Цель предприятия, организация и управление. 3.2. Предприятие как «объединение людей»
Журнал "Проблемы экономики и менеджмента" №5 2015 г.
3.2. Предприятие как «объединение людей»
Раскроем термин «деятельность» для человека. У человека много жизненно важных - телеономический потребностей: в воздухе, воде, пище, и т.д. без которых его жизнь невозможна, а также высших потребностей, без которых его жизнь уже невозможно представить. И мотивы, побуждающие человека к деятельности, – это представляемые мысленные предметы удовлетворения этих потребностей [6], «Деятельности без мотива не бывает» [7].
На предприятии деятельность человека полимотивирована, т.е. одновременно отвечает двум или нескольким мотивам [7]. Основные мотивы человека - это и мотивы личного развития, и мотивы развития общества (своего трудового коллектива, района, страны). Основной личный мотив реализуется через вознаграждение (а это все, что ценно для человека) от предприятия, коллектива, и от самой работы [8]. Основной общественный (социальный) мотив реализуется через развитие трудового коллектива и условий труда, и производство общественно-необходимого продукта развивающего общество в котором живет сам человек.
Соответственно организация деятельности человека – это формирование мотивов (социальных и личных) – достижение предмета которых человек ставит своей осознанной целью, и ставит их только сам человек и никто другой: «Только вы лично определяете цели» [9].
Многие телеономические, да и высшие, личные потребности человека работающего на предприятии удовлетворяются через получаемую зарплату. И одна из потребностей современного человека – это деньги [10]. Однако сами деньги не предметны и не могут являться мотивом деятельности [7] (точнее, могут являться только в типографии Госзнака), и основной мотив (предмет удовлетворения потребности в деньгах) человека, работающего на предприятии, – это тот «осознанный предмет», производство которого оценивается и вознаграждается - это мотив-цель. И человек направляет свои основные усилия не на процесс производства продукта, не на заданный ему свыше продукт, и не на его реализацию потребителю, а на тот «осознанный предмет» достижение которого оценивается и вознаграждается. Он направляет деятельность не на то, что задается свыше, а то, что оценивается и вознаграждается.
А в целом, если человеку задано изготовление какого либо предмета, то он не приступит к деятельности пока у него не появится мотив («без мотива нет деятельности»), пока он не увидит свое вознаграждение за этот предмет или общественный смысл этого предмета. И только тогда этот предмет - станет внутренним мотивом его деятельности, только тогда, когда он осознает полезность предмета для себя или для общества. К сожалению, зачастую человеку задается один «предмет», а оценивается другой, и он направляет свою основную деятельность не достижение заданного «предмета», а на достижение другого – того, который оценивается.
При любой организации управления «Надо, по-моему, считаться с тем фактом, что у всех людей имеют место деструктивные, то есть антиобщественные и антикультурные, тенденции и что у большого числа лиц они достаточно сильны, чтобы определить собою их поведение в человеческом обществе» [11].
И необходимо отметить работы МакГрегора, Портера и Лоулера, которые говорят, что усилие, которые тратит работник для достижения целей, пропорционально ожидаемому вознаграждению, а результативность труда зависит и от связи «усилие — вознаграждение».
И эти факты необходимо учитывать во всех аспектах организации предприятия.
Самое главное, надо понимать, что при любой организации управления:
Человек направляет свои основные усилия на то,
что вознаграждается, а не на то, что декларируется. |
Основные выводы:
Для создания организации, необходимой для достижения цели предприятия, необходимо:
• разработать дерево целей;
• поставить каждому руководителю, каждому сотруднику производственную цель (как предвидимый результат), причем поставить так, что бы достижение этой цели стало внутренним мотивом его деятельности, что бы он осознал и свой личный предвидимый результат – свое вознаграждение.
Возможны три основных системы организации предприятия: административная, экономическая и социальная, а также их комбинации.