Цель предприятия, организация и управление. 3.3. Административная система
Журнал "Проблемы экономики и менеджмента" №5 2015 г.
3.3. Административная система
В административной системе каждое подразделение, сотрудник, директивно передает свою продукцию следующему по бизнес-процессу. Вопросы качества и вознаграждения решаются внешней административной системой. Заработная плата идет из фонда оплаты труда предприятия.
В административной системе мотив-цель человека – это избегать санкций и получать похвалу, продвижение по службе. При этом на деле выходит так, что человек учится как избегать санкций и как получать получить похвалу, делать карьеру, а вовсе не как трудиться подобающим образом [12], например, выслуживаясь перед начальством. И исключить это невозможно никакими мерами.
Основа управления – внешний контроль. Сотрудник здесь не получает вознаграждение за продукцию, реализованную потребителю, и выпускаемая им продукция не является, с точки зрения его потребности в вознаграждении, мотивом его деятельности. Административное управление ориентировано на власть, основные побуждающие мотивы которой – это принуждение (угроза негативными последствиями), похвала, убеждение, авторитет [13]. Административное управление работает, в конечном итоге, на человека, на общество, но использует не общественные социальные мотивы, а административные, отчуждающие человека от результата его деятельности.
При такой системе, как отмечал Фредерик Тейлор: рабочий сознательно стремится работать так мало, как только может, и давать значительно меньшую выработку, чем та, на которую он в действительности способен. При этом продолжая держать своего хозяина в убеждении, что он работает хорошим темпом [14]. А много ранее, и задолго до Зигмунда Фрейда, это показал Фредерик Бастиа (1801-1850): «человек устроен так, что всегда ищет приятного и избегает страдания» [15].
Кроме оклада при административном управлении иногда применяют и «непонятные» надбавки и премии из различных фондов (квартальная премия, тринадцатая зарплата), которые субъективны, не привязаны к результату, они только поднимают вес руководителя, распределяющего премии, в глазах его подчиненных и способствуют выполнению его указаний, а также и «выслуживанию» перед ним.
Такой вариант управления самый простой с точки зрения компетенций руководителя, он может быть чистым администратором. Только в этом случае продукцию получает потребитель, а оплачивает продукцию кто-то другой, независимо от оценки потребителя - обратная связь между потребителем и производителем полностью отсутствует.
Потребителем при административной системе является руководитель, результат реализации – санкции или похвала руководителя, карьерный рост. Все определяется личной оценкой руководителя.
Основные выводы:
Административная система не дает сотруднику непосредственной личной экономической мотивации, основные побуждающие мотивы этой системы – это принуждение (угроза негативными последствиями), убеждение, авторитет.