О компании | Миссия компании | Наши услуги | Цены | Проекты | Контакты
Целеполагание и стратегическое управление социально-экономическим развитием организации
Управленческий консалтинг. Услуги
Статьи
 
Термины и определения

       

Удаленные консультации по управленческому консалтингу

Удаленная разработка организационной документации

Наши консалтинговые проекты

Коммерческое предложение по разработке эффективной организационной документации

Коммерческое предложение по повышению эффективности деятельности предприятия

Коммерческое предложение по созданию эффективной системы мотивации

Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг

Наши семинары и тренинги


Некоторые наши публикации

Менеджмент сегодня №3 2017 г. «Целеполагание и стратегическое управление развитием организации»

Системная инженерия №5 2017 г. «Мотивация, KPI и культура организации»

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 г. Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы»

Стратегический менеджмент №4 2014г. «Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация»

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения»

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
26.12.2019

Эффективная организация и ее организационная документация. Структура документации

Начало статьи

© А.М. Жемчугов, М.К. Жемчугов,  2019

4. СТРУКТУРА ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ

4.1. Система организационной документации

Организационная документация формализует деятельность предприятия – формализует «правила игры». Как отметил Т. Парсонс [30, с. 199], «существует минимальный набор структурных элементов действия – целей, средств, условий  и норм. Невозможно дать значимое описание действия без спецификации всех этих четырех элементов». Здесь «следует специфицировать множество правил, а не отдельное правило, пытаясь выявить последствия изменений определенного правила» [49, с. 109], поскольку «правила действуют системно, а не по отдельности» [49, с. 109]. При этом необходимо специфицировать взаимоувязанную иерархическую систему правил во главе которой должны стоять ключевые положения деятельности: «Ключевая идеология должна быть значимой и вдохновляющей исключительно для людей внутри организации <…> сотрудники внутри организации должны быть преданы ее целям и ценностям» [50, с. 225]. Сформулировать ценности предприятия, которые необходимо донести до коллектива. По классическому определению М. Рокича, «ценность – устойчивое убеждение в том, что определенный способ поведения или конечная цель существования предпочтительнее с личной или социальной точек зрения, чем противоположный или обратный способ поведения, либо конечная цель существования» [цит. по: 51, с. 62]. А правила и регламенты определять исходя из ценностей.

Можно отметить следующие иерархические уровни системы организационной документации.

  1. Миссия (предназначение) предприятия.
    - Предназначение для собственника (развитие социально-экономических результатов предприятия и самого предприятия).
    - Предназначение для потребителя (категория потребителя предприятия, категория продукции для потребителя, ключевые технологии разработки, производства и реализации продукции).
    - Предназначение для коллектива (развитие членов коллектива, самого коллектива).
    - Предназначение для других заинтересованных сторон.
  2. Общие цели предприятия которые выявляются при формулировке и анализе предназначения предприятия: социально-экономические результаты деятельности (1) и видение самого предприятие как института , обеспечивающего эти результаты (2).
  3. Социально-трудовые отношения необходимые для того, чтобы предприятие могло достигать общие цели и исполнять свою миссию .
  4. Организация (внутреннее устройство) предприятия соответствующее социально-трудовым отношениям и обеспечивающее декомпозицию и достижение поставленных конкретных целей.
  5. Организация деятельности по достижению конкретных предметных целей – плановая документация – программы и планы деятельности.
  6. Организационно-распорядительная документация (приказы, распоряжения, и др.) формализующая конкретные принимаемые решения по возникающим нерегламентированным ситуациям.
  7. Записи – документы, содержащие достигнутые результаты или представляющие свидетельство выполненных задач . Они позволяют выявлять отклонения от целей и осуществлять необходимую коррекцию деятельности, при необходимости и ее организацию.

