ООО "КОРПСИС"
+7 (495) 998-85-99
О КОМПАНИИ | НАША МИССИЯ | УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
Организация эффективной деятельности предприятия
Разработка организационной документации
Повышение эффективности предприятия
Мотивация персонала
Семинары и тренинги
Наши статьи 2010-2024
Статьи 2019-2024 в формате PDF



       

Наша методика консалтинговых услуг повышения эффективности предприятия

Анализ деятельности предприятия

Разработка организационной документации

Разработка и создание вертикали власти предприятия и системы стратегического управления

Корпоративные семинары и семинары-тренинги


Наши публикации разных лет

Менеджмент сегодня №3 2021 Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №2, №4, №9, 2020 Построение эффективного предприятия

Менеджмент сегодня №3 2017 Целеполагание и стратегическое управление развитием организации

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы

Стратегический менеджмент №4 2014 Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 Цель предприятия и стратегия ее достижения

Креативная экономика №9 2010 Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
Итог наших консалтинговых исследований 2006-2024 годов
(113)Эффективная организация деятельности и развития предприятия. Концепция и практическая методика (Гайд III) ВИНИТИ РАН, 27.03.2024. № 8. 379 с. Литература 816 источн.
(56)Максимальная эффективность деятельности предприятия. Концепция и практическая методика. ВИНИТИ РАН, 15.04.2024. № 10. 33 с. (доработанное описание методики по главе VII Гайд III)

Эффективная организация и ее организационная документация. Цель

© А.М. Жемчугов, М.К. Жемчугов,  2019

Начало статьи

2. Цель социальной системы

Центральное понятие социологии – это система. «Систему можно определить как организационное или составное Целое, набор или комбинацию элементов или частей, образующих единый комплекс или единое целое» [10]. Ее «следует определять как организованный комплекс средств достижения общей цели. Такой комплекс имеет в общем случае иерархическую структуру, каждый из элементов которой по ступеням иерархии является средством достижения цели элемента (подсистемы) высокого уровня» . Необходимо стремится добиться эффективности всей организации и не допустить, чтобы частные противоречивые интересы и цели отдельных элементов не повредили общему успеху [10].

Как отмечал Чарльз Барнард, «необходимость цели – это аксиома, она заложена в самих словах «система», «координация», «кооперация» [7, с. 85]. И само «существование организации зависит от того, насколько она способна осуществлять свои цели. <…> Если организация не в состоянии достичь своей цели, она разрушается. Однако если она достигла своей цели, то она тоже разрушается. <…> Поэтому наличие обобщенного представления о целях, конкретный характер которых на самом деле все время меняется, представляет собой важнейшую особенность стабильных организаций» [7, с. 89-90].

Любая социальная организация, будь то государство, предприятие, даже отдельный человек, не имеет конкретной конечной цели своего существования. У социальной организации нет конечной цели. Ее цель постоянное, непрерывное развитие [11, с. 563]. «Конечная цель – ничто, движение – все» [12, с. 123]. В.А. Спивак, анализируя эти тезисы, писал: «жизнь проходит в процессе постоянных изменений, в постановке целей и их достижении … Целью обычно является иное состояние живого организма, системы и (или) его отдельных элементов и качеств» [13, с. 96]. Однако остается вопрос, исходя из чего, с какой целью и как мы осуществляем эту смену состояний? На него ответил Альфред Адлер в 1931 году. Он писал, что мы ориентируемся на искусственно созданную постоянную цель развития и превосходства – самую обобщенную цель – «цель, которая не имеет никаких основ в реальной действительности, другими словами, на фикцию» [14, с. 65]. «Но эта фиктивная цель дает человеку «план души», жизненный план как попытку ее добиться, который в реальной деятельности человека всегда принимает конкретную форму» [15, с. 12-13]. Имея такую общую цель «мы можем в соответствии с ней отнести к определенной категории любое наше ощущение и чувство» [14, с. 65]. Эти категории есть «функции ценности», определяющие личное развитие, личные результаты и их ценность для человека, для социальной организации. Исходя из этой общей цели человек строит необходимое ему видение будущего: «Цель, понимаемая как закодированная в мозгу модель потребного организму будущего, обусловливает процессы, которые следует объединить в понятии целеустремленности. Последняя включает в себя всю мотивацию борьбы организма за достижение цели и ведет к развитию и закреплению целесообразных механизмов ее реализации» [12, с. 454]. Таким образом, имея свою функции ценности, и человек, и социальная организация, способны при достижении каждой конкретной цели формировать и следующую конкретную цель, и механизмы ее достижения – развивать свою систему. Социальная система – это самоорганизующаяся и саморазвивающаяся живая система, а не неизменная механистическая система. Изменить социальную систему под изменения внешней среды – это значит изменить ее внутренние ценности, ее культуру, – изменить институт. Только приказами и регламентами сделать это невозможно: «заставить исполнять Положение о корпоративной культуре нельзя» [16, с. 113], «ценности, как правило, не передаются … путем формальных письменных процедур» [17, с. 350].

Масааки Имаи писал, что, если компания стремится выжить и развиваться, нужны как изменение ее организации с изменением статус-кво, так и постоянные небольшие улучшения. Причина в том, что новая организация постепенно деградирует, если не прилагать усилий сначала к ее поддержанию, а затем и новому изменению [18]. А деградация происходит из-за того, что «небольшие улучшения» проводятся несистемно – приводят к накоплению противоречий. А. Богданов писал: «Из системных противоречий вытекает организационная задача, тем более настоятельная, чем сильнее их развитие, задача их разрешения или устранения. Жизнь ее решает или отрицательным путем – разрушается сама система, например умирает организм, или положительным путем – преобразованием системы, освобождающим ее от противоречий» [19].

1. Деятельность предприятия как взаимообмен с вешней и внутренней средой << СОДЕРЖАНИЕ  >> 2. Организация совместной деятельности по достижению цели предприятия

 


__________________
Версия для печати


Последние новости

15.07.2023
Договор консалтинговых услуг по комплексной организации деятельности группы компаний «Тахограф Мастер»
28.06.2023
Проведены работы по Договору оказания консультационных услуг с группой компаний "Киргу"
26.02.2023
Завершен 1-й этап Договора консультационных услуг с "ГК ВЕКТОР"


Наши новые статьи

25.04.2024 Повышение эффективности деятельности предприятия: разработка системы регламентов
Повышение эффективности деятельности предприятия как разработка системы регламентов ... далее

24.04.2024 Методика консалтинговых услуг повышения эффективности предприятия
Наша методика консалтинговых услуг повышения эффективности предприятия. Ее развитие с 2006 года ... далее

22.04.2024 Конечный продукт и результат деятельности консалтинговой компании
Результат деятельности компании – это ее продукт, продукт, который она поставляет потребителю. Однако есть еще и результат, который получает потребитель от ... далее


  
ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС») г. Москва
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества

Тел. +7 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru
© ООО «КОРПСИС», 2006-2024