная организация деятельности и развития предприятия. Концепция и практическая методика (Гайд III) ВИНИТИ РАН, 27.03.2024. № 8. 379 с. Литература 816 источн.
(51)Максимальная эффективность деятельности предприятия. Концепция и практическая методика. ВИНИТИ РАН, 15.04.2024. № 10. 33 с. (доработанное описание методики по главе VII Гайд III)

Эффективная организация и ее организационная документация. Малая группа

Начало статьи

© А.М. Жемчугов, М.К. Жемчугов,  2019

3. Организация совместной деятельности по достижению цели предприятия

3.1. Малая неформальная группа, кооператив

Исторически первой формой совместной деятельности человека является неформальная организация малых групп. А в XVII веке малая группа впервые была зарегистрирована как предприятие – кооператив. И эти две формы эффективно действуют и в настоящее время, только при соответствующих малых объемах производства.
И малая группа, и кооператив, это несколько человек взявшихся за общее взаимовыгодное дело. И им для эффективной совместной деятельности уже необходима соответствующая организация: распределение задач и функций, определение средств, координация деятельности, соглашение о распределении предвидимого результата. И в ходе совместной деятельности они решают эти внутренние проблемы – самоорганизуются, находят и принимают требуемую им организацию («правила игры» [20]). Но пока группа не выработает такую организацию, ее деятельность практически невозможна [7]. При этом, как правило, все решения группа принимает совместно и равноправно – на базе консенсуса, а когда решения приняты (формализованы) для практической их реализации группа выдвигает лидера [7], который, в принятых рамках, управляет достижением общей цели на принципах единоначалия.

Чем больше численность группы, тем более значимые цели она может ставить и достигать. Однако при росте группы, неизбежного возникновения иерархии [7], растут и проблемы. И большие группы, действующие на принципах самоорганизации и кооперации, тем более иерархические, практически нежизнеспособны [21, 22, 23].
Это объясняется тем, что наличие общей разделяемой цели еще не гарантирует достижение общего результата. Ведь, как отмечал еще Зигмунд Фрейд, «у всех людей имеются разрушительные, следовательно, противообщественные и антикультурные, тенденции и у большого количества людей они достаточно сильны, чтобы определить их поведение в человеческом обществе» [24, с. 114]. Ведь «имея несколько членов команды, каждый из них имеет стимул обманывать друг друга  <…> В результате общая производительность команды снижается» [29, с. 781]. И при этом, конечно, «никто не захочет быть «лохом» [23]. И участники придерживаются стратегии сотрудничества только до тех пор, пока кто-то не начинает отступать от принятых правил – тогда «все остальные немедленно и навсегда также бросают их выполнять» [23, с. 183-184]. Как писали 2016 года О. Харт и Б. Хольстрем в своем Нобелевском труде 2016 года: «Вечное препятствие для человеческого сотрудничества заключается в том, что у людей есть свои интересы » [25, с. 1].

И причины этого коренятся в самом человеке. Как отмечал Роберт Мертон: «Наиболее эффективной в техническом плане процедуре – вне зависимости от того, узаконена она культурой или нет, - как правило, начинают отдавать предпочтение перед институционально предписанным поведением» [22]. Необходимо не только согласованное распределение достигаемого результата, а и соответствующие «правила игры» [20], санкции за нарушение этих правил: «в робастных [самоорганизующихся] институтах надзор и санкции осуществляются не внешними властями, а самими участниками» [23, с. 184]. А «злостных нарушителей подвергают серьезным наказаниям в виде жестких санкций и исключения из группы» [28, с. 18]. При этом «действующие члены будут ограничены угрозами замены аутсайдерами» [29, с. 781]. Правила игры, отвечающие этим принципам, укрепляют сотрудничество и уверенность других участников в том, что общая цель будет достигнута [28, с. 18].
Таким образом, «наиболее значительный аспект социальной среды – это система нормативных правил, подкрепленных санкциями» [30]. И «для того, чтобы группа могла нормально функционировать, она должна выработать систему поощрений и наказаний за исполнение или нарушение принятых в ней норм и правил» [31].

При этом на основе самоорганизации такую систему могут выработать и претворять в жизнь только малые группы: «Обычно мы наблюдаем кооперативное поведение в тех случаях, когда индивиды взаимодействуют постоянно, когда они располагают большой информацией друг о друге и когда численность группы невелика» [20, с. 29]. Тогда «социальные нормы будут хорошо понятны "акторам", создадут основу для знания друг о друге, и это знание будет поддерживаться механизмами, которые делают действия "акторов" понятными друг для друга» [20, с. 32]. И «порядок является результатом тесного совместного существования» [20, с. 59].
В малых группах, где «все на виду» такие нормативные правила формирует и поддерживает сама группа. В больших и иерархических группах такая поддержка необходима в масштабе всей большой группы – централизовано. И именно центр является причиной нежизнеспособности большой группы. Именно в этом причина нежизнеспособности больших кооперативных предприятий. В иерархических организациях «концентрация власти в руках относительно немногих <…> с естественной необходимостью приводит к частому злоупотреблению ею» [32, с. 85]. А «одним из симптомов социального распада и причиной социального раскола является вырождение меньшинства, ранее способного руководить благодаря своим творческим потенциям, но теперь сохраняющего власть лишь благодаря грубой силе» [33, с. 464].

2. Цель социальной системы << СОДЕРЖАНИЕ  >> 3.2. Бюрократическое предприятие

 


__________________
Версия для печати


Последние новости

15.07.2023
Договор консалтинговых услуг по комплексной организации деятельности группы компаний «Тахограф Мастер»
28.06.2023
Проведены работы по Договору оказания консультационных услуг с группой компаний "Киргу"
26.02.2023
Завершен 1-й этап Договора консультационных услуг с "ГК ВЕКТОР"


Наши новые статьи

18.04.2024 Построение и анализ организационной структуры предприятия
В статье проведен современный анализ вопросов построения и анализа организационной структуры предприятия. Рассмотрена фундаментальная проблема сопротивления ... далее

16.04.2024 Максимальная эффективность деятельности предприятия. Концепция и практическая методика
Аннотация ... далее

27.03.2024 Эффективная организация и развитие предприятия. Концепция и практическая методика (Гайд III) Деп. ВИНИТИ РАН 27.03.2024, № 8-В2024
Гайд III ... далее


  
ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС») г. Москва
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества

Тел. +7 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru
© ООО «КОРПСИС», 2006-2024