Цель предприятия, организация и управление. 2. Социально-экономическая цель
Журнал "Проблемы экономики и менеджмента" №5 2015 г.
2. Социально-экономическая цель предприятия
Каждое предприятие, как и человек, имеет свою фиктивную цель развития и превосходства. Эта цель не имеет реального существования, но эта фиктивная цель дает жизненный план который всегда принимает конкретную форму [4]. Эта цель заставляет предприятие развиваться и ставить и достигать все более и более высокие социально-экономические цели. Максимальные цели, требуемые исходя из рыночной ситуации и наличных ресурсов социально-экономические цели предприятия (рейтинги, прибыль, и т.д.) – это уже конкретные цели, но еще не предметны, предмет их достижения еще следует определить. Определить продукцию и потребителя, требуемые и имеющиеся средства, ресурсы, и т.д., фактически определить всю организацию, требуемую для достижения поставленной цели. А когда она будет определена – уточнить социально-экономические цели предприятия, обеспечив их достижимость, сделать их максимально-достижимыми, и только тогда можно приступить к их достижению.
Основные выводы:
Поставленная социально-экономическая цель предприятия – это основа организации, она порождает жизненный план ее развития, который, в свою очередь, уточняет саму цель.
3.1. Определение организации
Организация, по определению, – это [5]:
- Внутренняя упорядоченность, согласованность взаимодействия более или менее дифференцированных и автономных частей целого, обусловленная его строением.
- Совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого.
- Объединение людей, совместно реализующих некоторую программу или цель и действующих на основе определенных процедур и правил.
Организация по данному определению имеет три значения: субъект (3), его внутреннее устройство (1), а также управляемый процесс деятельности по созданию этого внутреннего устройства (2), отметим, что создание такого внутреннего устройства – это внутренний проект предприятия. В данной статье организацию как субъект будем именовать как «предприятие». Организацию как внутреннее устройство и ее создание – как «организацию».
Любое предприятие по приведенному определению имеет цель, организовано для достижения этой цели, и осуществляет управление деятельностью по достижению этой цели – по получению предвидимого результата. Первый вопрос организации – это вопрос о том, какая продукция и для кого должна быть произведена реализована. А далее, исходя уже из этого, определить, какие должны применяться организационные принципы, какая должна быть организация, какие организационные изменения потребуется провести в предприятии, как после этого будет вестись управление производством и реализацией.
Элементом организации является и «система управления» – организационные подсистемы: мониторинга, проведения бизнес-процессов, управленческого учета, мотивации, контроля, подготовки принятия управленческих решений, корректирующих и предупреждающих действий, и т.д. Сами эти подсистемы никем и ничем не управляют, не определяют как идет деятельность, они только организованы в соответствии с принятыми принципами управления. А деятельность – это процесс управления с использованием этих подсистем, или просто «управление». Деятельность без управления невозможна, а управление без деятельности лишено смысла. Поэтому далее будем считать термины «управление деятельностью», «управление» и «деятельность» синонимами.
Основные выводы:
Организация, по принятому в статье определению – это создание такого внутреннего устройства предприятия, которое позволяет успешно достигать поставленные цели предприятия.