Приведенная система обеспечивает полный цикл развития предприятия: от целеполагания до анализа и коррекции деятельности.
Выше приведена иерархия самих документов, но имеется и иерархия организационной структуры предприятия: от собственника – до рядовых сотрудников. И здесь «большое значение имеет формулирование миссий для ключевых подразделений компании. Каждый отдел может и должен выработать собственную миссию, определяющую его роль, сферу деятельности, направление развития и вклад в общую миссию компании» [53]. Все организационные документы, приведенные выше, должны разрабатываться по всей иерархии предприятия. Самый верхний уровень организационной документации – это уровень собственника предприятия.

3.4. Необходимость консенсуса << СОДЕРЖАНИЕ  >> 4.2. Ключевые положения собственника предприятия

 


__________________
Версия для печати


Мы будем рады ответить на Ваши вопросы по статье "Эффективная организация и ее организационная документация", рассмотреть Ваши замечания и отзывы. Отвечает главный специалист Жемчугов Михаил, к.т.н.
Имя
Текст


В связи с тяжелой ситуацией в стране цены наших консалтинговых услуг с 26 марта 2020 года снижены на 40% по отношению к прайс-листу. Введены удаленное консультирование и удаленная разработка организационной документации.

Последние новости

16.12.2019
Консалтинговые услуги по организации деятельности АНО КПФ «Русь милосердная»
22.11.2019
Разработка системы мотивации и организационной документации компании «Торговый Дом «ЭСКО»
02.04.2019
Создание системы ключевых положений деятельности компании "МАСЛ ФЕКТОРИ"



Последние вопросы, ответы, комментарии по разделу "Организация"

Как связаны понятия «цель» и «стратегия»?


21.06.2020 10:12   Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.   Статья: Целеполагание, стратегия и структура в современном менеджменте

Вначале необходимо привести два определения стратегии. Самое первое определение стратегии предприятия Альфреда Чандлера:
Цитата:
«Стратегия, - это определение основных долгосрочных целей и задач предприятия и утверждение курса действий и распределения ресурсов, необходимых для достижения этих целей»

И более подробное определение Джеймса Куинна характеризующее составляющие стратегии:

Цитата:
«Стратегия должна содержать в себе три важнейшие составляющие: (1) основные цепи деятельности; (2) наиболее существенные элементы политики, направляющие или ограничивающие поле деятельности; и (3) программы основных действий, направленных на достижение поставленных целей и не выходящих за пределы избранной политики»

Оба определения совершенно правилиные, только необходимо одно существенное уточнение. Эти определения ничего не говорят о том, исходя из чего определяются основные цели деятельности. А они определяются из принятой главной цели предприятия, о чем писал еще Чарльз Барнард. Так, если главная цель предприятия - это прибыль - у него будут одни основные цели и одна стратегия. Если это будет захват доли рынка - это будут другие основные цели и другая стратегия. Если это будет подготовка к продаже предприятия - это будут третьи основные цели и третья стратегия.

Главная цель предприятия определяет стратегию: основные (частные) цели, политики (принципы, нормы, средства) ее достижения, и конкретные программы (планы) их достижения.


Большое спасибо!
Все стало понятно!



Наши новые статьи

01.06.2020 Эффективность предприятия как эффективность входящих в него малых рабочих и организационных групп Международный журнал "Проблемы теории и практики управления" 2020, №6
В первой нашей статье «Рыночное предприятие: возникновение, организация и институты, эффективность» было показано что предприятие – это связная иерархическая ... далее

28.04.2020 Рыночное предприятие: возникновение, организация и институт Международный журнал «Проблемы теории и практики управления». 2020. №2.
Статья "Рыночное предприятие: возникновение, организация и институт" открывает серию 3-х статей "Практическое построение эффективного предприятия". Первая ... далее

27.03.2020 Практическое построение эффективного предприятия. Анонс серии статей Международный журнал "Проблемы теории и практики управления" 2020, №2 и посл.
В международном журнале «Проблемы теории и практики управления» 2020 года публикуется серия наших статей «Практическое построение эффективного предприятия». ... далее


  

ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС»)
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Адрес: 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, с. 7, оф. 29
Тел. 8 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru





© ООО «КОРПСИС», 2006-2020